Объединяющая сила леса



20 октября во всех регионах страны прошла добровольная республиканская акция «Чистый лес — 2018», приуроченная к Году малой родины.






Организатором мероприятия выступило Министерство лесного хозяйства Республики Беларусь. В акции принимали участие более 35 тыс. человек. Волонтерами стали представители общественных организаций, трудовых коллективов, учащаяся молодежь. Активное участие в акции приняли и руководители, коллективы аппаратов органов государственного управления, которые решили присоединиться в свой выходной день к мероприятию.




Особый акцент в ходе нынешней кампании был сделан на благоустройство лесного фонда вблизи мемориальных комплексов и знаковых мест. Так, Комитет государственного контроля Республики Беларусь занимался благоустройством территории в Логойском лесхозе, вблизи Мемориального комплекса «Хатынь». Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь работала возле полигона «Тростенецкий». Центральный аппарат Следственного комитета навел порядок на территории детского лагеря «Город Солнца». Коллектив Государственного пограничного комитета весь день трудился вблизи Национального аэропорта Минск. Члены Администрации Президента Республики Беларусь работали в районе аквапарка «Лебяжий». А коллектив аппарата Министерства лесного хозяйства и сотрудники нашей редакции трудились в Боровлянском спецлесхозе, наводили порядок в лесном массиве, расположенном вблизи Республиканского центра олимпийской подготовки по зимним видам спорта «Раубичи», где в феврале 2019 года состоится чемпионат Европы по биатлону.




С целью наведения порядка в лесном фонде специалисты Министерства лесного хозяйства разработали специальный комплекс мероприятий, который включил в себя расчистку квартальных лесосек, уход за лесными культурами, уборку мусора, обустройство мест отдыха и прочее. В этот день лесным волонтерам благоприятствовала и погода. Последняя суббота бабьего лета своими яркими красками словно благодарила людей за их неравнодушие к лесу.












Не пропустить огонь через границу



Высокий класс пожарной опасности сохраняется на территории Милошевичского и Полесского лесхозов. Причиной тому служат пожары, которые вот уже неделю не унимаются на территории Украины.






В зоне повышенной опасности в Полесском лесхозе находятся два лесничества — Храпуньское и Вильенское. Лесная охрана дежурит здесь круглые сутки, к украинской границе доставлена пожарная техника.


— Мы уже несколько раз заливали проблемные участки водой, а также помогали украинским коллегам тушить огонь, — рассказывает главный лесничий Полесского лесхоза Дмитрий Бакунец. — Теперь пожар ушел в сторону Милошевичского лесхоза. В Храпуньском лесничестве ближайшая точка возгорания находится в 150 метрах от нашего лесного фонда. Это уже достаточно далеко, но дежурство там всё еще продолжается.


В конце сентября Полесский лесхоз установил четвертую видеокамеру, которая реагирует на повышенную температуру. Теперь система видеонаблюдения охватывает 100 % территории лесхоза.

— В обнаружении возгорания нам также помогают пограничники. Они, к слову, принимали активное участие в акции «Чистый лес» в минувшие выходные. Также мы мониторим ситуацию с воздуха благодаря авиапатрулированию МЧС, — рассказывает главный лесничий.


В зоне повышенной опасности оказались Глушковичское и Дзержинское лесничества ГЛХУ «Милошевичский лесхоз». Быстро и точно обнаружить очаги возгорания помогли новые камеры видеонаблюдения с тепловизорами, которые были установлены в лесхозе в этом году. Сразу были приняты оперативные меры реагирования. Было организовано дежурство людей и техники, прокладка противопожарных полос вдоль границы и заливка проблемных участков водой. С учетом наличия одновременно нескольких опасных участков оперативное управление от руководства лесхоза осуществляли: в Глушковичах — главный лесничий Александр Маркевич, в Дзержинске — директор лесхоза Вячеслав Берусь. Для координации  действий от Гомельского ГПЛХО на место прибыли главный лесничий Сергей Тарасов и начальник отдела охраны и защиты леса Дмитрий Ятченко. Вовремя подоспели для оказания помощи пожарные команды и пожарная техника из Лельчицкого, Житковичского, Ельского, Мозырского опытного, Калинковичского лесхозов, а также Лельчицкого РОЧС. Всего было задействовано более 200 человек лесной охраны и 43 единицы техники. Люди не покидали опасные участки ни днем ни ночью, поэтому был организован подвоз питьевой воды и питания. В результате в течение недели, с 16-го по 21 октября, совместными усилиями пожары удалось удержать по границе Республики Беларусь и не допустить их распространения на нашу территорию.

Леонид АНФИМОВ: «Я испытываю самое трепетное отношение к лесу»



Почти 40 тыс. волонтеров по всей стране приняли участие в республиканской акции Министерства лесного хозяйства «Чистый лес». Не остались в стороне от такой масштабной уборки в лесу и сотрудники Комитета государственного контроля во главе с председателем Леонидом Анфимовым.






Легкими заморозками и яркими лучами солнца встретил гостей Логойский район. Работники Госконтроля приехали в Мемориальный комплекс «Хатынь», чтобы помочь Логойскому лесхозу убрать прилегающую территорию от захламленности. Конечно, перед началом уборки волонтеры посетили мемориал, где посреди немой тишины неспешные удары колоколов, знакомые каждому белорусу, напоминают о той трагедии, которая случилась на нашей земле более 70 лет назад.


Вскоре осеннее солнце стало по-настоящему теплым, и работа закипела. Более 50 сотрудников КГК помогли очистить территорию Логойского лесничества.




— Акция «Чистый лес» всегда собирает много желающих принять в ней участие. Этот год не стал исключением, — отметил директор Логойского лесхоза Евгений Крискевич. — Сегодня вокруг Мемориального комплекса «Хатынь» мы производим очистку опушечной территории, прилегающей к комплексу. В этом деле нам помогают представители центрального аппарата, гражданской части и Департамента финансовых расследований Комитета госконтроля во главе с его председателем Леонидом Анфимовым. Кроме того, сегодня на других объектах у нас трудятся сотрудники предприятия «Амкодор-Логойск» и Логойского райисполкома, а депутаты Палаты представителей Национального собрания продолжат уборку еще и на следующей неделе.


Леонид Анфимов напомнил, что акция «Чистый лес» проводится в республике с 2010 года. В этот субботний день все неравнодушные граждане отправляются в леса своей малой родины и занимаются там уборкой.




— Я считаю, главная цель этой акции — привлечь внимание общественности к необходимости поддержания надлежащего порядка в лесу и воспитать к нему отношение как к национальному достоянию, — отметил Леонид Васильевич. — Хатынь — святое место для каждого белоруса, которое посещает более 200 тыс. человек в год. Поэтому нам важно показать, что эта территория благоустроена и поддерживается в надлежащем порядке.


Говоря о своей любви к лесу, Леонид Анфимов признался, что считает его не только природным даром, но и национальным достоянием, которое нужно любить и рачительно к нему относиться.


— Я испытываю самое трепетное отношение к лесу, я в нем вырос. Если б я был язычником, я бы наделил лес свойствами божества, — говорит Леонид Васильевич.


Работники Комитета госконтроля ежегодно принимают участие в акциях Минлесхоза «Чистый лес» и «Неделя леса». Только весной этого года специалисты центрального аппарата КГК посадили 3 га молодого леса, а за пять лет — более 20 га лесных культур. Так, контролеры не только следят за ситуацией в лесной отрасли, выявляют нарушения и недостатки, но и вносят свой вклад в наведение порядка и лесовосстановление.

Эксперты озабочены распространением инвазивных видов



Эксперты озабочены распространением инвазивных видов. Об этом было заявлено во время 2-й ежегодной конференции Сети по лесным инвазионным видам в Европе и Центральной Азии (REUFIS), которая прошла с 15-го по 19 октября в Беларуси. Мероприятие сообщества, действующего под эгидой ФАО, собрало исследователей и специалистов более чем из 20 государств. От Республики Беларусь  принимали участие специалисты ГУ «Беллесозащита», специалисты-лесопатологи ГПЛХО, а также представители БГТУ и Института экспериментальной ботаники им. М. Ф. Купревича НАН Беларуси. Содействие в его проведении оказало Министерство лесного хозяйства Беларуси.






Во вступительном слове секретарь REUFIS Ференц Лакатош из Университета Западной Венгрии отметил, что цель таких конференций — донести проблему распространения инвазивных видов до политиков, принимающих решения. Специалист по вопросам защиты леса из центрального офиса ФАО в Риме Широма Сатиапала, в свою очередь, призвала участников к плодотворной работе для определения плана действий на следующий год.


Начальник управления лесного хозяйства Минлесхоза Николай Юревич приветствовал зарубежных гостей, рассказал им об основных характеристиках белорусского леса и принципах государственной политики в отношении лесов. Он отметил, что министерство руководствуется, в частности, принципами устойчивого развития и многоцелевого лесопользования.


По словам Николая Юревича, глобальное изменение климата в перспективе может привести к изменению породного состава белорусских лесов. С первыми признаками надвигающихся изменений лесное хозяйство нашей страны уже столкнулось. Это пожары, буреломы и нашествие насекомых-вредителей. Так, с 1993 года было вырублено более  32 млн кубометров древесины, поврежденой короедом-типографом.


С 2015 года были зафиксированы первые массовые усыхания сосняков из-за короедов. Уже в 2017 году это привело к необходимости проведения сплошных санитарных рубок на площади более 30 тыс. га. По состоянию на октябрь 2018 года от нашествия вершинного и шестизубчатого короедов пострадало уже более 150 тыс. га сосновых насаждений, на площади более 30 тыс. га потребовалась сплошная санитарная рубка. Поскольку доля сосны в породном составе белорусских лесов составляет более 50 %, масштабные сплошные санитарные рубки из-за буреломов и короедных усыханий влияют также и на углеродный баланс, сказал представитель Минлесхоза.




Николай Юревич отметил, что в Беларуси с 2010 года инвазивные виды официально признаны угрозой национальной безопасности, а их численность предписано ограничивать. Для этого регулярно проводятся соответствующие мероприятия. Наиболее распространенным инвазивным видом, оказывающим заметное негативное влияние на лесную растительность, в настоящее время в Беларуси считается борщевик Сосновского.


Представитель Национального лесотехнического университета Украины Ирина Матях свое выступление посвятила подробному обзору инвазивных патогенов в Европе и Центральной Азии, а также многообразию фитофторы и ее влиянию на здоровье лесов. По ее словам, с 1995-го по 2005 год в мире в три раза возросло число заражения древесных видов биологическими инфекциями и патогенами. Как считает ученый, это связано в том числе со всё возрастающими объемами импорта растений и древесных материалов из Юго-Восточной Азии. Причем эта проблема имеет уже почти столетнюю историю, так как возникла после Первой мировой войны.


— Патогены попадают с декоративными растениями из Азии в Европу, а оттуда распространяются по всему миру, — сказала Ирина Матях. — К очередному всплеску их распространения привело увеличение торговли живыми растениями в последние 20 лет. В европейских лесах в 1995—2010 годах было зарегистрировано 123 вида инвазивных болезней. С 1990-х годов более 40 инвазивных видов были отмечены в Восточной и Южной Европе. Данных по Украине и Беларуси нет.


Среди других докладов стоит отметить выступления Румвиса Васаитиса из Шведского университета сельскохозяйственных наук. Одно из них посвящалось проблеме усыханий ясеневых насаждений в Балтийском регионе. Другое — распространению изумрудной ясеневой златки из России к восточным границам Евросоюза.


Георгий Мамадашвили из Министерства защиты окружающей среды и сельского хозяйства Грузии сообщил об инвазивных видах, угрожающих аборигенным лесным культурам на Кавказе. А Бьёрн Окланд из Норвежского института биоэкономических исследований рассказал об актуальной для скандинавской страны проблеме — распространении бронзовой златки. Этот жук повреждает березовые насаждения, которые в Норвегии составляют третью часть породного состава лесов.




Огромный интерес участников конференции вызвали выступление Николая Юревича об усыханиях сосны из-за короедных вспышек и фильм о борьбе с этим бедствием в Беларуси, снятый по заказу Минлесхоза. Николай Николаевич отметил, что лес является в Беларуси ключевым сырьевым ресурсом. А таких масштабных усыханий еще не было за всю историю наблюдений. По состоянию на октябрь 2018 года они составили 154 тыс. га. По его словам, в отрасли активно ведутся санрубки, чтобы минимизировать распространение короеда и максимально задействовать поврежденную вредителями древесину в экономическом обороте. Это стало возможным благодаря своевременному устранению ряда препятствий законодательного характера.


Представители международного экспертного сообщества высоко оценили белорусский опыт в борьбе с короедными усыханиями сосняков. Ференц Лакатош сообщил, что в Венгрии очень схожие условия с Беларусью и там также отмечаются усыхания сосновых. По его мнению, причиной этого является именно аномально высокая температура последних десятилетий и, как следствие, рост численности жуков-короедов. Секретарь REUFIS также приветствовал приверженность Минлесхоза к последовательному решению вопросов борьбы с жуком-короедом. По его словам, эта тема будет поднята и на встречах в Еврокомиссии и ФАО.


В соответствии с программой конференции после пленарной части ее участники ознакомились с деятельностью Республиканского центра повышения квалификации руководящих работников и специалистов лесного хозяйства, Государственного учреждения по защите и мониторингу леса «Беллесозащита», ГЛХУ «Смолевичский лесхоз».

Беларусь ожидают раздающие деньги тароматы



В Беларуси ведется разработка механизма функционирования депозитно-залоговой системы обращения тары.



Депозитная система сбора тары получила широкое развитие в странах Евросоюза. Механизм прост: потребитель подносит пустую бутылку к сканеру таромата, который считывает код и выдает чек. Сумма залога при этом включена в стоимость товара и возвращается после того, как бутылка окажется в автомате. По такому же принципу инфраструктура может работать и в Беларуси.


«У нас есть всё для того, чтобы принимать пустые бутылки. Лидский пивзавод готов поддержать внедрение такой системы. Великая цель — очистить природу» — такое заявление озвучил гендиректор ОАО «Лидское пиво» Аудриус Микшис.


По словам гендиректора, организацией депозитной системы в идеале должна заниматься некоммерческая организация, не нацеленная на извлечение прибыли. «Поскольку в противном случае это будет дорого, а затраты обычно ложатся на потребителя», — заметил Аудриус Микшис.


Сейчас в Беларуси изучают относительно успешный опыт соседних стран. В Финляндии, например, система оказалась устаревшей, а в Германии — дорогой, так как привела к увеличению стоимости бутылки.


Аудриус Микшис также рассказал, что Лидский пивзавод сегодня перерабатывает практически все отходы производства — пластмассу, картон, стекло и даже дрожжи. «Собираем их на заводе и отдаем на переработку», — отметил он.


Напомним, внедрение депозитной системы предусмотрено Национальной стратегией по обращению с твердыми коммунальными отходами и вторичными материальными ресурсами, координатором которой является Минжилкомхоз. Прои­зойти это может ближе к 2020 году. Для Беларуси это прежде всего вопрос повышения экологической безопасности.

Не адходы, а матэрыял для рамяства



Стаўбцоўскі раён лідзіруе ў Мінскай вобласці па прыросце рамеснікаў. У інспекцыі па падатках і зборах гэта звязваюць з прыняццем Указа Прэзідэнта № 337, які ўступіў у дзеянне ў студзені бягучага года. Гэты дакумент не аказаўся незаўважаным грамадзянамі. Указ рэгламентуе дзейнасць асоб, якія практыкуюць аплату адзінага падатку па заяўным прынцыпе. Нарматыўны прававы акт прадастаўляе права спрошчанага падаткаабкладання для фізічных асоб, што хочуць аказваць паслугі ў пэўна вызначаных відах прадпрымальніцкай дзейнасці без рэгістрацыі індывідуальным прадпрымальнікам.






Дзяржаўная палітыка ў адносінах да рамеснікаў з аблягчэннем падаткавага цяжару стымулюе да раскрыцця сваіх талентаў і тых рамеснікаў, што працуюць з дрэвам. На Цэнтральным рынку ў Стоўбцах многія не праходзяць міма прылаўка з патрэбнымі для гаспадаркі рэчамі — чаранкамі і ручкамі для сахароў, шуфляў, лапат, тапароў, калуноў, малаткоў, садовым інструментарыем, рыштункам для касы, венікамі для лазні, кошыкамі і да т. п. Усё гэта выраблена рукамі стаўбчаніна Міхаіла Мазура. Адмысловай работы рэчы каштоўныя не толькі сваёй знешняй эстэтыкай, але і здольнасцю доўга паслужыць. Майстру заўсёды прыемна, калі падыходзяць людзі і дзякуюць яму за набытыя якаснай работы рэчы для гаспадарчых патрэб.


Міхаіл Мазур — прафесійны сталяр. Пасля заканчэння Маладзечанскага вучылішча будаўнікоў быў размеркаваны ў аб’яднанне «Маладзечнасельбуд». Былі заўважаны яго выдатныя поспехі спартсмена-лёгкаатлета, і Міхаіл Уладзіміравіч атрымаў пасаду інструктара-метадыста па фізкультуры і спорту. Гэта яго дзейнасць была адзначана граматай за асабісты ўклад у развіццё спорту ў Маладзечне. Завочна ў Мінскім політэхнічным тэхнікуме атрымаў спецыяльнасць тэхніка-тэхнолага лесапільнай дрэваапрацоўчай вытворчасці.


Лёгкай атлетыкай Міхаіл Мазур актыўна займаўся і ў час тэрміновай воінскай службы. Аднак у час спартыўных спаборніцтваў атрымаў цяжкую траўму, што стала прычынай яго інваліднасці, і з гэтым статусам Міхаілу Уладзіміравічу давялося жыць змоладу. Аднак ён наперакор абставінам заўсёды займаў актыўную жыццёвую пазіцыю, развіваў свае таленты. Каля 10 гадоў складае яго стаж работы фотакарэспандэнтам у раённай газеце «Прамень». Больш за 20 гадоў узначальваў раённую арганізацыю Таварыства інвалідаў. Быў першым сакратаром раённага камітэта Кампартыі. Калі па ўзросце пакінуў гэтыя грамадскія пасады, стаў дома сталярнічаць. Купіў у дамашнюю майстэрню сучасныя высокаабаротныя электрарубанкі, якія забяспечваюць адмысловую шліфоўку паверхні драўніны. Ручкі для інструментаў атрымліваюцца гладкія, прыемныя для карыстання. Майстар імкнецца вырабляць такія інструменты, якіх не купіш у магазіне. Напрыклад, ручкі для тапароў і калуноў тых памераў, якія запатрабаваны, а не тых стандартаў, што прадаюцца ў гаспадарчых крамах. Асвоіў выраб секачоў, матык, тарак для буракоў, якія з ахвотай купляюць гаспадары. Мала хто зможа выканаць такую тонкую работу, як кулька для касы, — гэта рэч вырабляецца з лазы, матэрыял трэба распарыць і так сагнуць, каб не трэснуў. На рынку, акрамя як на прылаўку Міхаіла Мазура, нідзе і не адшукаеш такіх неабходных для ручной касы рэчаў.


Матэрыял нарыхтоўваецца з абрэзкаў лесапільнай вытворчасці. Кожны кавалачак, кажа, патрэбна перабраць сваімі рукамі. Вялікая ўвага надаецца якасці драўніны — бяроза павінна быць «дарослай», а не малочнай спеласці.


Гаспадарлівы майстар вырабляе інструменты і з тых адходаў, якія адправілі на металалом. Тут можна адшукаць не толькі патрэбны матэрыял, але і самі старадаўнія прылады. Маладыя наследнікі вясковых дамоў ачышчаюць сядзібы і звозяць на металалом і той рыштунак, які можна адрэстаўрыраваць — падрамантаваць, пафарбаваць, натачыць. І атрымліваюцца матыка, калун як новыя.

Са сваёй нязменнай памочніцай, жонкай, разам плятуць кошыкі. Зімою майстар робіць загатоўкі, што потым аблягчае справу — застаецца толькі падтачыць да патрэбнага памеру. Гаспадары знаходзяць майстра не толькі на рынку, але і прывозяць свой садовы і гаспадарчы інструмент на рамонт ці рэстаўрацыю да яго дамоў. Так што Міхаілу Мазуру няма калі сумаваць, і кожны божы дзень заняты ў яго патрэбнымі клопатамі.


Указ «Аб рэгуляванні дзейнасці фізічных асоб» садзейнічае занятасці насельніцтва — рэалізоўваюць сябе пенсіянеры, арганізоўваюць сябе ў свабодны ад асноўнай дзейнасці на вытворчасці час працуючыя, аказваючы запатрабаваныя паслугі і папаўняючы тым самым свой сямейны бюджэт.

Лесхозы — производственные цеха



Побочное пользование в лесхозах республики существовало всегда. Но еще лет сорок назад его масштабы не ограничивались только заготовкой березового сока и меда. Лесхозы одновременно со своими прямыми обязанностями — рубками, охраной и защитой леса — держали большие подсобные хозяйства. Кого там только не разводили — бычков, свиней, гусей! В лесничествах содержали лошадей, собирали грибы, ягоды и орехи, которые потом поступали в торговые сети. А некоторые лесхозы организовывали работу заводов по выпуску хвойно-витаминной муки, куда хвойные ветки доставляли со всей страны.






Во второй половине двадцатого века подсобные хозяйства в лесхозах стали постепенно набирать силу. Так, на видео, которое было снято в 1980-х годах, мы видим, что пасека Кобринского лесничества давала мед, а в Телеханском лесхозе выращивали фазанов.


В Ивацевичском лесхозе пошли дальше и занялись скотоводством. Так, директор Ивацевичского лесхоза Евгений Михайлович Липский рассказывал журналистам, что для этих нужд в лесхозе построили специальное помещение.


— Здесь мы будем содержать около 100 овец, 10 дойных кобыл для производства кумыса, тридцать лошадей и 40 бычков. Кроме того, в этом году мы откормим и сдадим государству пять тысяч уток. Своим работникам мы продали около 3 тонн мяса и еще 1,5 тонны — государству. Себестоимость килограмма утятины составляет рубль. Всё выращивается на своих кормах, — делился планами директор лесхоза.


Необычное применение в 1980-х годах нашли в лесхозах для порубочных остатков, которые до сих пор было принято сжигать на лесосеке. Теперь рубильные машины стали перемалывать ветки и кору в технологическую щепу, из которой научились выпускать кормовые дрожжи. К тому же лесхозы Беларуси производили примерно четвертую часть всего объема хвойно-витаминной муки в СССР.


Таким образом, мы видим, что лесное хозяйство, наряду с выполнением большого комплекса лесохозяйственных и лесовосстановительных работ, работ по охране и защите леса, принимало активное участие в выполнении продовольственной программы. Лесхозы превращались в производственные цеха, где на лесоводов были возложены еще и сельскохозяйственные функции.

Производственные программы для лесхозов стали сокращать только в 1990-х годах.


Теперь лесохозяйственные учреждения, где это разрешено службой радиационного контроля, занимаются заготовкой березового сока и откачкой меда со своих пасек, изготавливают веники, занимаются продажей новогодних елей, а в Копыльском опытном лесхозе разводят фазанов.

Во главе угла — порядок



Для лесничего Плещеницкого лесничества ГЛХУ «Логойский лесхоз» Алеси Шатравко плохой погоды не бывает. Она считает, что в песне верно подмечено — каждая погода благодать. Особенно такой осенью, как в этом году.






Разноцветье окружающей природы, оптимизм и деловая инициатива руководителя помогли коллективу лесничества до серьезной распутицы завершить благоустройство территории лесничества. На прошлой неделе здесь окончили последний этап работ — асфальтирование. Со временем, по словам Алеси Валентиновны, на компактной территории появится небольшой сад с беседкой. И тогда, судя по всему, лесничество станет самым красивым элементом в мозаике третьей белорусской столицы.


Поговорка «У Беларусі тры сталіцы: Мінск, Бабруйск і Плещаніцы» вряд ли отражает сегодняшние реалии городского поселка. Поэтому вклад лесоводов в возрождение этого старинного местечка в Год малой родины особенно весом. Но не благоустройством единым живут сегодня работники лесничества. Главная забота у них в эту осень — дополнение и уходы за лесными культурами. И конечно же, мониторинг лесных насаждений для своевременного выявления пораженных всеми видами вредителей деревьев.


Причем проблема именно короедного усыхания здесь актуальна, но пока контролируема. Как сообщила лесничий, до сих пор выявляли небольшие группы по 5—7 заселенных короедом деревьев. Их оперативно вырубали и вывозили. Порубочные остатки сжигали.


Еще одно важное мероприятие на повестке дня работы лесничества — подготовка и проведение традиционной акции Министерства лесного хозяйства «Чистый лес». Был заранее составлен перечень участков для проведения уборки мусора и захламленности. Информация о мероприятии распространялась через сельсовет и по сарафанному радио. Довольно эффективно. В прошлом году в этой акции, например, участвовало около 30 человек. По местным меркам — немало. А нынче на уборку леса вышло еще больше.


К слову, в весенней акции «Адновім лясы разам!» местные жители принимают участие гораздо активнее. Алеся Шатравко считает, что садить деревья для людей интереснее и престижнее, чем собирать мусор. Поэтому осенью в наведении порядка в лесу принимают участие самые мудрые и сознательные люди. А таких всегда немного…

Команда



Сигневичское лесничество ГЛХУ «Ивацевичский лесхоз» вроде и небольшое. Его площадь всего 7,8 тыс. га. Но его отличие в большой протяженности, оно  граничат с двумя соседними районами — Дрогичинским и Кобринским. Для работников лесничества это создает дополнительные проблемы как в деле поддержания порядка, так и в производственной деятельности. Но работники лесничества (а их восемнадцать человек) успешно справляются со стоящими перед ним задачами.



Помощник лесничего Сигневичского лесничества Петр Дубина, бухгалтер Елена Черепенкова, водитель Василий Кудринский, мастер леса Иван Гошко и механизатор Александр Ляхнович работают в интересах леса. фото


Территория лесничества разделена на семь обходов, каждый из которых закреплен за ответственными, любящими свое дело лесниками. Особым уважением пользуется лесник Валентин Юркевич. За ним закреплено 953 га лесных угодий, в основном это хвойные и еловые леса. Валентин Петрович знает здесь каждую тропинку, принципиален к тем, кто нарушает порядок в храме природы.


Много хорошего можно сказать и о других работниках Сигневичского лесничества, а объединяет их одно — бережное отношение к народному достоянию.

В Налибокскую пущу заселят тарпанов и туров из Голландии



Не секрет, что порой не до конца продуманная деятельность инженеров и других специалистов способствовала превращению отдельных земельных участков фактически в пустоши, не свойственные ранее конкретному региону. В наше время непозволительно оставлять без внимания такие территории — их желательно восстановить в том виде, который существовал раньше, когда они отличались высокой продуктивностью благодаря оптимальному балансу между аборигенными представителями флоры и фауны. И если растительность, наверное, находится в относительно благоприятных условиях, то этого не скажешь о животных, особенно крупных травоядных. Многие из них, которые существенно влияли на поддержание экологической системы в равновесии, фактически вымерли. Приверженцы новой природоохранной идеологии пытаются этих животных-инженеров вернуть в природу, надеясь, что именно они помогут возродить утраченное.






Вернуть туда, где перестал пастись домашний скот, не заготавливают сено и вместо настоящего леса бывшие луга зарастают лозняком и олешником. По мнению экологов, эти участки идеально подходят для диких животных, которые в основном питаются травяной растительностью. И пока оставим в покое принадлежащего к ним зубра — ведь есть и другие представители травоядных.


В Западной Европе уже давно обратили внимание на когда-то обитавших в подобных биотопах туров и тарпанов. И еще в довоенное время, например, в Голландии начали проводить опыты по воссозданию этих животных методом искусственной селекции и вскоре получили положительные результаты. Теперь в нескольких «плейстоценовых» парках этой страны круглый год на подножном корме совместно проживают сотни тарпановидных коней и турообразного крупного рогатого скота. Ограниченность территорий густонаселенной Голландии не позволяет увеличивать поголовье, и энтузиасты этого направления охраны природы предлагают бесплатно забирать у них животных с целью создания подобных опытных площадок в других европейских регионах. Единственное условие — в случае успеха так же бесплатно распространять животных соседям.




— Вместе с группой специалистов мы побывали в Голландии с целью не только ознакомиться с основами содержания животных-инженеров в естественной обстановке, но и приобрести их, — рассказал директор ГПУ «Республиканский ландшафтный заказник «Налибокский» Василий Гурков. — Они уже скоро прибудут в Налибокскую пущу. Эти травоядные нужны нам в первую очередь для создания продуктивных пастбищ для зубров и, конечно же, для апробации новой природоохранной идеологии в наших условиях. А они существенно отличаются от западноевропейских и значительно более суровыми зимами, и наличием крупных хищников, в том числе и появившегося в пуще медведя.


Наверное, на первых порах сотрудникам заказника придется оберегать новоселов от волчьих стай, которые постоянно держатся в пуще, где для них хватает корма в виде оленей, лосей и косуль. Несомненно, хищники попытаются напасть на медлительных с виду животных, но, скорее всего, поживиться легкой добычей им не удастся.


По сведениям Василия Владимировича, и туры, и тарпаны, ведущие стадный образ жизни, не утратили инстинкта успешной обороны от нападения хищников. При появлении последних мирные травоядные животные сбиваются в тесную группу, и самые сильные из них уверенно отражают атаки грозным оружием — рогами и копытами. Более того, эти два разных вида животных способны объединяться в случае общей опасности.




Директор заказника больше озабочен процессом привыкания животных к новым условиям, хотя у него уже есть конкретный план даже организации «труда» четвероногих инженеров.


— Они будут постепенно обживать предназначенные для них угодья, прежде чем мы выпустим их на волю, — поделился своими замыслами Василий Владимирович. — Когда «отработают» на одном участке луга, переведем их на следующий, и так они освоят всю территорию. Всякий раз строить отдельные изгороди не придется: обойдемся электропастухом, как делают это в Голландии. В снежные зимы придется и подкармливать животных, что в Голландии делать не требуется.


Кстати, там хорошо знают, что делать с постаревшими особями, которых постоянно сменяет молодняк. Консервы из мяса почти диких животных, выросших на экологически чистых кормах, несмотря на более высокую цену по сравнению с говяжьими, пользуются популярностью у людей, ведущих здоровый образ жизни.


Новоселы уже в следующем году примутся за свою «работу», но пока нужно подготовить первые участки, куда их поселят. И для этого требуется техника, разработанная и созданная людьми — инженерами и рабочими. Один из таких агрегатов недавно появился в заказнике благодаря проекту «Ветландс», который финансируется Глобальным экологическим фондом и реализуется ПРООН.

Специалисты разного профиля присутствовали на испытании мульчера итальянского производства, который нужен для избавления от кустарников давно уже появившихся на мелиорированных лугах — бывших колхозных пастбищах и сенокосах. Представители фирмы-поставщика ознакомили оператора, который будет работать на новой технике, с основными принципами ее эксплуатации, и он продемонстрировал собравшимся большие возможности мульчера.




— Он почти идеально подходит нам, — сделал вывод Василий Владимирович. — По предварительным расчетам, он будет задействован у нас примерно 150 дней, а в остальное время будем оказывать услуги, в первую очередь Воложинскому лесхозу. Мульчер прекрасно справляется с уборкой порубочных остатков на лесосеке, его можно задействовать и для выполнения других работ в лесу.


Конечно, после появления в заказнике животных-инженеров хотелось бы видеть только их, а не тракторы с разного рода агрегатами, но, похоже, без современной техники в обозримом будущем не обойтись. Настоящую плейстоценовую обстановку в наше время, да еще и на ограниченной территории, создать не удастся. Зато наверняка получится решить возникшую проблему — удержать стадо зубров в пуще, где среди леса появится немало открытых участков с богатым разнотравьем.


В придачу накопится опыт использования животных-инженеров для восстановления высокопродуктивных экосистем в нашей стране. Ведь, как сообщил руководитель проекта Алексей Артюшевский, следующим этапом работы станет переселение туров и тарпанов на Туровский луг в пойме Припяти и в заказник «Споровский», где тоже назрела необходимость в ревайлдинге — повторном одичании территорий. Без этого не удастся сохранить редкие виды животных, там обитающих.


— Считаю, что начатая нами работа поможет в скором будущем создать на территории заказника сафари-парк, в котором посетители, защищенные от прямого контакта с дикими животными, смогут без проблем наблюдать за ними в их естественной обстановке, — уверен Василий Владимирович.




Похоже, такая возможность привлечет в сафари-парк даже тех туристов-скептиков, которые сомневаются, что в пуще есть много зверей и птиц.


Городские люди не всегда понимают, насколько хорошо дикие животные умеют скрываться даже от одного осторожно идущего человека, не говоря уже о шумной толпе.


В заключение хотелось бы привести цитату из официальных документов, чтобы еще раз напомнить, для чего разрабатывают и внедряют новейшие природоохранные проекты:


«За счет восстановления видового разнообразия и увеличения численности крупных травоядных, а также отдельных видов крупных хищников европейские экологи рассчитывают восстановить естественный потенциал ранее нарушенных экосистем и тем самым содействовать сохранению биоразнообразия. За счет развития массового экологического туризма предполагается обеспечить занятость местного населения и вовлечь в природопознавательную и природоохранную деятельность дополнительно многие миллионы людей. Финансирование этих программ осуществляется Всемирным фондом дикой природы (WWF), а также рядом природоохранных и правительственных агентств».

Иверская икона Божией Матери



26 октября в церковном календаре вспоминается о событии принесения в Русскую православную церковь с горы Афон точного списка Иверской иконы Божией Матери. Слух об этом чудотворном образе через паломников распространился по России. Патриарх Никон (тогда еще Новоспасский архимандрит) обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию с просьбой прислать список с чудотворной Иверской. Афонский инок Иамвлих написал копию с Иверского образа, и через год икона в сопровождении афонских монахов прибыла в Москву. 13 октября 1648 года она была торжественно встречена жителями столицы. Этот образ стал великой святыней Русской православной церкви. Московская Иверская икона прославлена от Господа многими чудесами.



История Иверской иконы уходит в древность. Первое известие о ней относится к IX веку. Ко времени иконоборчества, когда по приказу еретической власти в домах и храмах уничтожали и предавали поруганию святые иконы.


Некая благочестивая вдова, жившая недалеко от Никеи, хранила у себя заветный образ Богоматери. Скоро это открылось. Пришедшие вооруженные воины хотели отнять икону, один из них ударил святыню копьем, и из лика Пречистой потекла кровь. Со слезами помолившись Владычице, женщина пошла к морю и опустила икону в воду. И к ее удивлению, образ стоя двинулся по волнам.

Об иконе с пронзенным ликом, пущенной по морю, узнали на Афоне. Однажды насельники Иверского монастыря увидели на море огненный столп высотой до неба — он поднимался над образом Богоматери, стоящим на воде. Иноки хотели взять икону, но чем ближе подплывала лодка, тем дальше в море уходил образ. Тогда иноки стали на молитву и усердно просили Господа даровать икону обители.


В следующую ночь Пресвятая Богородица явилась во сне старцу Гавриилу, отличавшемуся строгой подвижнической жизнью и по-детски простым нравом, и сказала: «Передай настоятелю и братии, что Я хочу дать им Мою икону в покров и помощь, потом войди в море и с верой иди по волнам — тогда все узнают Мою любовь и благоволение к вашей обители».


Наутро монахи с молитвой отправились на берег, старец безбоязненно пошел по воде и сподобился принять чудотворную икону. Ее поставили в часовне на берегу и трое суток совершали пред ней молитвы, а потом перенесли в соборный храм (на том месте, где стоя­ла икона, открылся источник чистой сладкой воды).




На другой день икону обнаружили над монастырскими воротами. Ее отнесли на прежнее место, но она вновь оказалась над вратами. Так повторялось несколько раз.


Наконец Пресвятая Богородица явилась старцу Гавриилу и сказала: «Передай братии: Я не хочу, чтобы Меня охраняли, но Сама буду вашей Хранительницей в этой жизни и в будущей. Я испросила вам у Бога Мою милость, и до тех пор, пока будете видеть Мою икону в обители, благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеет».


Иноки построили надвратную церковь в честь Богоматери, Хранительницы обители, в которой чудотворная икона пребывает по сей день. Икона называется Портаитисса — Вратарница, Привратница, а по месту своего явления на Афоне — Иверская.


В истории обители известно много случаев благодатной помощи Божией Матери: чудесного восполнения запасов пшеницы, вина и елея, исцеления болящих, избавления монастыря от варваров.

Также известен и такой случай. Однажды персы осадили монастырь с моря. Иноки взывали к Божией Матери о помощи. Внезапно поднялась страшная буря и неприятельские корабли ­затонули, в живых остался один лишь военачальник Амира. Пораженный чудом гнева Божия, он раскаялся, просил молиться о прощении его грехов и пожертвовал много золота и серебра на постройку монастырских стен.


Со временем весть об иконе распространилась по всему миру. Многие города, монастыри и храмы хотели иметь чудотворный образ у себя, чтобы молиться перед ним Божией Матери. В честь этой иконы стали строиться монастыри и храмы.

Священномученик Николай, пресвитер Витебский



4 ноября Белорусская православная церковь молитвенно чтит память священномученика Николая, пресвитера Витебского. Он родился 4 мая 1863 года в деревне Ужлятино Витебского уезда в благочестивой семье, с раннего детства воспитывавшей мальчика в вере, прививая ему любовь к храму и богослужению.



У мальчика была предрасположенность к обучению. Науки постигались им легко. Это позволило будущему страдальцу за веру получить образование в Витебском духовном училище, в Витебской духовной семинарии, а также в Московской духовной академии, которую Николай окончил со степенью магистра богословия.


4 декабря 1887 года Николай Околович был назначен на должность противораскольнического миссионера Полоцкой епархии.


В 1888 году он женился, и у него родились два сына и две дочери. Вскоре Николай был рукоположен Преосвященным епископом Полоцким и Витебским Маркеллом в диакона, а 2 февраля 1888 года — во пресвитера.


Отец Николай нес много послушаний: был законоучителем Полоцкого кадетского корпуса, являлся членом Полоцкого епархиального попечительства, был председателем Совета Полоцкого церковного братства, председателем Полоцкого уездного отделения Училищного совета. За это ревностное служение был награжден грамотой Святейшего синода и Святой Библией.


Вскоре случилась тяжелая болезнь, которая принудила отца Николая сменить климат. В 1907 году он временно переехал на служение в Воронежскую епархию. С 13 августа 1907 года до 1 июля 1913 года протоиерей Николай являлся ректором Воронежской духовной семинарии и главным редактором «Воронежских епархиальных ведомостей». В семинарии его стараниями были организованы обсерватория, биологическая и электрическая станции.


В мае 1910 года протоиерей Николай участвовал в перенесении мощей преподобной матери нашей Евфросинии, игуменьи Полоцкой, в ее Спасо-Евфросиниевский монастырь.


В 1911 году по инициативе протоиерея Николая в Воронеже были учреждены педагогические и мис­сио­нерские курсы для преподавателей церковно-приходских школ и приходского духовенства. Спустя некоторое время он вернулся в Витебск.


Первая мировая война и последовавшая граж­данская смута нарушили течение церковной жизни на Витебщине и на всей белорусской земле. Братоубийственная война, преследование священнослужителей, разорение храмов и приходов, обновленческий раскол, разрушение традиционного крестьянского уклада — всё это было страшной реальностью народной и церковной жизни.


В 1922 году протоиерей Николай стал настоятелем Витебского Свято-Николаевского кафедрального собора. Вскоре началась известная кампания по изъятию церковных ценностей, которая затронула среди прочих и кафедральный собор, и приписные к нему Свято-Успенский собор, и больничную церковь в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость».


Вскоре отец Николай был арестован. Он содержался под стражей в течение нескольких недель и был условно осужден на 1 год лишения свободы.


Лишившись после ареста возможности служить в Свято-Николаевском соборе, отец Николай совершал свое служение в Новинкинской церкви Полоцкого уезда, был настоятелем Комшанской церкви Невельского уезда вплоть до осени 1924 года.


Протоиерей Николай был деятельным ревнителем возрождения закрытых приходов и возвращения заблудших из обновленческого раскола в лоно Святой Церкви. В период с 1929-го по 1931 год он являлся благочинным городских церквей Витебска.


24 апреля 1931 года протоиерей Николай Околович, которому исполнилось уже 68 лет, был вновь арестован по обвинению в антисоветской и антиколхозной агитации. Скончался священномученик в 1934 году, находясь в заключении.

Страчаная святыня



Класік беларускай літаратуры Уладзімір Караткевіч пісаў у адным са сваіх вершаў: «На Беларусі Бог жыве…» Зямля наша сапраўды была спрадвеку багаславёнай дзякуючы прысутнасці ў нашых гарадах, мястэчках і нават у вёсках шматлікіх хрысціянскіх святыняў. Пра слаўную і адначасова трагічную гісторыю адной з іх — цудатворнай іконы Маці Божай Бялыніцкай — мы раскажам у нашым матэрыяле.


Маці Божая Бялыніцкая. фота
Летась мы ўжо звярталі ўвагу на тое, што кастрычнік для вернікаў каталіцкай канфесіі — гэта месяц, які перш за ўсё прысвечаны малітве Ружанца. Ружанец — гэта Багародзічная, або Марыйная, малітва, што з’яўляецца малітоўным разважаннем пра жыццё і збаўчую місію Хрыста і ўдзел у ёй Багародзіцы. Назва Ружанец азначае «сад ружаў», таму што малітвы Ружанца падобныя да прыгожых руж, пялёсткі якіх утвараюць жывое і гарманічнае адзінства.


Ужо традыцыйна ў нашай краіне ў кастрычніку каталікі не толькі моляцца Ружанец, але таксама збіраюцца на Ружанцовы кангрэс, які арганізуюць айцы-дамініканцы. Менавіта манахі гэтага сярэднявечнага каталіцкага ордэна прапаведнікаў калісьці вельмі моцна прычыніліся да папулярызацыі ружанцовай малітвы. Сёлета кангрэс пройдзе 6 кастрычніка — напярэдадні свята Маці Божай Ружанцовай — у катэдральным касцёле Унебаўзяцця Найсвяцейшай Дзевы Марыі ў Магілёве.


Мэта гэтага малітоўнага форума заключаецца ў тым, каб даць вернікам магчымасць лепш спасцігнуць духоўную глыбіню простай на першы погляд ружанцовай малітвы. Для гэтага на кангрэсе запланаваныя даклады, малітва Ружанца з разважаннем на першую суботу месяца, а таксама час на сведчанні аб ласках, атрыманых праз заступніцтва Багародзіцы — Каралевы святога Ружанца.

Варта адзначыць, што ў Каталіцкай царкве існуюць таксама іконы Маці Божай Ружанцовай. Многія такія выявы Багародзіцы з ружанцам у руках ушаноўваюцца ў беларускіх касцёлах. Так, сёлета ў адным з найпрыгажэйшык каталіцкіх храмаў нашай краіны — гродзенскай катэдральнай базіліцы св. Францішка Ксаверыя — пасля рэстаўрацыі адкрыўся алтар Маці Божай Ружанцовай са змешчаным у ім прыгожым старажытным абразом.


На жаль, не ўсе святыя выявы захаваліся так, як гэтая. Аднак забывацца пра вялікія святыні мінулага мы не маем права. У сувязі з гэтым варта асаблівым чынам узгадаць пра цудатворную ікону Багародзіцы, якую ўшаноўвалі як каталікі, так і праваслаўныя і якая таямнічым чынам знікла падчас Другой сусветнай вайны разам са славутым Крыжам Ефрасінні Полацкай.



Святыня, пра якую амаль забыліся


Вакол цудатворнага абраза Маці Божай Бялыніцкай узнікла шмат паданняў і легенд, гістарычнасць якіх немагчыма пацвердзіць. Аднак сам факт іх з’яўлення сведчыць пра вялікую папулярнасць святыні. Гэта нібы ўзмоцненае рэха тых шматлікіх цудаў Божай ласкі, якія адбываліся праз заступніцтва Багародзіцы ў гэтым калісьці славутым, а цяпер напаўзабытым санктуарыі.


Бялынічы… Сёння гэта звычайнае, нічым не прыкметнае беларускае мястэчка ў Магілёўскай вобласці з насельніцтвам крыху большым за 10 тыс. жыхароў. Тут не захавалася помнікаў архітэктуры, няма і славутасцей, якія б вабілі турыстаў. Аднак «шэрасць» гэтага мястэчка на ўсходзе нашай краіны насамрэч зманлівая. Бялынічы памятаюць стагоддзі слаўнай гісторыі і многіх славутых асоб. А перадусім Бялынічы — выбранае Маці Божай месца Яе ўшанавання, дзе Яна пажадала здзейсніць шматлікія цуды.


Адноўлены алтар Маці Божай Ружанцовай у Гродне. Іканапісны тып абраза такі самы, як у іконы Маці Божай Бялыніцкай. фота



Белыя ночы на берагах Друці


Паводле паданняў, звязаных з абразом Маці Божай Бялыніцкай, гісторыя старажытных Бялынічаў бярэ свой пачатак з ХІІІ стагоддзя, хоць першыя пісьмовыя згадкі пра мястэчка адносяцца да XVI ст.


Адна з легендаў кажа, што, калі на Кіеў напалі татары і пачалі жорстка забіваць жыхароў і руйнаваць хрысціянскія святыні, чатыры манахі са славутай Кіева-Пячэрскай лаўры, узяўшы з сабою старажытную візантыйскую ікону Багародзіцы, уцяклі з Кіева, каб на іншым месцы, якое пакажа матчына далонь Марыі, заснаваць новы кляштар. Манахі селі ў човен ды паплылі ўверх па цячэнні магутнага Дняпра і так дасягнулі яго прытоку — ракі ­Друць. Знясіленыя доўгім веславаннем супраць цячэння, яны выцягнулі човен на высокі бераг, каб там адпачыць.


Уначы, калі манахі спалі, на ўзгорку адбыўся цуд. Аблічча Багародзіцы на абразе, які яны везлі з сабою, пачало зіхацець дзівосным святлом, што рассеяла начную цемру. Ад таго святла прачнуліся манахі і, бачачы такую цудоўную з’яву, пачалі горача маліцца. Цуд з іконай вандроўнікі з Кіева палічылі знакам, што Марыя абрала месца сваёй хвалы.


Неўзабаве той пагорак на беразе Друці, дзе адбыўся цуд, стаў месцам культу і малітвы. Тут узнік кляштар і была пабудавана першая царква прарока Іллі. Абраз Марыі яшчэ доўгі час прамяніўся святлом па начах, прывабліваючы пілігрымаў і людзей, якія шукалі Бога. Дзякуючы гэтай цудоўнай з’яве ўначы тут было заўсёды светла: тут былі свае «белыя ночы», калі над Друццю ззяла хвала Багародзіцы. Нібы ад гэтых белых начэй і ўзнікла назва, што хутка прынялася сярод мясцовых жыхароў, якія будавалі свае хаціны як мага бліжэй да ўзгорка Марыі. Так паселішча Марыі стала Бялынічамі.



Ватыўны дар канцлера ВКЛ Льва Сапегі


У пісьмовых крыніцах паселішча ўпершыню ўзгадваецца з XVI ст. Паводле даследчыка гісторыі Беларусі часоў Вялікага Княства Літоўскага В. Насевіча, князь Стэфан Збараскі заснаваў тут замак — Белагародак, пры якім з’явілася таксама мястэчка. Пасля смерці князя ў 1591 г. засталася ўдавою яго маладая жонка Дарота з роду Фірлеяў з маленькай дачушкай Барбарай на руках. Неўзабаве маладая прыгожая жанчына ў другі раз выйшла замуж. Яе абраннікам стаў Леў Сапега, канцлер Вялікага Княства Літоўскага і ваявода віленскі. Пад уладаю Сапегаў у Бялынічы прыйшоў росквіт і эканамічны ўздым.


Леў Сапега становіцца фундатарам новага касцёла і кляштара ў Бялынічах, які ахвяруе Богу ў якасці ватыўнага дару за перамогу ў бітве пад Масквой. Паводле фундатарскага эдыкта новаму касцёлу надаецца тытул Марыі і св. Льва — апекуна ахвярадаўцы. Фундацыю канцлера зацвердзіў кароль Жыгімонт ІІІ у 1624 г. У Бялынічах будуецца драўляны касцёл Унебаўзяцця Дзевы Марыі і кляштар на некалькі манахаў: для служэння ў Бялынічах фундатар запрасіў айцоў-кармелітаў, вядомых сваёй пабожнасцю і асаблівай пашанай да Багародзіцы.


Апецы манахаў даручаецца таксама каштоўная святыня — цудатворны абраз Дзевы Марыі, культ якога няспынна пашыраецца. Сюды з розных бакоў прыходзяць пілігрымы, усё больш вернікаў моляцца перад святыняй, адбываюцца шматлікія аздараўленні. Духоўная слава Бялынічаў распаўсюджваецца на ўвесь усход Вялікай Літвы.


Герб Бялынічаў з выявай цудатворнай іконы Маці Божай. фота

Анёл-мастак


З кармелітамі звязаны яшчэ адзін аповед пра гісторыю Бялыніцкай іконы. Паводле яго першапачатковы абраз загінуў падчас пажару ў ранейшай грэка-каталіцкай царкве. У 1634 г. кармеліты вырашылі ўзнавіць культ абраза і пачалі шукаць мастака, які б па апісаннях адрадзіў выяву Багародзіцы. Доўгі час нічога не атрымлівалася, і тады манахі звярнуліся да апошняга і найбольш надзейнага сродку: у малітве цалкам даручылі гэтую справу Богу.


Як адказ на малітву братоў у кляштар завітаў малады пілігрым, які назваўся мастаком. На просьбу намаляваць абраз Багародзіцы юнак ­згадзіўся, просячы манахаў падчас яго працы спяваць літанію да Маці Божай. І вось на звычайнай дошцы з’явіліся абліччы Маці Божай і Дзіцяткі Хрыста невымоўнай прыгажосці, але адзенне Марыі засталося як быццам недамаляваным. На пытанні братоў таямнічы мастак даў прадказанне, што неўзабаве Багародзіца сама ўпрыгожыць сваю выяву каштоўнай шатай. Прароцтва збылося, калі ў 1635 г. Крыштаф Завіша, маршалак Вялікага Княства Літоўскага, падарыць для абраза каштоўную шату і сярэбраныя кароны, а Казімір Леў Сапега аздобіць ікону каштоўнымі камянямі і залатымі ўпрыгожаннямі.


Усе пераканаліся, што ў выглядзе маладога пілігрыма-мастака новы абраз стварыў Божы пасланец — анёл.


Абраз Бялыніцкай Мадонны адносіцца да іканапіснага тыпу Адзігітрыя, што па-грэчаску азначае «тая, якая вядзе, паказвае шлях». На такіх іконах мы бачым Маці Божую з паднятай для благаслаўлення правай рукой і з немаўляткам Ісусам на левай. Марыя сваёй далонню паказывае на Сына — адзіны шлях збаўлення для кожнага чалавека.


Бялыніцкая Адзігітрыя, апранутая ў рэнэсансныя шаты, мае ў руцэ скіпетр — знак каралеўскай улады. Дзіцятка Ісус сядзіць на руцэ Маці і правай далонню благаслаўляе тых, хто прыходзіць прасіць апекі ў Яе. Левая рука Хрыста трымае дзяржаву, якая сімвалізуе зямны шар, падданы ўладзе Збаўцы. Падзел шара на тры часткі азначае тагачасныя ўяўленні пра часткі свету: Еўропу, Азію і Афрыку. Крыж, які ўвенчвае дзяржаву, — знак адкуплення свету.


Ікона Маці Божай Бялыніцкай на фоне касцёла ў Бялынічах. фота



Цуд у ляхавіцкім замку


20 мая 1654 г. выбухнула вайна паміж Рэччу Паспалітай і Маскоўскай дзяржавай. Непасрэднай падставай для пачатку вайны стала памылка паслоў Рэчы Паспалітай у напісанні царскага тытулу, і ўсе тры царскія арміі адначасова ўдарылі па ўсходніх частках нашай Бацькаўшчыны. Ход вайны з самага пачатку агрэсіі разгортваўся ўдала для маскоўскіх заваёўнікаў.


Добра ведаючы канфесійныя праблемы Вялікага Княства Літоўскага, маскоўскі ўрад рабіў стаўку на яго праваслаўных жыхароў. Царскія «падмётныя» граматы, што папярэдне засылаліся ў Рэч Паспалітую ў якасці прапаганды, мусілі пераконваць людзей у лаяльнасці Масквы да іх і схіляць праваслаўных на бок царскіх ратнікаў. Аднак захопнікі дзейнічалі не толькі перакананнямі… Прасоўваючыся ўглыб дзяржавы, маскоўскае войска рабавала і знішчала каталіцкія святыні.


Перад абліччам гэтай небяспечнай пагрозы кармеліты, сабраўшы вотумы — каштоўныя знакі падзякі і малітоўных інтэнцый, а таксама сам цудатворны абраз Дзевы Марыі, пакідаюць Бялынічы. Ікона знаходзіць прыстанішча ў ляхавіцкім замку, маёмасці Паўла Яна Сапегі, гетмана Вялікага Княства Літоўскага і таленавітага ваяводы.


Адна са шматлікіх легендаў, якія ўплятаюцца ў гісторыю цудатворнага абраза, апавядае пра тое, як і чаму ён апынуўся ў Ляхавічах. Рэч у тым, што кармеліты напачатку планавалі вывезці каштоўную ікону ў Кракаў, дзе яна была б у адноснай бяспецы. Аднак падчас гэтага доўгага падарожжа коні затрымаліся каля форта ў Ляхавічах. Пасля многіх беспаспяховых спроб прымусіць іх рухацца далей, манахі палічылі воляю Марыі застацца тут. Так цудатворны Бялыніцкі абраз на нейкі час трапіў у ляхавіцкі замак.


Наступныя падзеі пераканалі манахаў і жаўнераў ляхавіцкага форта ў тым, што гэта Божы Провід так распарадзіўся, каб сваёю апекаю праз заступніцтва Багародзіцы яшчэ больш праславіць Яе вобраз, які здаўна лічыўся цудадзейным.


23 сакавіка 1660 г. 11-тысячнае войска маскоўскага ваяводы Івана Хаванскага распачало штурм ляхавіцкага замка, які знаходзіўся пад абаронай гарнізона на чале са Станіславам Міхалам Юдзіцкім. Наступ працягваўся амаль тры месяцы, на працягу якіх маскоўскія жаўнеры тройчы спрабавалі захапіць замак, але беспаспяхова.


Чацвёрты прыступ павінен быў стаць вырашальным: на падмогу значна парадзеламу ў баях корпусу Хаванскага прыбылі яшчэ тры тысячы стральцоў з Масквы. Перад абліччам небяспекі ўсе жыхары і абаронцы крэпасці на каленях прасілі Марыю аб выратаванні. Найсвяцейшая Дзева выслухала пакорныя просьбы сваіх дзяцей. Расейцы, страціўшы большую частку войска, былі вымушаны адступіць. Уцякаючы з-пад сцен гераічнага і непераможнага ляхавіцкага замка, войска Івана Хаванскага было канчаткова разбіта пад Палонкай 28 чэрвеня 1660 г. З таго часу ляхавіцкі форт пачалі называць «літоўскай Яснай Гарой», праводзячы паралель з абаронай польскай Чэнстаховы ад шведаў.


Копія цудатворнай іконы, якая захоўваецца ў Нацыянальным мастацкім музеі Рэспублікі Беларусь. фота



Пабудова новай святыні і каранацыя папскімі каронамі


Пасля больш чым 100-гадовай адсутнасці цудатворнага абраза Маці Божай у Бялынічах, падчас якіх здарыўся, між іншым, цуд у Ляхавіцкім замку, святыня зноў вяртаецца ў мястэчка над Друццю. Дата вяртання абраза дакладна невядомая. Некаторыя крыніцы адносяць гэтую падзею да 1760 г., аднак замала гістарычнай дакументацыі, каб гэта пацвердзіць. На вяртанне славутай іконы ў Бялынічы ўскосна ўказвае толькі той факт, што менавіта ў гэты час у мястэчку было прыспешана будаўніцтва новага касцёла на месцы таго, які ў 1742 г. знішчыў пажар, і ў 1763 г. яно было ўжо цалкам завершана.


Новы храм быў узведзены ў стылі позняга барока ў выглядзе трохнефавай крыжова-купальнай базылікі. Галоўны фасад упрыгожвалі дзве вежы і фігурны франтон з фігурай Хрыста, які трымае крыж. Над касцёлам узвышаўся манументальны купал з вежачкай-ліхтаром у звянчэнні. Гэта быў сапраўдны архітэктурны цуд на мясцовых землях!


Сілуэт святыні быў відаць здалёк на вялікай адлегласці, нібы маяк для пілігрымаў, якія ішлі ўшанаваць Маці Божую, што як быц­цам паказваў ім канчатковую мэту зямнога вандравання — Нябеснае Валадарства. Багародзіца атрымала годны дом, які стаў месцам новых цудаў і незлічоных ласкаў. Асаблівымі днямі ўшанавання абраза і сходу пілігрымаў у Бялынічах былі святы Унебаўшэсця, Спаслання Духа Святога, Маці Божай з гары Кармэль (Шкаплернай), Нараджэння Маці Божай і ўспамін прарока Іллі як даніна традыцыі, звязанай з першапачатковай легендай.


Культ Маці Божай Бялыніцкай пашырыўся за межы Вялікага Княства Літоўскага. Цуд у Ляхавіцкім замку, а таксама шматлікія аздараўленні і ласкі, якія атрымлівалі людзі каля гэтай іконы Багародзіцы, паспрыялі зацвярджэнню гэтага культу Святым Пасадам, які дазволіў каранаваць выяву Панны Марыі папскімі каронамі, што стала выразам прызнання цудатворнасці іконы і вялікай пашаны да яе з боку вернікаў. Каранацыйныя ўрачыстасці ў Бялынічах адбыліся 20 верасня 1761 г. Акт каранацыі ад імя папы здзейсніў біскуп Смаленскі Юрый Мікалай Гільзэн. Пасля абраду ікона была ўрачыста ўнесена ў новы касцёл.


Каранацыя стала яскравым выразам веры і падзякай Марыі за апеку. Абраз з Бялынічаў стаў другім на тэрыторыі Беларусі пасля іконы Маці Божай Жыровіцкай, які быў каранаваны папскімі каронамі. Наступная каранацыя абраза Багародзіцы на тэрыторыі сучаснай Беларусі адбылася толькі праз 235 гадоў, калі першы ў гісторыі нашай краіны кардынал Казімір Свёнтэк каранаваў папскімі каронамі абраз Маці Божай Брэсцкай, што адбылося 30 чэрвеня 1996 г. Наступная каранацыя цудатворнага абраза Маці Божай Каралевы Палесся адбылася ў Лагішыне, што на Піншчыне, 10 мая 1997 г. А 20 гадоў таму, 2 ліпеня 1998 г., кардынал Казімір Свёнтэк усклаў папскія кароны на абраз Маці Божай Будслаўскай, Апякункі Беларусі.





Пераслед каталіцтва і ліквідацыя кляштара


Часы росквіту бялыніцкага санктуарыя змяніліся заняпадам пасля першага падзелу Рэчы Паспалітай, калі мястэчка апынулася пад уладай Расійскай імперыі. Палітыка царызму была непрыхільнай да ўсіх неправаслаўных веравызнанняў. На захопленых землях царскія ўлады праводзілі гвалтоўную русіфікацыю, моцна ўціскаючы правы католікаў. Касцёлы пры гэтым ператваралі ў цэрквы. Барочныя будынкі пачалі нявечыць безгустоўнымі перабудовамі ў псеўдарускім стылі, «лепячы» на іх нябачаныя раней на Беларусі «какошнікі» і «цыбуліны». Не мінула такая палітычна абумоўленая перабудова і бялыніцкі кляштар. Указам цара Мікалая І была фактычна спынена дзейнасць каталіцкіх кляштараў на тэрыторыі Расійскай імперыі, якая пад уладаю жорсткага і распуснага манарха ператварылася ў «турму народаў».


Ліквідацыя сядзібы бялыніцкіх кармелітаў адбылася ў 1832 г. моцай дэкрэта сумнавядомага Міхаіла Мураўёва, які тады займаў пасаду губернатара Магілёва і за жорсткія расправы са змагарамі за свабоду набыў мянушку «вешальніка». Гэты крывавы кат, душыцель вызваленчага паўстання нашага народа, быў апантаным русіфікатарам беларускіх земляў. Ён прымусам навязваў мясцоваму каталіцкаму насельніцтву праваслаўе. Менавіта яму належыць стварэнне новага, перайначанага на руска-праваслаўны ідэалагічны лад культу Бялыніцкай іконы, што суправаджалася падбухторваннем мясцовых жыхароў да ператварэння касцёла з цудатворным абразом у царкву.


Напалеон Орда. Бялыніцкі касцёл Маці Божай Шкаплернай і кляштар кармелітаў. фота



Касцёл ператвораны ў царкву


Пасля ліквідацыі кляштара касцёл у Бялынічах пэўны час дзейнічаў як парафіяльны. Пасля смерці ў 1876 г. апошняга пробашча бялыніцкай парафіі кс. Люцыяна Гадлеўскага касцёл быў канфіскаваны царскімі ўладамі і перададзены ў праваслаўнае ведамства.


Канфіскацыя адбылася вельмі хутка. У ноч з 11-га на 12 красавіка прадстаўнікі царскай улады занялі касцёл, тлумачачы сваё ўварванне ў святыню пошукам нібыта схаванай там зброі паўстанцаў. Раніцай, прыйшоўшы на Імшу, вернікі ўбачылі, як праваслаўны святар правіць у касцёле Літургію.


Католікі працяглы час спрабавалі супраціўляцца гэтаму захопу, з-за чаго сітуацыя ў Бялынічах заставалася напружанай. Губернатар нават пісьмова звярнуўся да Магілёўскага арцыбіскупа, каб той супакоіў сваіх вернікаў. Праз год у былы кляштар кармелітаў у Бялынічах з Мсціслаўя быў пераведзены Мікалаеўскі мужчынскі манастыр.


Рэлігійны ўціск працягваўся да пачатку ХХ стагоддзя, і толькі пасля з’яўлення ў 1905 г. царскага ўказа «Аб умацаванні прынцыпаў верацярпімасці» настала адносная рэлігійная свабода. Шляхта і просты люд, прымусова пераведзеныя з каталіцтва ў праваслаўе, зноў маглі без перашкод вызна­ваць сваю веру. Тым не менш канфіскаваныя касцёлы ім вяртаць ніхто не збіраўся, затое з’явілася магчымасць будаваць новыя. Такім чынам, замест забранай бялыніцкай святыні мясцовыя католікі пабудавалі новы касцёл св. Людвіка ў Свяцілавічах. Рэлігійнае жыццё зноў пачало развівацца. Аднак на змену царскаму пераследу прыйшоў савецкі атэістычны, яшчэ больш жорсткі і знішчальны для ўсіх вернікаў без канфесійных адрозненняў.


Інтэр’ер касцёла ў Новай Мышы. Ікона Маці Божай Бялыніцкай змешчана ў бакавым алтары справа. фота



Знішчэнне святыні


Савецкія ўлады закрылі каталіцкі касцёл у Свяцілавічах і бялыніцкі праваслаўны манастыр. Велічную барочную святыню змагары з рэлігіяй ператварылі ў клуб для танцаў і агульных сходаў. Аднак у сувязі з тым, што даглядаць і абслугоўваць такі вялікі будынак было нязручна, улады перанеслі клуб у іншае месца, а з касцёла зрабілі склад. Святыню пазбавілі вежаў і купала, каб яна звонку як мага менш была падобная да культавага будынка. У такім знявечаным выглядзе касцёл перажыў Другую сусветную вайну, ­хоць ­навокал ішлі баі і грымелі бамбёжкі. Але ў мірныя ­1960-я гады комплекс кляштара кармелітаў быў узарваны. Так перастала існаваць адна з найпрыгажэйшых і найбольш шанаваных на нашых землях святыняў Маці Божай.


Касцёл у Бялынічах, ператвораны ў царкву. Фота пачатку ХХ ст. фота



Дзе знаходзіцца цудатворная ікона?


Але што сталася з самой цудадзейнай іконай Маці Божай Бялыніцкай? Паспрабуем разабрацца ў гэтай заблытанай, амаль дэтэктыўнай гісторыі.


Паводле некаторых звестак, апошні бялыніцкі пробашч кс. Люцыян Гадлеўскі, ведаю­чы пра жаданне расійскіх імперскіх уладаў завалодаць святыняй, схаваў арыгінал іконы, замяніўшы яе ў алтары копіяй. Старажылы апавядалі, што схаваны абраз чакаў лепшых часоў у патаемных сутарэннях кляштара.


Паводле іншых звестак, арыгінал усё ж такі быў у касцёле падчас канфіскацыі святыні царскімі сатрапамі. Пасля ліквідацыі праваслаўнага манастыра бальшавікамі абраз трапіў у экспазіцыю Магілёўскага краязнаўчага музея, дзе захоўваўся разам з крыжам св. Ефрасінні Полацкай, аднак у віхуры апошняй вайны абедзве вялікія святыні нашага народа таямнічым чынам зніклі, і сляды іх згубіліся…


Абраз Маці Божай Бялыніцкай сёння вядомы ў Беларусі і за яе межамі ў шматлікіх копіях — спісах, якія ўшаноўваюцца вернікамі як у касцёлах, так і ў праваслаўных цэрквах.


Сярод найбольш вядомых спісаў цудатворнай іконы — абраз з царквы ў в. Сноў Нясвіжскага раёна (XVII ст., цяпер — у фондах музея старажытнабеларускай культуры Акадэміі навук); абраз з в. Каменка Шчучынскага раёна (XVIII ст.); абраз, які знаходзіцца ў Магілёўскім абласным мастацкім музеі імя Паўла Масленікава (XVIII—XIX ст.); абраз у в. Новы Двор Шчучынскага раёна (XIX ст.); абраз у касцёле кармелітаў у в. Гудагай ­Астравецкага раёна (XIX ст.), а таксама абраз, які знаходзіцца ў сучаснай бялыніцкай праваслаўнай царкве. Акрамя таго, іканапісныя выявы Бялыніцкай Панны ўшаноўваюць у некалькіх касцёлах на тэрыторыі Польшчы. Такая вялікая колькасць захаваных копій цудатворнай іконы сведчыць пра яе папулярнасць і пра шырокую распаўсюджанасць культу Маці Божай Бялыніцкай ва ўсёй колішняй Рэчы Паспалітай.


Асобнага ўспаміну заслугоўвае выява Бялыніцкай Мадонны, якая захоўваецца ў касцёле Перамянення Пана ў вёсцы Новая Мыш (Баранавіцкі р-н). У гэтым касцёле ХІХ ст., пабудаваным у стылі класіцызму, захаваліся ўнікальныя барочныя алтары, перавезеныя сюды з закрытага абацтва бенедыкцінак у Нясвіжы.


У 1995 г. у касцёле ў Новай Мышы здарыўся пажар. Алтары былі моцна закураны, і каб іх аднавіць, спатрэбіліся сур’ёзныя рэстаўрацыйныя работы. Калі рэстаўратары працавалі ў святыні, за абразом Унебаўзяцця Маці Божай у адным з бакавых алтароў іх вачам адкрылася іншая ікона. Гэта была выява Маці Божай Бялыніцкай. Цудоўная выпадковая знаходка, якая пакуль лічыцца копіяй цудатворнага абраза, была вельмі падобнай да апісанняў арыгінала славутай іконы.


Пілігрымка з Магілёва ў Бялынічы. фота


Чаму гэты абраз быў закрыты іншай выявай? Калі гэта была толькі копія, чаму яе проста не замянілі, не перавесілі ў іншае месца, а закрылі другім абразом, як раней нярэдка рабілі з асабліва шанаванымі іконамі, напрыклад у Гродне (Маці Божая Кангрэгацкая), у Браславе (Маці Божая Валадарка Азёраў), у польскай Чэнстахове? А можа, той абраз хтосьці проста хацеў схаваць?..

Гэтыя пытанні схіляюць да думкі, што, магчыма, у Новай Мышы быў знойдзены страчаны арыгінал цудатворнага абраза. Канечне, для таго, каб гэта дакладна сцвердзіць, неабходныя доказы з боку гісторыкаў і мастацтвазнаўцаў. Аднак нават калі гэта і не арыгінал, то, напэўна, адна з найбольш ранніх і найдакладнейшых копій. Акрамя таго, гэтая выява таксама была ў пашане ў вернікаў, пра што сведчыць тое, як яна захоўвалася.


Для вернікаў, якія ўшаноўваюць Маці Божую, аўтэнтычнасць іконы можа быць пацверджана цудамі, што адбываюцца каля святыні праз Яе заступніцтва. Таму варта прасіць Нябесную Матулю аб новых ласках, у якіх Яна ніколі не адмаўляе сваім дзецям.


Такім чынам, не выключана, што абраз Маці Божай Бялыніцкай цяпер знаходзіцца ў касцёле ў Новай Мышы, а магчыма, прыйдзе час, калі Марыя сама цудоўным чынам аб’явіць нам яго месцазнаходжанне. Выснова адна: мы, сённяшнія беларускія вернікі, не маем права забыцца пра Бялынічы, пра нашу «Чэнстахову», пра стагоддзі гісторыі, веры, цудаў. Марыя паставіла свой трон таксама на нашай зямлі, каб шчодра адорваць Божымі ласкамі ўсіх тых, хто з даверам аддаецца Яе матчынаму заступніцтву. Адраджэнне бялыніцкага санктуарыя — гэта ганаровая місія нашага народа і сыноўскі абавязак перад Нябеснай Маці.


Цёмныя сілы ўсяляк намагаліся знішчыць памяць пра гэтае святое месца. Аднак, разбурыўшы муры святыні, яны не разбурылі веры ў чалавечых сэрцах. У сэрцах, з якіх будуецца жывая святыня Божай Царквы, што ніколі не перамогуць брамы пекла.