Успех приходит к тому, кто способен работать!

Успех приходит к тому, кто способен работать!

Актуально

Виктор ГАВРЫШ, Фото автора
04.10.2018 Версия для печати

В условиях полного запрета на экспорт кругляка и избытка древесного сырья на внутреннем рынке особое значение приобрела зона ответственности главных инженеров хозяйств и объединений. Именно там происходят сегодня ключевые для экономики отрасли процессы — заготовка, вывозка, переработка древесины и сбыт продукции.

О сложных вопросах, имеющихся достижениях и перспективах корреспондент «БЛГ» побеседовал с главным инженером Могилевского ГПЛХО Владимиром КРЕЧЕМ.

— Владимир Иванович, за время общения с главными инженерами лесхозов и объединений у меня сложилось впечатление, что одна из ваших самых главных проблем — это недопоставка железнодорожных вагонов. Давайте с этого и начнем разговор. Что делать, чтобы с вагонами проблем не было?

— Это на самом деле так. Если бы речь шла о каких-то эпизодических явлениях, можно было бы искать решения и предлагать их. А проблема с недопоставками железнодорожных вагонов по заявкам лесоводов имеет системный характер. И это проблема не только нашей области, где срывы поставок вагонов имеются практически по всем станциям. Это общая проблема в масштабах всей страны. Если бы даже нам удалось поставить больше вагонов в Могилевскую область, то их меньше получили бы в других областях страны.

Пока единственное, что можно реально сделать, — это максимально увеличить загрузку вагонов. В Могилевском ГПЛХО была проделана вся необходимая работа. Наши лесхозы грузят вагоны по максимуму. Но нужно иметь в виду, что у нас в этом году значительно возрастают объемы продукции, которую нужно отгружать железнодорожным транспортом.

Это прежде всего топливная щепа. Но и пиломатериалы в ряде случаев придется отправлять потребителям по железной дороге. Их производство у нас последнее время растет по 20—30 % ежегодно. И если брать пятилетку, то этот объем увеличился в разы.

При поставке продукции лесхозов на экспорт также используются железнодорожные вагоны. И объемы экспорта у нас также растут. Поэтому я считаю, что наступило время рассмотреть вопрос о диверсификации как рынков сбыта топливной щепы, так и замены этой продукции на более дорогостоящую путем углубления переработки. А именно — производство топливных пеллет и брикетов.
Это позволит сократить объемы загрузки железнодорожного подвижного состава и, соответственно, требуемое количество вагонов при повышении общей массы и стоимости груза. Также пеллеты и брикеты, в отличие от щепы, можно будет отгружать потребителю автомобильным транспортом. По моим расчетам, это поможет улучшить ситуа­цию, сложившуюся с дефицитом железнодорожного подвижного состава.

Пока же мы постоянно вынуждены решать проблемы недопоставки вагонов. Они приходят несвоевременно и в меньшем количестве, чем это предусмотрено нашими заявками. Не редки случаи, когда из-за каких-то сложностей не возвращаются в Беларусь сотни вагонов. Одновременно по 700 и более лесовозов могут «зависать» в Литве и Латвии. И всегда для этого находятся некие «объективные» причины. В месяц до 2 тысяч необходимых нам вагонов могут простаивать где-то за границей. А мы не можем в это время поставлять продукцию по экспортным контрактам…

Если у лесоводов есть свой спецэкспортер в лице «Беллесэкспорта», может, ему следует активнее подключиться к решению этой проблемы? Вроде бы все заинтересованные организации работают по решению проблемы, а вагонов всё равно не хватает. Причем не хватает их не только для нашей отрасли. Железнодорожных вагонов в Беларуси, насколько мы можем судить, не хватает и другим отраслям.

Главный инженер Брестского ГПЛХО Виктор Брильков, главный инженер Могилевского ГПЛХО Владимир Креч, генеральный директор Могилевского ГПЛХО Владимир Раевский и заместитель министра лесного хозяйства Леонид Демьяник оценивают качество пилопродукции Глусского лесхоза. фото

— Вы сейчас упомянули, что из-за непоставки оговоренного количества вагонов в лесхозах срывается выполнение экспортных контрактов. По Могилевскому ГПЛХО такие случаи бывали?

— Вопрос не в этом. Мы хотим навести порядок в реализации продукции в целом. И сделать это хотя бы в отношении крупных потребителей нашей продукции на внутреннем рынке. Это такие компании, как «Кроноспан», «С Вуд С», «Витебская лесопилка». Они работают исключительно по графикам. По этим графикам в четко оговоренный срок лесхозы должны поставить определенное количество древесины. Если мы недопоставили какой-то объем, у них остановится производство. А если мы потом попытаемся наверстать и пришлем больше вагонов с сырьем, их негде будет разгрузить. Вагоны попадут под штрафы за простой. Поэтому на начальном этапе нужно навести порядок с поставками железнодорожным транспортом хотя бы внутри страны.

— Давайте теперь поговорим о приятном, о результатах модернизации лесхозовской деревообработки…

— Наш генеральный директор — приверженец постоянного развития. Поэтому у нас нет каких-то ярко выраженных этапов или рывков в модернизации. Она идет постоянно и планомерно. Особенность промышленной деятельности в том и состоит, что если где-то на год отстать, то потом можно и за два года не наверстать упущенное. В соответствии с этим принципом мы ежегодно вносим свои предложения и коррективы в Программу по развитию деревообрабатывающих производств Минлесхоза. Она рассчитана до 2020 года. Но ситуация на рынках меняется. В соответствии с этим и мы вносим изменения в свои инвестиционные проекты.

Сейчас, например, на внутреннем рынке сложился избыток древесного сырья. Мы в области уже полностью заменили все старые линии пиления, нарастили объемы. Но этого недостаточно. И мы должны строить новые цеха, чтобы древесина не потеряла свои качества. Чтобы вместо дров получить из нее рентабельную экспортную продукцию. Чтобы с максимальным экономическим эффектом разрешить сложившуюся санитарную обстановку в лесах.

В этом году мы устанавливаем новые лесопильные линии в Горецком, Могилевском, Краснопольском лесхозах. Новое ленточнопильное оборудование устанавливаем в Кличевском лесхозе. Линию оцилиндровки — в Осиповичском опытном лесхозе. В Бобруйском лесхозе — новый углопильный станок. Только при реализации указанных инвестиционных проектов в текущем году мы планируем увеличить выпуск пиломатериалов по объединению в 2019 году на 30 тыс. кубометров.

И ситуация, и время подталкивают нас. Мы, конечно, не будем идти к такой глубокой переработке, как предприятия концерна «Беллесбумпром». Наша задача сегодня — привести технологический цикл наших деревообрабатывающих производств к качественной сушке пиломатериалов до необходимого потребителю уровня влажности. Поэтому мы должны строить сушильные комплексы.
С учетом перспектив появления на отечественном рынке первичной деревообработки различных крупных игроков с иностранным капиталом в доле собственности это приобретает особую актуальность. Представители иностранных инвесторов и лица, заинтересованные в создании их производств в республике, утверждают, что лесхозовские цеха устаревшие и неконкурентоспособные, а новое гигантское производство успешно их заменит. При этом лесопилки Минлесхоза обеспечивают занятость в малых населенных пунктах нашей страны, предоставляя тысячи высокооплачиваемых рабочих мест и производя продукцию, пользующуюся устойчивым спросом на внешнем рынке. Потеряв эти производства, во многих случаях страна потеряет и эти рабочие места, что приведет к дополнительному оттоку трудоспособного населения из населенных пунктов в регионах.

— Раз уж мы заговорили о таких особенностях прихода крупных иностранных инвесторов на отечественный рынок деревообработки, то надо, наверное, сказать еще об одном нюансе. Протекционистские меры, которые выбивали для себя крупные отечественные потребители древесного сырья, уже сегодня привели к тому, что крупнейшие международные концерны открыли и продолжат открывать свои перерабатывающие мощности в нашей стране. Раньше они покупали древесное сырье за валюту и по практически мировым ценам. А став белорусскими резидентами, получили неограниченный доступ к древесине по низким внутренним ценам…

— Мы существуем в тех условиях, которые сложились на сегодняшний день. 5—7 лет назад лесхозы диктовали рынку свои цены. Был дефицит сырья, была благоприятная конъюнктура. Сегодня ситуация изменилась. На внутреннем рынке избыток древесины. Экспортировать излишки мы не можем. Поэтому надо искать пути для эффективной работы в сложившихся условиях. Такие пути есть. И главный из них — развитие и модернизация наших цехов, наращивание объе­мов и расширение ассортимента их продукции.

Сегодня у нас в области восемь из двенадцати лесхозов, имеющих свою деревообработку, уже обладают сушильными комплексами. До конца года их будет девять. Осталось построить три сушильных хозяйства, чтобы все цеха лесхозов объединения могли производить продукцию для обеспечения стабильных объемов валютной выручки и высокой рентабельности. К слову, рентабельность такой продукции при экспортных поставках будет почти в два раза выше, чем при продаже круглого леса.

Мы имеем все возможности для успешной работы. В нынешних условиях успеха добивается тот, кто способен работать и хочет его добиться. Конкуренция стимулирует активность.

И, конечно, хотелось бы пожелать нашим смежникам из концерна «Беллесбумпром» скорее выйти на запланированные мощности. Уже заметно, что их модернизированные предприятия потихоньку начинают наращивать объемы производства. Две проблемные на сегодняшний момент категории, по которым лесхозам трудно обеспечить положительную рентабельность, — это техническое сырье и балансы. Поэтому мы очень рассчитываем на скорейшее увеличение объемов их потребления крупными предприятиями концерна.

 


Комментарии

Оставить комментарий

0 Комментариев

Связаться с редакцией: