Текстиль прокладывает путь

Текстиль прокладывает путь

Адреса опыта

Татьяна БИНДА, Фото из архива "БЛГ"
08.10.2020 Версия для печати

Использование геотекстиля при строительстве лесной дороги в Сморгонском опытном лесхозе в 2004 году было настоящим экспериментом. Прошло 15 лет эксплуатации этой лесной магистрали, и можно сделать выводы, как нетканый синтетический материал помогает прокладывать путь к ресурсу. 

Конструкция земляного полотна на грунтах со слабой несущей способностью. фото

Каждый год сеть лесных дорог в системе Минлесхоза прирастает более чем на 100 км новых лесных артерий. В их строительстве применяются новые приемы и технологии, вместе с тем в лесхозах продолжают эксплуатировать дороги, которые были построены 10—20 лет назад. Одна из таких дорог есть в Трилесинском лесничестве Сморгонского опытного лесхоза. В 2004 году, когда началась стройка этого лесного пути, мало кто знал о существовании нетканого синтетического материала, который обеспечивает надежное эксплуатирование дорог на участках со слабым грунтом. Поэтому использование такой технологии укладки геотекстиля стало масштабной опытной работой как для УП «Белгипролес», так и для Сморгонского опытного лесхоза. 

— Протяженность дороги составляет 4,9 км, ширина — 4 м, она проходит через заказник местного значения, — рассказывает лесничий Трилесинского лесничества Игорь Андриевич. — Строительство дороги началось в 2004 году, а в эксплуатацию ее ввели в 2005-м. За 15 лет этот участок помог вывезти нам порядка 225 тыс. кубометров древесины и по сей день прекрасно выполняет свои функции. 

Конструкция земляного полотна, в строительстве которого используют геотекстиль, чаще всего представляет собой три слоя: естественный грунт, геотекстильный материал и песчано-гравийную смесь. Такая дорога оказывается более устойчивой благодаря перераспределению напряжения, которое возникает в грунтовом массиве и дорожной одежде при действии нагрузок от транспортных средств и собственного веса. Как показывает опыт эксплуатации в Трилесинском лесничестве, дорога долговечна. Кроме того, геосинтетические материалы предотвращают или замедляют процесс эрозии частиц грунта или других частиц на поверхности откоса. 

Конструкция земляного полотна на грунтах со слабой несущей способностью. фото

Они обеспечивают и фильтрацию — предотвращение процесса проникновения грунтовых частиц в дренажи или их выноса. Благодаря функции дренирования ускоряется отвод воды из слоев дорожной одежды и грунтовых массивов. Однако при использовании геотекстиля нужно помнить, что в отличие от грунта или камня этот материал требует особых условий хранения и бережного обращения, поскольку даже небольшое повреждение на поверхности может существенно ухудшить его эксплуатационные характеристики. 

Выпуском таких нетканых синтетических материалов для строительства дорог занимаются, например, в ОАО «СветлогорскХимволокно», ОАО «Могилевхимволокно», а также ОАО «Пинема» (Пинск). 

— Эта дорога сократила на 17 км расстояние для лесозаготовительной техники и позволила освоить большой объем лесфонда, путь к которому раньше был недоступен, — рассказывает лесничий. — Чтобы продлить срок службы дороги, и это касается всех лесных артерий, мы ежегодно проводим ее гредирование и подсыпку согласно плану ухода за лесными дорогами. 

Сейчас, по информации УП «Белгипролес», строительство дорог с использованием геотекстиля ведется в Климовичском и Пуховичском лесхозах на заболоченных участках со слабым грунтом. 

 


Комментарии

Оставить комментарий

0 Комментариев

Связаться с редакцией: