Техническое перевооружение продолжится

Техническое перевооружение продолжится

На повестке дня

Александр ЦЫБУЛЬСКИЙ
06.10.2022 Версия для печати

Чем удивила прошедшая недавно в белорусской столице выставка «Лесдревтех-2022»? Новой техникой отечественного производства. Причем техникой, которая или только что начала сходить с конвейера, или в ближайшее время начнется ее серийное производство. Речь не только о крупных предприятиях, которые уже не первый год традиционно заняты производством техники для лесного хозяйства, но и о частных производителях. Однако основное внимание все-таки было приковано к нашим гигантам — «АМКОДОРу», МАЗу, МТЗ. В этой публикации мы расскажем об основных образцах этой техники, ее характеристиках. О них мы узнали из рекламных буклетов и пообщавшись со специалистами. Надеемся, информация будет полезной для работников лесного хозяйства. 

В числе новинок и лесопогрузчик 

Больше всего посетителей было замечено возле техники, представленной холдингом «АМКОДОР», поскольку из шести машин, которые демонстрировались, только трелевочник «Амкодор-2243» хорошо знаком специалистам лесного хозяйства. А остальные — новинки, которые или недавно были запущены в серийное производство, или готовятся встать на конвейер. 

В частности, на выставке впервые была представлена совершенно новая рубильная машина «Амкодор 2904-01». Она создана на базе высокопроходимого шасси форвардера «Амкодор», которое хорошо зарекомендовало себя и, можно сказать, выдержало проверку временем. Что касается рубильного модуля, то он импортного производства, оборудован 490-сильным автономным двигателем MercedesBenz OM 471LA. Рубильный модуль отличается высокой производительностью — 150 куб. м/ч насыпных материалов. А на выходе получается высококачественная калиброванная щепа. Эта машина может эффективно работать и на лесосеке, и на нижнем складе. 

Еще одна новинка — лесопогрузчик «Амкодор FL70H», созданный на базе универсального погрузчика нового по коления «Амкодор W700C». Он может работать на погрузке круглых лесоматериалов на складах лесхозов, площадках лесоперерабатывающих предприятий в транспортные средства и в штабеля для последующей перевозки, а также для разгрузки лесовозного транспорта и разборки штабелей. Эта машина оснащена 250-сильным российским дизелем ЯМЗ-536. Что касается автоматической коробки переключения передач и ведущих мостов нового поколения, то они произведены на заводе «Амкодор-Унимод». Конструкторы позаботились и о просторной, комфортабельной кабине производства «Амкодор-Уникаб», которая обеспечивает защиту оператора от опрокидывания и от предметов, которые могут попасть в кабину. Панель приборов и освещение рабочей зоны также отечественного производства. Локализация этой модели — 76 %. 

Практически готов к серийному производству и новый форвардер «Амкодор FF1461», 6-колесная машина грузоподъемностью 14 тонн. В ней применены новые комплектующие собственной разработки, что позволило увеличить локализацию до 85 %. 

Еще одна новинка — харвестер «Амкодор FH3061» с колесной формулой 6х6, который может заготавливать деревья до 63 см в диаметре, а также обрезать сучья и раскряжевывать хлысты на сортименты нужной длины. Производительность этой модели на треть выше, чем у предыдущих. Вылет стрелы у нее 10 метров, а грузоподъемность на максимальном вылете — 1000 кг. При этом все его основные компоненты — собственного производства. 

Впрочем, «АМКОДОР» представил на выставке не только лесозаготовительную технику. Многие обратили внимание на самоходный мульчер «Амкодор FV20A1», который предназначен для обработки почвы при лесовосстановлении, строительстве дорог, содержании территорий под ЛЭП, а также для рекультивации сельскохозяйственных земель. И еще. Благодаря импортной фрезе максимальный диаметр срезаемого дерева — до 300 мм, а глубина вспашки — 50 мм. На машине установлен двигатель Минского моторного завода мощностью 210 л. с. (Д-260). 

Интересы покупателя учитываются 

Еще один наш известный бренд — МАЗ — продемонстрировал на выставке два сортиментовозных автопоезда, у которых даже раскраска была особой — Roman bronze. Первый автопоезд состоял из автомобиля-тягача МАЗ-631228 (6х4) и нового четырехосного прицепа МАЗ-894700 с пневматической под веской и двускатной ошиновкой. Общая грузоподъемность этого автомобиля и прицепа — 55 тонн. Второй автопоезд — в составе полноприводного автомобиля-тягача МАЗ-630228 (6х6) с гидроманипулятором российского производства VM10L86 и трехосного прицепа МАЗ-893701 с рессорной подвеской и двускатной ошиновкой. Грузоподъемность — 49,7 тонны. 

Оба автомобиля-тягача оснащены двигателями WP12 430Е50 мощностью 430 л. с. каждый и 12-ступенчатыми механическими коробками передач. В Минлесхозе утверждают, что эти автопоезда активно используются нашими лесхозами. В 2021-м, например, закуплено 78 таких машин, а за 8 месяцев нынешнего года — еще 35. 

Интересная деталь. Шасси МАЗа активно используют несколько специализированных отечественных компаний, которые заняты производством сортиментовозов. Причем они учитывают особенности каждого лесхоза, их дорожную сеть, преобладающий породный состав лесов и т. д., и уже с учетом этого конструкторы дорабатывают сортиментовозы. Получается фактически индивидуальный подход к каждому покупателю. Поэтому и используются при их производстве различные надстройки и гидроманипуляторы, у них и различная грузоподъемность на максимальном вылете стрелы. 

Машина на все случаи 

Большой интерес у специалистов вызвала пожарная Минского тракторного завода на специальном Ш-406. Главные преимущества проходимость, маневренность и универсальность. На шасси установлена специальная кузовная надстройка производства «Пожснаб» с интегрированной в нее цистерной емкостью 2000 или 2500 л. Кстати, надстройка и цистерна изготовлены из усиленного (армированного) стеклопластика, который не ржавеет. 

Кабина оборудована защитными ограждениями, сетками на окнах, силовой защитой и дугами. Предусмотрена и система орошения, для чего по периметру машины установлены форсунки. 
Еще одна важная деталь: комплекс ПЦ-2,0 (Ш-406) может не только тушить лесные пожары. Если использовать специальное навесное оборудование, он может выполнять различные работы по уходу, охране и защите лесных насаждений: про изводить скашивание растительности, измельчение веток, мульчирование, культивирование, рекультивацию противопожарной минерализованной полосы, очистку дорог от снега и т. д. Словом, может быть задействован практически круглый год. Привод осуществляется через вал отбора мощности. 

Хочется остановиться и еще на одной особенности прошедшей выставки: на ней, пожалуй, впервые были представлены лесозаготовительные комплексы харвестеров и форвардеров малого класса, которые призваны выполнять важную роль в уходе за лесом. Аналогичные машины успешно работают, в частности, в скандинавских лесах. Такие харвестеры предназначены для прореживания деревьев диаметром от 20 до 250 мм, удаления веток, раскряжевки по заданному размеру. 

В заключение отмечу, что мы рассказали лишь о некоторых новинках отечественного машиностроения, предназначенных для лесной отрасли. Но даже этого, согласитесь, достаточно, чтобы убедиться в том, что техническое переоснащение лесного хозяйства, несмотря на различные ограничения, будет продолжено. 


СПРАВКА «БЛГ» 

За первое полугодие 2022 года в соответствии с Государственной программой «Белорусский лес» на 2021—2025 годы лесхозами приобретено более 450 единиц отечественной техники, в том числе 38 харвестеров, 38 форвардеров, 82 автомобиля-сортиментовоза, 115 машин погрузочно-транспортных, сообщил «БЛГ» начальник отдела промышленного производства Минлесхоза Владимир Шут.

 


Комментарии

Оставить комментарий

0 Комментариев

Связаться с редакцией: