Охотники за пожарами

Охотники за пожарами

Горячий сезон

Евгения ПЕСТУНОВА, Фото автора
09.08.2018 Версия для печати

Аномально жаркая прошлая неделя продержала в постоянной боевой готовности как работников лесной охраны, так и летчиков центра авиационной охраны лесов ГААСУ «АВИАЦИЯ». Охоте за лесными пожарами в эти дни одни посвятили много часов на земле, а другие — в воздухе. С неба оценить пожарную обстановку в лесах решила и корреспондент «БЛГ».

Отправная точка всего в одном километре от Минской кольцевой — аэродром МЧС Липки. У этого аэродрома достаточно богатая история: когда-то это был военный аэродром высокого класса, здесь летали большие самолеты, вертолеты, но после развала СССР он стал приходить в запустение и был передан в Министерство по чрезвычайным ситуациям. Сегодня здесь снова современная взлетно-посадочная полоса, вертолетные площадки и новые рулежные дорожки для самолетов. Из авиатехники — вертолеты ­AS-355, Ми-2, Ми-8, самый грузоподъемный вертолет в мире — ­Ми-26, самолеты Ан-2 и беспилотные авиационные комплексы.

Но как бы странно это ни прозвучало, основной вид транспорта на аэродроме — велосипед. Всё здесь измеряется километрами, поэтому многие работники зачастую преодолевают необходимые расстояния на велосипедах.

Вот и мы на краю летного поля. На фоне череды вертолетов виднеется трудяга Ми-2 центра авиационной охраны лесов ­ГААСУ «АВИАЦИЯ». Именно он и возьмет нас на борт. На Ми-2 нам предстоит охватить территорию патрулирования бывшего Солигорского авиаотделения и часть маршрутов столичного региона. Сегодня зона контроля — Минский, Узденский, Копыльский, Клецкий, Слуцкий, Солигорский, Любанский, Стародорожский и Пуховичский районы. Около 400 километров лесов и полей.

После того как люди в спецодежде со сложными инструментами подготовили и заправили вертолет (кстати, чтобы полностью наполнить бак, понадобилось 1070 литров), командир экипажа, пилот третьего класса Дмитрий Чуприн и летчик-наблюдатель Игорь Змитреня, он же и. о. начальника центра авиационной охраны лесов ГААСУ «АВИАЦИЯ», приглашают на борт.

— Спасибо, что выбрали наши авиалинии, ориентировочное время полета — 3 часа, — смеясь, произносит Игорь Змитреня и выдает наушники.

— Авиация — это самое точное, что может быть, — резюмирует пилот Дмитрий Чуприн. — Если вылет назначен на определенное время, значит, он состоится именно в это время. Если полет запланирован на определенный интервал,  значит, именно такой интервал и будет. У нас всё очень серьезно.

— У меня отец военный летчик, — добавляет Дмитрий.— Всю жизнь в небе. Я не могу сказать, что прямо с пеленок мечтал, что тоже стану летчиком, но отец брал к себе на работу. И вот я тоже пилот. В 2004-м закончил Военную академию в Минске, после служил в 181-й боевой вертолетной базе, с 2014 года работал в Государственном предприятии «Беллесавиа», сейчас в ­ГААСУ ­«АВИАЦИЯ». Я люблю то, чем занимаюсь. Люблю небо и свою работу.

Закончив свой короткий рассказ, Дмитрий Чуприн запускает турбины, винт вертолета быстро раскручивается, и его корпус начинает слегка вибрировать. С коротким пробегом, наклонившись, машина стремительно движется вперед, одновременно набирая высоту. Ощущения от взлета новые и совершенно необычные. Это не плавный разбег и набор высоты самолета, а буквально прыжок в небо. Очень круто и очень шумно. Поэтому, когда прямо над головой изо всех сил гудит мощный винт, наушники — первая необходимость.

В режиме патрулирования ­Ми-2 летит на высоте примерно  500 метров.

 — Оптимальная высота, чтобы охватить взглядом большое пространство и суметь при этом разглядеть пожар, — говорит Игорь Змитреня.

Как только вертолет пересекает территориальную границу отдельного лесхоза, Игорь Змитреня сообщает об этом по радиосвязи дежурному в лесхоз, а сам делает специальные отметки в бортовом журнале.

Вскоре в одном из кварталов Старобинского лесничества ­ГЛХУ «Старобинский лесхоз» замечаем дым. Чтобы детальнее рассмотреть ситуацию, пилот закладывает вираж над лесом. Но летчик-наблюдатель успокаивает.

— Это порубочные остатки сжигают, — говорит Игорь Змитреня. — Вообще, усыхающие сосняки очень хорошо видно с воздуха, поэтому, бывает, идем навстречу специалистам лесного хозяйства, если нужен мониторинг с борта воздушного судна. Вот, например, с этой целью утром с нами летал специалист ГЛХУ «Красносельское», завтра мониторить усыхание над Полесьем с нашими экипажами будут сотрудники Минлесхоза.

Через три часа после взлета подходим к своему аэродрому. Позади 400 километров над лесными просторами. Двигатели глушатся, а шум турбины в голове не проходит.

В общем, ежедневные полеты в аномальную жару на Ми-2 — не для слабаков. Уровень комфорта немолодого вертолета очень далек от понятия комфорт. Негерметичная кабина и салон, наушники не спасают от гула, а вместо кондиционера маленький вентилятор, закрепленный у лобового стекла.

— Это за сегодня был второй маршрут, — поясняет Игорь Змитреня.

Глядя на мое удивленное лицо, Игорь Александрович, смеясь, добавляет:

— Мы так каждый день работаем. Периодичность полетов зависит от класса пожарной опасности. Что поделаешь — погода такая. И не исключено, что осень будет сухой.

Мы на земле. Патрулирование прошло спокойно, лесных пожаров по нашему маршруту выявлено не было. А это не может не радовать в первую очередь тех, кто сутками несут дежурства и не видят выходных за жаркими летними днями. Тем более что экипажи, патрулирующие лес в эти знойные дни по другим маршрутам, постоянно докладывали о случаях возгорания леса на малых площадях. С начала пожароопасного сезона летчики-наблюдатели ГААСУ «АВИАЦИЯ» уже обнаружили 52 лесных пожара (на 7 высажены десантники-пожарные), 25 полевых и 3 — на украинской приграничной территории, угрожающих лесному фонду Республики Беларусь.
 


Комментарии

Оставить комментарий

0 Комментариев

Связаться с редакцией: