Он вам не дрон!

Он вам не дрон!

Новости техники

Виктор ГАВРЫШ, Фото из архива РУП «Научно-производственный центр многофункциональных беспилотных комплексов» НАН Беларуси
21.05.2020 Версия для печати

Об этом мало кто знает, но Беларусь является лидером в разработке и производстве беспилотных летательных аппаратов среди стран СНГ. А ведущее отечественное предприятие в этой сфере — РУП «Научно-производственный центр многофункциональных беспилотных комплексов» Национальной академии наук Беларуси. Здесь уже с 2012 года серийно выпускаются БЛА под названием «Бусел». Этот беспилотник успешно используют различные организации внутри нашей страны и за рубежом. 

О современных возможностях белорусской беспилотной сверхмалой авиации корреспонденту «БЛГ» рассказал директор центра кандидат технических наук Юрий Яцына. Он сообщил, что беспилотные авиационные комплексы линейки «Бусел» имеют принципиальные отличия от свободно реализуемых в торговой сети малоразмерных квадрокоптеров. Таких, какие в последнее время покупали лесхозы для мониторинга очагов короедного усыхания и пожаров в лесу (типа DJI Phantom Professional). 

Так, применение в нем современных помехозащищенных цифровых каналов связи и бортовых видеокамер на гиростабилизированной платформе обеспечивает качественный видеомониторинг с получением телевизионного, тепловизионного, мультиспектрального изображения лесного фонда и других объектов в любое время суток с радиусом до 70 километров. 

«Бусел М40». Изображения в видимом диапазоне состояния участков насаждений (высота 200 м) с отдельными усыхающими деревьями. фотоТакже белорусский беспилотник имеет возможность запрограммированного полета продолжительностью до 2,5 часа при скорости ветра до 18 м/с по цифровым лесоустроительным картам. Их база позволяет быстро и точно определять номера и принадлежность лесных кварталов и передавать с борта БЛА через наземный пункт управления лесничествам точную и понятную информацию. 

Практический опыт применения БАК «Бусел» показывает его высокую универсальность и многозадачность. Он может выполнять работы по мониторингу чрезвычайных ситуаций, борьбе с браконьерами и нарушителями запретов на посещение лесов, учетам животных, распылению репеллентов для борьбы с клещами, приманок для борьбы с бешенством и т. д. 

Кроме того, за счет конструктивных особенностей и используемых при производстве легких и высокопрочных материалов белорусские БЛА обладают повышенной надежностью и устойчивостью к ветровым воздействиям, пылевым бурям, штормовому ветру. 

Руководитель предприятия-производителя также рассказал об опыте использования отечественных БЛА для экологического мониторинга. В национальных парках «Припятский» и «Нарочанский», заказнике «Налибокская пуща» и Березинском заповеднике НАН Беларуси применили беспилотные авиационные комплексы на базе дирижаблей. Они могут управляться с того же наземного пункта управления, что и БЛА «Бусел», существенно расширяют его возможности. 

БАК ЭМ на базе дирижабля, изображения в ИК-диапазоне мест нахождения видов диких копытных. фото

Беспилотный дирижабль может зависать в воздухе над объектом, проводить мониторинг длительностью до 10—16 часов в одном вылете, транспортировать целевую нагрузку весом 5—10 килограммов. Однако при вышеперечисленных преимуществах он чувствителен к ветровым нагрузкам. Снаряжение и применение дирижабля по назначению возможно при ветре не более 9—10 м/с. 

Если говорить о стоимости беспилотных авиационных комплексов, то она зависит от комплектации. И варьируется в довольно широких пределах, которые определяются количеством БЛА, типами целевых нагрузок и антенных систем и др. При этом цена отечественных беспилотников в полтора-два раза ниже аналогичных зарубежных образцов. 

Важно отметить, что для управления БЛА и обеспечения безопасности его полета требуется специальная подготовка. Чтобы стать оператором БЛА, нужно пройти двухнедельные курсы подготовки на предприятии-изготовителе. Также аналогичную подготовку осуществляют Белорусская государственная академия авиации, ДОСААФ, УО «Центр повышения квалификации руководящих работников и специалистов «Центр специальной подготовки». После обучения оператор БЛА получает сертификат (свидетельство) о прохождении обучения. И затем, после прохождения практического обучения на предприятии-изготовителе, допускается к самостоятельному управлению полетом БЛА. 

БАК «Бусел М40». Изображения в видимом диапазоне участков изменения состояния насаждений (ветровал-бурелом). фото

В отличие от авиамоделистов индивидуальному предпринимателю или другой организации для оказания услуг и проведения воздушного контроля территории с помощью БЛА необходимо зарегистрировать его в Государственном реестре гражданских воздушных судов. Для этого надо представить в Департамент по авиации Минтранса ряд документов, которые предусмотрены в едином перечне административных процедур. После этого БЛА присваивается регистрационный номер и выдаются соответствующие документы. 

Следующий шаг — это подача заявки на использование воздушного пространства в Единый центр организации воздушного движения. Последовательность подачи заявок (их содержание) на использование воздушного пространства доводятся будущим операторам в период прохождения практического обучения управления полетом на БЛА. А непосредственное планирование и выполнение полетов БЛА выполняются согласно законодательству Республики Беларусь, регламентирующему порядок использования воздушного пространства. 

 


Комментарии

Оставить комментарий

0 Комментариев

Связаться с редакцией: