Волковысский лесхоз создал собственную структуру лесопункта

Волковысский лесхоз создал собственную структуру лесопункта

Адреса опыта

Фото автора, Татьяна БИНДА
13.08.2015 Версия для печати

Если многим лесхозам в Беларуси довелось создавать свои лесопункты с нуля, то в ГЛХУ «Волковысский лесхоз» это подразделение существовало уже много лет и со временем трансформировалось в современное обличье.

Волковысский лесхоз создал собственную структуру лесопункта. фото

Когда я отправлялась в лесопункт Волковысского лесхоза, ожидала увидеть там базу для стоянки харвестеров и форвардеров, несколько боксов для обслуживания техники и бригаду рабочих. Но увиденное во многом превзошло мои догадки.

Дело в том, что лесопункт Волковысского лесхоза «Замковый» — это нечто большее, чем просто заготовка древесины. Тут можно наблюдать весь цикл работ вплоть до реализации продукции. Это маленький леспромхоз, где ведутся работы, начиная от заготовки, трелевки, вывозки древесины и заканчивая отгрузкой продукции вагонами собственной погрузочной площадки. Волковысский лесхоз, учитывая специфику своего лесного фонда, наличие лесозаготовительной, лесовозной и иной техники, кадровый потенциал, выработал индивидуальный подход и создал собственную структуру лесопункта. А недавно его команда переехала в отремонтированное просторное здание.

— Когда-то здесь был деревообрабатывающий цех. Было и свое помещение, сейчас мы его утеплили, отремонтировали, облагородили территорию, поэтому с нуля начинать не пришлось, — рассказывает главный лесничий Волковысского лесхоза Павел Зибарев.

В соответствии с рекомендациями Министерства лесного хозяйства в лесопункт «Замковый», кроме лесозаготовительных бригад и комплексов, входит еще и автомобильный парк. «В свое время мы выкупили у Белорусской железной дороги рампу, обновили ее, построив там все коммуникации, и теперь подъездной путь и сама рампа находятся в ведении лесхоза», — добавил главный лесничий. Туда же входит и погрузочная площадка. Таким образом, лесопункт рассчитан на полный цикл лесозаготовки вплоть до реализации продукции. Через станцию отгрузки ежемесячно лесопункт реализует около 7 тыс. м³ древесины, ежедневно — 350 м³.

Самое главное — лесопункт Волковысского лесхоза позволяет сэкономить трудовые ресурсы. На главном пользовании не задействован ни один человек из лесничества, а это большой плюс: появились дополнительные людские резервы для охраны леса, ухода за лесными культурами, проведения лесозащитных мероприятий. Состояние леса от этого только улучшается.

В составе лесопункта «Замковый» работают два лесозаготовительных комплекса. Это харвестер Valmet 901.4, с ним в комплекс входит форвардер Komatsu. А вторая «команда» машин представлена отечественной техникой — харвестером 2551 для рубок главного пользования и форвардером 2662 — все производства «Амкодор». Есть еще форвардер «Амкодор 2661», используют его для подвозки продукции от лесозаготовительных бригад лесопункта и бригад в лесничестве.

О лесозаготовительной технике лесопункта рассказывает главный инженер лесхоза Сергей Козел:

 — С 2010 года у нас работает харвестер Valmet. Мы его приобрели одними из первых в области. В 2011 году появился еще форвардер Komatsu, тогда же закупили и отечественный харвестер «Амкодор».

Когда видишь эти огромные машины, не верится, что срок их амортизации всего пять лет. Но здесь необходимо учитывать, что харвестеры и форвардеры постоянно в деле, работают ежедневно, нагрузка на технику колоссальная. Все было бы хорошо, если бы машина не ломалась, сетует Сергей Козел. Вот тогда начинаются проблемы: из-за длительного ожидания ремонта простаивает работа. Гродненскую область обделили в сервисных центрах — первый такой центр «Амкодора» появился в области одним из последних.

В то же время в лесхозе большое внимание уделяется профилактической работе, что позволяет на ранней стадии выявить неисправность. Ведь часто бывает так, что достаточно заменить сальник стоимостью 20—30 тысяч рублей, чтобы сберечь целый узел стоимостью в несколько десятков миллионов рублей. «Над этим у нас работают главный механик, механик по многооперационной технике и инженер-механик по ремонту лесовозной техники», — рассказывает главный инженер лесхоза.

Есть еще одна сложность в работе лесопункта Волковысского лесхоза: на его территории богатые почвы (кисличные условия местопроизрастания), средний диаметр деревьев к возрасту спелости достигает 45—60 см. Машина «Амкодор 2551» по техническим характеристикам вроде бы должна брать ствол 55—60 см на уровне корневой шейки, но завод-изготовитель рекомендует использовать ее при работе со стволами до 45 см. Поэтому часть продукции, которую изначально планировалось заготовить этой машиной, остается на лесосеке.

 — Приходится возвращаться туда дважды, а то и трижды, чтобы убрать оставшиеся крупные деревья традиционным ручным способом, из-за этого несем дополнительные потери. Поэтому харвестеры в последнее время мы используем на рубках ухода со средним объемом хлыста 0,26—0,44 м3 и там, где, на наш взгляд, можно получить максимальную прибыль, — рассказывает главный инженер ГЛХУ «Волковысский лесхоз».

Любая техника, даже самая современная, — просто кусок металла без участия человека. Именно от мастерства оператора зависит правильная эксплуатация машины и польза от ее работы в лесу. Поэтому операторы проходили курс обучения, можно сказать, приручили их.

— На Valmet, который мы получили одними из первых в области, обучение операторов велось за счет их производителя. Посылали наших операторов в Санкт-Петербург, где есть официальный представитель шведской фирмы, на обучение, — рассказывает главный инженер. — К слову, первичные навыки у них уже были, поэтому нескольких месяцев хватило, чтобы освоить новые машины. Конечно, поначалу было тяжело, помню первые впечатления операторов, когда 15 минут искали, где отключается «масса».

Сейчас это уже настоящие профессионалы, которые с закрытыми глазами могут найти любую деталь в этой многооперационной лесной машине.

На харвестере Valmet работают три оператора, еще два — на Komatsu. На отечественном харвестере «Амкодор» также трудятся три оператора. Такое количество операторов, по словам Сергея Козела, оптимально для работы на двух машинах, а трудятся операторы по 11 часов в соответствии с графиком.

Один лесозаготовительный комплекс заменяет работу от 10 до 25 вальщиков в зависимости от объема хлыста. Плюс многооперационной техники еще и в том, что работа продолжается в любую погоду, а на борту машины работать безопасно.

В этом году Волковысский лесхоз сделал заявку на новый лесозаготовительный комплекс Vimek, который предназначен для работы на рубках ухода, с малым объемом хлыста. Новая техника освободит часть работников от заготовки балансовой древесины, повысит качество организации работы, производительность труда и безопасность.

Кроме того, в планах у Волковысского лесхоза завершить работы по установке в этом году на всей лесозаготовительной технике GPS-навигаторов. Это позволит координировать работу, оперативно принимать решения — перенаправить, к примеру, лесовоз или тележку подвозить продукцию в соседнее лесничество, ежедневно контролировать расход топлива. На погрузочной площадке поставят систему видеонаблюдения, чтобы отслеживать весь производственный процесс и его эффективность. Нововведение также позволит оптимизировать численность персонала.

Волковысский лесхоз создал собственную структуру лесопункта. фото

Чтобы работа спорилась, нужны условия

По приезде на лесопункт «Замковый» меня встретил его начальник Борис Жуковский. Открытый, добродушный человек, предприимчивый, добросовестный хозяин, о таких людях говорят: «Человек на своем месте». Борис Болеславович показывал обновленное здание лесопункта и облагороженную территорию как свой родной дом. Было понятно, что он не просто руководит людьми, а принимает в работе самое непосредственное участие.

Борис Жуковский работает в ГЛХУ «Волковысский лесхоз» с 1992 года. Трудился в различных должностях: инженером-энергетиком, старшим мастером, а с
1 января прошлого года он — начальник лесопункта, теперь уже со своим названием — «Замковый».

— Сейчас во многих лесхозах лесопункт — это лесозаготовка, конкретно харвестеры, форвардеры, бригады, ну и бухгалтеры, водители — порядка 20 человек, и на этом все. А у нас сейчас работают более 70 человек. Это операторы лесозаготовительных машин, водители на вывозке леса и повременной оплате, мастера, навальщики-свальщики, работники вспомогательных служб, а также диспетчер, который контролирует работу транспорта и тележек, — рассказывает руководитель лесопункта. — Поэтому и здесь я разделяю мнение нашего директора, со временем лесопункт сможет выделиться в некую самостоятельную единицу. Ведь мы самостоятельно можем вести заготовку древесины, ее вывозку и реализацию.

Административное здание лесопункта построено довольно давно и нуждалось в обстоятельном ремонте. Но вот прошло всего два месяца работ — и коллектив лесопункта «Замковый» теперь работает в новых комфортных условиях.

 — За два месяца мы сделали ремонт здания: все утеплили, сделали свою котельную, подвели канализацию. У многих лесопунктов своего административного здания нет, а у нас есть: вот сейчас мы еще и отдельный класс по охране труда сделали, там есть все необходимое для проведения практических занятий. Менять пришлось многое: пол, потолок, электропроводку, кое-где и планировку, — рассказывает Борис Жуковский.

Волковысский лесхоз создал собственную структуру лесопункта. фото

Свой коллектив начальник лесопункта очень ценит. Вот и о диспетчере, Снежане Прокопчик, говорит с уважением, характеризует как первоклассного специалиста.

— Кроме контроля за работой лесозаготовительной и лесовозной техники, у нас согласованные с производственным отделом планы по отгрузке вагонов. На погрузочной площадке за день проходит около 8 вагонов, в прошлом месяце отгрузили 152 вагона круглых лесоматериалов. Снежана Анатольевна регулирует вопросы по погрузке, в режиме реального времени отслеживает, где находится тот или иной лесовоз. И если видит, что машина простаивает хотя бы 15—20 минут, узнает причину задержки. Да и мастеру по отгрузке вагонов сейчас работать намного легче. Теперь в начале дня, когда он планирует свою работу, согласовывает с диспетчером график подвозки древесины, — рассказывает о своем диспетчере начальник лесопункта.

Все это, по словам Бориса Жуковского, существенно помогает в общем деле: «Здесь всегда нужен человеческий подход, участие: иногда объяснить, что сегодня, к примеру, нужно задержаться на работе, чтобы потребитель своевременно получил продукцию, и избежать санкций за сверхлимитный простой вагонов. Бывает, и в 5—6 утра Снежане нужно выйти на работу. Техника работает и в выходные дни, простаивает только во время ремонта, поэтому телефон Снежана не выключает даже ночью».

— Диспетчером я работаю полгода. До этого трудилась в Оршанском лесхозе, потом вернулась на родину. Первое время я терялась, теперь могу всегда дать ответ, знаю, к кому как подойти, успокоить во время какой-то спорной ситуации. А было, что и плакать приходилось на рабочем месте, не умела сдерживать эмоции. Сейчас, конечно, коллектив стал родным, — рассказывает о своей работе Снежана Прокопчик.

Идем по территории лесопункта, заглядываем в цеха, комнаты для отдыха: все сделано продуманно, с заботой о людях, на территории есть даже прудик с карасями. А когда созданы все условия, тогда и работа спорится.

 — Скоро построим еще навес для техники, — рассказывает о планах Борис Жуковский. — А вообще, я вот хожу, смотрю и постоянно новые идеи приходят. Были бы средства их воплощать, а силы найдутся!
 


Комментарии

Оставить комментарий

0 Комментариев

Связаться с редакцией: