Евродрова разлетелись на ура

Евродрова разлетелись на ура

Итоги года

Евгения ПЕСТУНОВА, Фото и видео автора
03.01.2019 Версия для печати

Сейчас, когда мировой рынок древесины перенасыщен и продать продукцию деревоперерабатывающей промышленности непросто, производители топлива из опилок наращивают экспорт. Бум на топливную продукцию такого рода в Европе и выгодные ценовые предложения подталкивают еще активнее развивать это направление в лесхозах.

Суражский, Дятловский, Новогрудский, Островецкий и Бобруйский лесхозы сегодня основные производители топливных брикетов в системе предприятий лесной отрасли. В год они выпускают около семи тысяч тонн этого экологически чистого топлива. Возможно, объемы выпуска, по сравнению с иностранными компаниями, по этой позиции у нас скромные, но все лесхозы работают исключительно на отходах собственного производства, а контракты с заграничными покупателями у них долгосрочные и перспективные. Поэтому в 2018-м лесхозы даже не ощутили сезонности, обычно свойственной этому рынку.

Стабильная отгрузка — стабильная работа

К примеру, в ГЛХУ «Новогрудский лесхоз» топливные брикеты на экспорт отгружают круглый год. Польская фирма, поставляющая это топливо в Германию, еще в начале 2018 года заказала здесь 1200 тонн. Весь необходимый объем новогрудские лесоводы уже практически отоварили.

— Теперь продукция уходит на экспорт, в основном минуя склад, — поясняет начальник производственного отдела ­Сергей Досько. — Бывали годы, когда стабильно высокий спрос на топливные брикеты приходился исключительно на зиму, поэтому продукция отгружалась только в это время года.

К слову, когда в 2014 году стоимость нефти упала до 30 долларов за баррель, брикеты и прочее древесное топливо стремительно подешевели. При цене в 70 евро ГЛХУ «Новогрудский лесхоз» какое-то время работало с минимальной рентабельностью. Когда стоимость брикетов упала еще ниже, лесхозу даже пришлось останавливать производство до лучших времен.

По словам Сергея Досько, сезонность на этом рынке всё же присутствует и сейчас, однако лесхоз старается искать покупателя, который забирает продукцию пропорционально на протяжении года. Поэтому в последнее время здесь не зависят от сезонных скачков.

Сейчас ценник существенно вырос. В 2018-м весь объем топливных брикетов сторговали по 96 евро за тонну, рентабельность доходила до 30 %. На 2019 год уже заключили договор на реализацию 900 тонн топливных брикетов по двум контрактам по цене 102 и 103 евро за тонну.

В перспективе в ГЛХУ «Новогрудский лесхоз», возможно, появится и собственная пеллетная фабрика. Тогда, быть может, здесь придут к тому, что опилки нужно будет закупать у соседних лесхозов. Ведь сегодня лесхоз еще и удовлетворяет немалые потребности в щепе топливно-энергетического комплекса района. Это 3 котельные Новогрудского РУП ЖКХ общей мощностью 6,5 МВт, 3 котельные Кореличского района, а также котельная сушильного хозяйства собственного деревообрабатывающего цеха. В год они потребляют около 24 тыс. кубометров щепы. На щепе работает и центральная городская котельная, которая отапливает основной массив многоэтажек города. С установкой еще двух котлов на щепе ее мощности увеличатся в два раза. А это тоже наложит свой отпечаток на работу лесхоза в этом направлении.

Посредник — лишний

Как такового спроса на топливные брикеты внутри страны пока нет. Вернее, он есть, но незначительный. Новогрудский лесхоз, к примеру, накануне Нового года реализовал около двух тонн местному ипэшнику.

— Скорее всего, у заказчика имеется специальный котел, — поясняет начальник производственного отдела ГЛХУ «Новогрудский лесхоз» Сергей Досько. — Для обогрева бытового помещения этого объема должно точно хватить на несколько месяцев.

— Около 3 тонн топливных брикетов реализует населению Дятловский лесхоз.  Местные заказывают по 2—3 тонны максимум, но, конечно, стараемся людей не обидеть, — поясняет главный инженер ГЛХУ «Дятловский лесхоз» Дмитрий Томчик.

Примерно 4—5 тонн топливных брикетов реализует физическим лицам Бобруйский лесхоз. Небольшой спрос у местных потребителей по этой позиции в Островецком лесхозе.

В целом с топливными брикетами, у которых теплоотдача намного выше, чем у щепы, ситуация непростая, спрос внутри страны на них пока не сформировался. Аргумент специалистов прост: они гораздо дороже дров. Да и ценовые предложения из-за границы пока привлекательнее.

— Есть в Беларуси множество частников, которые очень заинтересованы купить брикеты у лесхоза и экспортировать, — рассказывает главный инженер Суражского лесхоза Илья Шерстнев. — Особенный ажиотаж ощутили в сентябре, когда все начали подготовку к отопительному сезону. У приемной чуть ли не очереди выстраивались из частников. Однако, сами понимаете, проектные мощности заточены под определенный объем, работаем исключительно по годовому долгосрочному договору. Наши брикеты отправляются в Прибалтику.

— Мы в принципе даже не стараемся продвигать этот продукт внутри страны, чтобы не испортить его репутацию, — поясняет Илья Шерстнев. — Объясняю, в обычных котлах он сгорает как дрова, а стоит дороже, хотя в идеале 1 тонна брикета заменяет 3—4 кубометра дров. Его надо сжигать только в пиролизных котлах, тогда брикет себя оправдывает. Процент использования пиролизных котлов у нас, да какой там процент, наверное, и одного процента нет... Возможно, начинать надо с переоборудования котлов.

Хотя, по словам Ильи Шерстнева, среднемесячный объем реализации топливных брикетов Суражским лесхозом физическим лицам внутри страны составляет порядка 3—4 тонн.

— Фактически все игорные заведения, бани, сауны Витебска перешли на топливные брикеты, в силу своих возможностей реализуем и им тоже, — говорит Илья Шерстнев.

За 2018 год ГЛХУ «Суражский лесхоз» экспортировало в Прибалтику 600 тонн топливных брикетов, произведенных из отходов деревообработки, по цене 93 евро за тонну. Направление перспективное, считают в лесхозе и даже рассматривают возможность запуска дополнительной линии по выпуску брикетов.

К фасовке взвешенно

ГЛХУ «Островецкий лесхоз» это перспективное направление освоило в январе 2011 года и организовало экспорт топливных брикетов в Европу. Упаковывают товар здесь в термопленку, туда же вкладывают этикетку заказчика.

— Термопленка — необходимость технологии упаковки, иначе при соприкосновении с воздухом он может впитать влагу, потерять свою форму и развалиться, — рассказывает главный инженер предприятия Иван Чепукойть. — Этикетку, по желанию заказчика, оператор закладывает в упаковку сразу же, таким образом, от нас продукция отправляется за рубеж в уже в полностью готовом виде.

В такой фасовке нет явной экономической выгоды, однако к своему зарубежному заказчику в лесхозе относятся уважительно и всегда идут навстречу. В 2018 году лесхоз работал с латвийской фирмой. Весь объем топливных брикетов на протяжении года реализовывал по 98 евро за тонну. На 2019 год по результатам биржевых торгов свои объемы этого топлива продали по 105 евро за тонну. Цена пусть и не сильно выросла, но всё же это радует, говорят в лесхозе.

Ежемесячно в деревообрабатывающем цеху Дятловского лесхоза образовывается около 400 куб. м опилок.

— Раньше мы их реализовывали сельскохозяйственным производственным кооперативам и местному населению по низким ценам, — говорит главный инженер ГЛХУ «Дятловский лесхоз» Дмитрий Томчик. — Благодаря новому производству отходы лесопиления приносят нам экспортную выручку.

Здесь производят топливные брикеты с октября 2013-го, работая в две смены, в среднем получается около 7—8 тонн продукции в день. В декабре из цеха лесхоза за границу направили 6 машин экспортной продукции по цене 96 евро за тонну. В год экспортируют 900 тонн топливных брикетов. Благодаря биржевым торгам на эти же 900 тонн уже в 2019-м нашелся свой покупатель. Цена тоже сложилась неплохая — 102 евро за тонну.

По 105 евро за тонну продали 200 тонн топливных брикетов на 2019-й в ГЛХУ «Бобруйский лесхоз», в прошлом году брикеты реализовывали по 103 евро за тонну. К слову, по общей производительности этой продукции предприятие лидирует среди лесхозов страны. Годовой выпуск топливных брикетов здесь около 2 тыс. тонн. Никаких складских запасов у производителя нет и в помине. Причем, по словам исполняющего обязанности главного инженера ГЛХУ «Бобруйский лесхоз» Евгения Брилькова, в следующем году один из прессов планируют заменить и производительность брикетов должна увеличиться. А пока каждые три дня машина с экологически чистой продукцией из цеха лесхоза отправляется за рубеж. В перспективе лесхоз рассматривает возможность строительства собственного пеллетного завода. Но брикетное производство сворачивать не намерены. Сырье можно купить и в области, объясняют в лесхозе.

Рынок

Как рассказал пресс-секретарь ОАО «БУТБ» Роман Янив, топливные брикеты и гранулы стали безусловным лидером по темпам роста экспортных продаж в ­2018-м. Рост в 585 раз в денежном выражении и в 330 в натуральном. Причина в незначительном объеме реализации данной продукции в 2017 году (70 тонн на 10 тыс. рублей) против 23 тыс. тонн на 5,9 млн рублей в 2018-м. При этом на внутреннем рынке эти товары почти не продавались. Максимальная цена в 2018 году на топливные брикеты достигала отметки в 110 евро за тонну, на гранулы — 126, 5 евро за тонну.


Только цифры

Объемы реализации топливных брикетов и гранул на экспортных биржевых торгах в ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа», 2015—2018 гг.


 


Комментарии

Оставить комментарий

0 Комментариев

Связаться с редакцией: