Перспективы поставки топливной древесины (щепы) в страны Прибалтики

Перспективы поставки топливной древесины (щепы) в страны Прибалтики

Аналитический обзор

Наталья СКИТОВА, УП "Беллесэкспорт"
19.11.2020 Версия для печати

УП «БЕЛЛЕСЭКСПОРТ» запускает цикл аналитических статей, анализирующих перспективные рынки для экспорта лесопродукции за рубеж. В статьях будет анализироваться не только информация о нынешней ситуации и трендах на экспортных рынках, но и состоится «повторное» знакомство с компаниями, с которыми лесхозы сотрудничают: как работают эти фирмы, какие у них миссии, чему можно у них поучиться или взять за основу.

За январь — октябрь 2020 года УП «БЕЛЛЕСЭКСПОРТ» было отгружено 1 млн 400 тыс. м3 щепы. По сравнению с таким же периодом прошлого года экспорт щепы увеличился на 3 %. 

Литва и Латвия сохранили позицию крупнейшего получателя щепы из Беларуси. В первую очередь потому, что в этих странах используются современные котлы на щепе в промышленных масштабах. Сегодня стоимость 1 кВт тепловой энергии, добытой из щепы, уже меньше, чем у пеллет. Кроме того, щепа как топливо обладает большими преимуществами: высоким КПД (до 90 %), доступностью качественного сырья и низкой стоимостью исходного материала, а также возможностью добавления влажных опилок.

Однако на данный момент важно понимать, сможет ли Беларусь в долгосрочной перспективе сохранить такой объем экспорта и даже нарастить его? Попробуем проанализировать текущую ситуацию с производством и потреблением щепы, а также долгосрочно поставленные цели в использовании возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в Прибалтике. 

Литва 

Литва поставила амбициозные цели внести значительный вклад в развитие энергетического союза, реализуя политику ЕС в области энергетики и климата. Вместе с Латвией и Эстонией Литва планирует гармонизировать с ЕС свою энергосистему к 2025 году. Есть намерение увеличить к 2030-му долю возобновляемых источников энергии до 45 %. Кроме того, не менее 30 % потребителей будут генерировать электричество для собственных нужд. Доля внутреннего производства электроэнергии в Литве увеличится с 35 до 70 %, а доля ВИЭ в транспорте увеличится до 15 %. Если эти цели будут выполнены, то Литва станет лидером в области энергетических инноваций. 

За последние 10 лет литовский энергетический сектор претерпел радикальную реструктуризацию с целью сокращения и исключения энергетической зависимости от России, использующую высокие цены на ресурсы в качестве политического рычага. Структурные реформы и стратегические проекты в энергетическом секторе увеличили использование различных источников энергоснабжения и снизили стоимость энергоресурсов для потребителей.

Принимая во внимание новые цели ЕС в области энергетики и климата на период до 2030 года, а также новые тенденции в энергетическом секторе, в июне 2018-го Сейм утвердил обновленный Национальный план действий Литовской Республики в области энергетики и климата на 2021—2030 годы, который предусматривает: 

— увеличить потребление возобновляемых и альтернативных видов топлива в транспортном секторе и способствовать устойчивой интермодальной мобильности; 

— увеличить долю возобновляемых источников энергии во внутреннем производстве энергии и валовом конечном потреблении энергии и ввести меры по снижению загрязнения в энергетическом секторе; 

— повысить энергоэффективность и использование энергии из возобновляемых источников в жилых и общественных зданиях. 


»Необходимо отметить, что Литва уже в 2014 году достигла и превысила целевой показатель ЕС в отношении ВИЭ. Доля возобновляемых источников энергии для стран Европейского союза к 2020 году долж на была составить 20 %. В Литве уже в 2014-м на долю ВИЭ приходилось 23,66 % валового конечного потребления энергии. « 


Литва планирует достичь 45 % ВИЭ к 2030 году. Во 2-м квартале 2019 года на рынке биотоплива страны было 46 предприятий центрального обеспечения, 18 автономных тепловых сетей и 98 поставщиков биотоплива. 

Местное биотопливо закупается через биржу биотоплива Baltpool. Биржа насчитывала 420 участников. 

В настоящее время государственные органы, контролирующие конкуренцию и определяющие политику конкуренции в энергетическом секторе, в соответствии с Национальным планом прорабатывают вопросы, касающиеся национального рынка биотоплива, а именно: 

поставщик биотоплива и его аффилированные компании не должны владеть более 20 % от общей доли рынка биотоплива; 

на 3/4 рынка биотоплива должно быть не менее 15 поставщиков; 

должен быть баланс между внутренним производством и импортом биотоплива из третьих стран; 

должен сохраняться высокий уровень конкуренции в долгосрочной перспективе; 

должно продвигаться использование производимого и поставляемого биотоплива экологически безопасным и устойчивым путем за счет предоставления сертификатов, подтверждающих качество продукции и устойчивость на протяжении всей цепочки производства и поставок биотоплива. 

Латвия 

На активность лесозаготовки в 3-м квартале в основном оказывал влияние низкий спрос в сегменте балансового кругляка. Цена на балансы по-прежнему находилась в пределах 25—32 евро за кубометр, к тому же сама возможность реализации была сильно ограничена. В связи с этим заметно сократились объемы лесозаготовок в частном секторе. По предварительной информации, сейчас в частном секторе заготавливается на 15—25 % меньше древесины, чем обычно. Активность же лесозаготовок в государственных лесах сохранилась на очень высоком уровне — в первом полугодии государственные леса Латвии реализовали на 12 % больше кругляка, чем за соответствующий период 2019-го. Однако общий объем вырубленной древесины в стране в этом году сократится, но не более чем на 5—10 %. 

Соответственно уменьшились и объемы доступных отходов лесозаготовок. Низкие цены на щепу делают экономически невыгодным производство отдельных ее видов. К таким относится производство щепы из кустарника, где производственные затраты выше, чем при использовании отходов лесозаготовки. Поэтому снижение предложения щепы может произойти более резкими темпами. Предварительно можно ожидать уменьшение предложения на 10 %. На рынке топливной древесины это, скорее всего, будет ощутимо в начале 2021-го, когда уже будут использованы оставшиеся запасы отопительного сезона 2020/2021 года и в предложении останутся произведенные в 2020-м объемы. 

Спрос на щепу в энергетическом секторе Латвии в 3-м квартале в общей сложности был немного ниже сезонно ожидаемого уровня, несмотря на подготовку предприятий к отопительному сезону и созданию запасов на площадках хранения. На спрос отрицательно повлияли низкие цены на природный газ и особенно на электроэнергию. По этой причине часть предприятий (например, компания Fortum Jelgava) в 3-м квартале остановили использование щепы в производстве энергии и тепла. 

В 2020-м Беларусь закрепила свои позиции по экспорту щепы. Чтобы в некоторой степени ограничить или регламентировать импорт из Беларуси, 18 июня 2020 года на собрании государственных секретарей Латвии был внесен проект правил Кабинета министров «Требования к защите от ионизирующего излучения, которое вызывает содержание радионуклида цезия-137 в древесине, которая ввезена в Латвию из другого государства». Проект был утвержден на заседании Кабинета министров 15 сентября 2020 года. Правила определяют, что если древесина ввозится в Латвию для использования в качестве топлива, то поставщик древесины обязан предоставить оригинал или заверенную копию документа радиологической проверки (в бумажном формате документа), который подтверждает, что в древесном грузе удельная радиоактивность 137Cs не превышает 10 Бк/кг в сухой древесине. Государственная экологическая служба имеет право при ввозе брать образцы древесины на проверку. Если установлено, что в древесине радиоактивность 137Cs превышает 10 Бк/кг, такая древесина незамедлительно, но не позднее чем в течение месяца, должна быть отправлена обратно отправителю. 

Правила вступят в силу с 1 января 2021 года. 

Эстония 

В Эстонии производство возобновляемых источников энергии увеличилось почти на 38 % в годовом исчислении — до 315 ГВ•ч в 3-м квартале, так как на Нарвской электростанции мощностью 1,6 ГВт•ч сжигалось больше биомассы, в частности древесных отходов, а не горючего сланца. 

Кроме того, начиная с августа эстонская компания Eesti Energia наращивает производство электроэнергии. Постепенно растут объемы импортируемой топливной древесины. Общая выработка электроэнергии Eesti Energia выросла на 15 % в годовом исчислении — до 1,1 ТВт•ч в 3-м квартале. 

В 3-м квартале на долю ветра приходилась большая часть возобновляемой генерации Eesti Energia, которая произвела 196 ГВт•ч, что на 6 % больше, чем в прошлом году. 

Компания планирует инвестировать небольшие проекты по возобновляемым источникам энергии, при этом в будущем крупных заводов не планируется. 

Кроме того, поставщики Прибалтики чувствуют усиленную конкуренцию из тех европейских регионов, где в течение последних двух лет распространился короед. В Германии, Норвегии и Швеции цены на поврежденную древесину очень снизились, что существенно повлияло на сегмент щепы. В отопительный сезон 2020/2021 года закупки из Прибалтийских стран будут ниже, чем в предыдущие годы, так как частично они будут заменены поставками из Норвегии и Германии. Статистика экспорта (июль — август) указывает на снижение экспорта щепы в 3-м квартале на 38 %, однако следует учесть, что эти данные охватывают также сегмент целлюлозной щепы. В 3-м квартале объемы перегруженной щепы в портах снизились на 16 % (322 тыс. тонн) по сравнению с объемами 2019-го. 

В странах Балтии цены на древесную щепу в ноябре были чуть ниже 4 евро за ГДж FOB.

Если подытожить текущую ситуацию и долгосрочные тренды потребления биотоплива стран Прибалтики, очевидно, что государства планируют увеличить долю использования возобновляемых источников энергии внутри страны, то есть рынок биотоплива однозначно будет развиваться. Однако при этом Прибалтика хочет существенно ограничить доступ на рынок импортной топливной древесины из третьих стран по более низкой цене. При этом будут использоваться законодательно правовые нормы. Если в Латвии задействована Государственная экологическая служба, то в Литве положения регулирования конкуренции внесены в Национальный план действий Литовской Республики в области энергетики и климата на 2021—2030 годы. Эстония же белорусским поставщикам неинтересна из-за логистики. УП «БЕЛЛЕСЭКСПОРТ» поставило на Нарвскую электростанцию (Эстония) 2 поезда с 60 вагонами в 2019 году. Но из-за ценовой логистики этот проект не получил продолжения. Слишком дорогая вышла топливная продукция. Получается, вопрос: «Кому и куда грузить?» в долгосрочной перспективе для Беларуси будет очень актуален. 

 

 


Комментарии

Оставить комментарий

0 Комментариев

Связаться с редакцией: