Строгие правила и стандарты для ведения лесного хозяйства и лесопользования в Беларуси действуют на протяжении многих лет. Потому приход систем сертификации в нашу страну не стал причиной пертурбаций в работе отрасли. Между тем на международном рынке вес сертификатов соответствия с годами только рос. И сегодня для потребителя их наличие стало одним из ключевых факторов при выборе продукции. Как же быть белорусским лесхозам, чьи сертификаты FSC в этом году буквально превратились в пустую бумагу, а PEFC приостановили признание Национальной системы лесной сертификации Беларуси? Большой беды в этом нет, объясняет начальник отдела сертификации УП «Белгипролес» Татьяна Слободник.
В первую очередь стоит отметить, что в случае с PEFC и FSC ситуации разительно отличаются. FSC с апреля 2022 года полностью отменили все свои сертификаты, действовавшие на территории нашей страны, и исключили Республику Беларусь из географической области аккредитации. То есть никто в стране проводить сертификацию FSC больше не может. Люди заплатили деньги за получение документов, а воспользоваться ими не смогли. В случае же с PEFC речь идет только о временной приостановке признания сертификатов.
«Важно уточнить, что приостановка PEFC была применена по желанию Беларуси, для того чтобы не пришлось платить внушительную сумму членских взносов при том, что возможности реализовывать продукцию в Европу у нас на тот момент не было. Кроме того, в октябре 2022-го заканчивалось действие признания Национальной системы лесной сертификации Беларуси (далее — Система) «Советом PEFC», — объясняет Татьяна Слободник (на фото). — Приостановка заявлена до предоставления Республиканской ассоциацией лесной сертификации (РАЛС) пакета документов на признание пересмотренной Системы, но не менее чем на полгода. То есть 18 октября был минимальный срок. В настоящее время пакет документов уже подготовлен. Сейчас в РАЛС его переводят на английский язык для предоставления в «Совет PEFC». Процесс важный, многое зависит от качества перевода.»
Как только документы передадут в «Совет PEFC», приостановку, вероятно, отменят. Конечно, само рассмотрение документов может быть весьма продолжительным. Для наглядности: на согласование признания в предыдущий раз, как рассказала Татьяна Слободник, понадобилось около двух лет. Сейчас к подготовке документов подошли основательнее, исключили любую информацию, которую можно посчитать излишней, чтобы ускорить процессы. Но даже если признание восстановят быстрее ожидаемого, стоит учесть, что действующие стандарты отменяются уже в июле — августе 2023 года.
— Да, обычно процесс утверждения затягивается. Но в этом нет сейчас проблемы. Мы уже так работали в самом начале нашей деятельности, с 2003 по 2011 год проводили сертификацию только в рамках Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь, а в это время в PEFC занимались первичным признанием наших систем, — рассказывает Татьяна Зеноновна. — Первый раз нас признали в 2010 году по системе лесоуправления и лесопользования, а по продукции — в 2011-м. С тех пор каждые 5 лет мы переподтверждаемся. Сейчас, за этот период ожидания, по крайней мере, мы сможем провести сертификацию на соответствие новым документам, которые подаем на рассмотрение в PEFC. Они у нас уже утверждены. С 1 августа 2022 года мы проводим сертификацию лесной продукции на соответствие СТБ 2157-2021. Наш стандарт по лесоуправлению выводится с 1 июля 2023 года — СТБ 1708-2022.
Программы перехода на новые стандарты уже подготовлены и доведены до сведения всех владельцев сертификатов. Организации, у которых заканчивается действие сертификатов соответствия, будут сертифицироваться на новый стандарт. А тех, у кого сертификаты действующие, будем проверять в порядке периодической оценки и переоформлять их документы на соответствие новым стандартам. К тому времени, надеюсь, уже подоспеет и признание.
УП «Белгипролес» занимается в первую очередь как раз сертификацией в рамках Системы лесной сертификации Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь. А PEFC со своей стороны может либо ее признать, либо нет.
«Мы сейчас выдаем, по сути, тот же сертификат, только без логотипа «Совета PEFC», но он на 100 % соответствует его требованиям. А после того, как наши документы признают, выдадут новое свидетельство, мы, грубо говоря, на уже имеющиеся сертификаты просто добавим логотип PEFC. Никаких дополнительных действий, усилий и денег со стороны лесхозов не потребуется, — подчеркивает Татьяна Слободник. — Для примера: если решат вернуться FSC, то всем лесхозам придется начать процесс сертификации с нуля и заплатить деньги, которые они уже и так заплатили и не попользовались при этом сертификатами и двух недель.»
Но даже при отсутствии признания PEFC сертификаты, которые выдает УП «Белгипролес», сохраняют вес. Так как в Беларуси есть особый нюанс, которого нет в других странах. У нас сертификация проводится на государственном уровне.
— Руководит процессом Госстандарт. И сертификаты выдаются именно на официальном бланке, он единый для всей страны, — объясняет Татьяна Слободник. — Даже сейчас приостановка признания PEFC не превратила наши сертификаты в пустые бумажки. Они остались официальным документом Беларуси. Наши лесхозы, поставляя продукцию за рубеж, всё еще могут предъявлять их. И они будут свидетельствовать о том, что продукция заготовлена легально, при выращивании соблюдались все требования по устойчивому лесоуправлению и лесопользованию, в процессе переработки древесины прослеживалось ее происхождение. Потребитель сможет удостовериться, что продукция, которую он покупает, происходит из устойчиво управляемых лесов. Это мы и подтверждаем своим сертификатом. Если документы устраивают покупателя, они соответствуют тем требованиям, которые он предъявляет приобретаемой продукции, то вопросов нет. Сегодня ряд потребителей не акцентируют внимание на названии сертификата как такового, им как раз важно выполнение определенных критериев продукции и подтверждение соответствия третьей стороной.
Между тем у Беларуси всё еще есть несколько вариантов пути в плане сертификации. И развивать их можно единовременно. Татьяна Слободник убеждена, что, вопервых, не стоит пока терять надежды получить признание в PEFC. Во-вторых, можно начать взаимодействовать с Россией по своим системам.
— Из ассоциации «Национальное лесное объединение по развитию добровольной лесной сертификации» уже обратились в наш Госстандарт с предложением провести взаимное признание сертификатов, — показывая письма из Российской Федерации, делится Татьяна Зеноновна. — И это вполне разумный вариант развития торговых отношений с Россией. Сейчас у них такая же ситуация с сертификатами, как и у нас. Только вот исключить Российскую Федерацию FSC не смогло. Им лишь приостановили сертификаты. Но тут стоит отметить, если у нас лесное хозяйство находится в государственном управлении и осуществляется на одинаковых принципах везде по стране, то в России леса отдавались в том числе в аренду большим холдингам. Вмешательство государства там минимальное. Поэтому для России международная сертификация была очень важна еще и как рычаг, заставляющий арендаторов соблюдать экологические, экономические, социальные и прочие требования по отношению к лесам. Чтобы упорядочить процессы, ассоциация «Национальное лесное объединение по развитию добровольной лесной сертификации» сейчас разрабатывает системы, по которым можно было бы работать внутри страны, и предлагает нам взаимное сотрудничество.
Ассоциация «Центр развития лесной сертификации», ранее развивавшая в России сертификацию по системе PEFC, также обратилась в РАЛС с предложением о совместной работе над независимой схемой лесной сертификации SFMRU/38200 «Ответственное лесопользование».
Есть и третий вариант — работа по взаимодействию с Международной организацией по стандартизации ISO, у которой существует отдельный стандарт, регламентирующий как раз цепочку поставок древесины.
«Мы хотим вынести предложение разработать в Республике Беларусь свой государственный стандарт на базе стандарта ISO 38200, — делится планами Татьяна Слободник. — Если в этом также будут заинтересованы и россияне, то можно делать не СТБ (государственный стандарт Беларуси), а ГОСТ. Раньше это был самый высокий стандарт в СССР, теперь же это международный документ, который действует на территории стран СНГ. Если воплотить задумку, то мы смогли бы проводить сертификацию на соответствие стандарту ISO независимо от PEFC, FSC. Я вижу перспективу в движе нии Минлесхоза и Госстандарта в том числе и по этому пути — как запасной вариант на тот случай, если нас не признают PEFC. Так или иначе, не зря говорят, что не стоит хранить все яйца в одной корзине. Даже учитывая все сложности, варианты решения сложившейся ситуации у нас есть. И стоит ими воспользоваться.»
Комментарии
Оставить комментарий0 Комментариев