Путь к ресурсу — по канатной дороге

Путь к ресурсу — по канатной дороге

Новые технологии

Евгений ЖИБУЛЬ, Фото автора
10.08.2017 Версия для печати

Несмотря на активное развитие лесного машиностроения, еще есть немало процессов в лесу, которые пока нельзя механизировать из-за отсутствия необходимых машин. Особенно при освоении труднодоступных участков лесного фонда, где не может пройти даже полноприводная колесная техника.


Пробелы в линейке узкоспециализированной техники особенно были ощутимы при разработке июльских ветровалов 2016 года. Часть леса повалило на заболоченных участках, куда добраться на технике практически невозможно даже зимой. На таких делянках древесину работники лесхозов выносили на руках…

С проблемой труднодоступности лесных ресурсов сталкиваются и европейские лесозаготовители. Только препятствие представляют не болота, из-за активной урбанизации они практически ликвидированы, а гористая местность. На крутых склонах произрастают наиболее ценные запасы древесины.

Единственный способ заготовить их с земли — использование тракторных лебедок. Еще в прошлом веке немецкие инженеры развили эту идею и изобрели канатную дорогу. Сегодня одним из лидеров по производству канатных дорог является Словения. Недавно в этой стране европейским лесозаготовителям демонстрировали прототип новой канатной дороги Tajfun MOZ 300, которая может быть применима и в условиях заболоченных лесосек Беларуси.

Суть технологии в том, что трелевка древесины производится в подвешенном или полуподвешенном состоянии. Поэтому не имеет значения тип грунта и есть ли он вообще. Трелевка может производиться и над ущельем. Длина основной системы тросов — до 300 метров. С одной стороны они крепятся на телескопическую мачту лебедки. С другой — на якорное дерево. По канатной дороге движется специальная каретка, на которой предусмотрен трос для поперечной трелевки. Он вытягивается на расстояние до 50 метров влево и вправо от основной линии канатной дороги. Таким образом, становится доступным для освоения квадрат площадью в 2—3 гектара.

Канатная дорога оснащена пультом дистанционного управления. Им оператор может управлять как системой тросов, так и работой трактора. Для трелевки достаточно двух человек. Еще один задействован на валке деревьев бензопилой. Грузоподъемность канатной дороги — до 2,5 тонны.

К примеру, в Германии чаще всего используется следующая технология заготовки. На первом этапе рабочий с помощью бензопилы валит деревья, не раскряжевывая их. Затем вместе с кроной чокеровщик цепляет их за трос канатной дороги и доставляет к мачте канатной дороги. Второй рабочий находится возле мачты, и его задача — отцепить крюки. После того как накапливается определенный объем, деревья обрабатываются харвестером на сортименты. Преимущество такого метода в том, что в одном месте скапливается не только готовая продукция, но и порубочные остатки, которые при наличии потребителей можно использовать для производства щепы, вернее, топливной биомассы.

Что касается производительности, по отзывам немецких лесозаготовителей, при работе со спелым лесом с диаметром стволов на высоте груди более 24 см двое рабочих за час способны стрелевать до 7 кубометров древесины. Вместе с валкой и трелевкой к месту раскряжевки на один кубометр затрачивается около 23 евро на кубометр.

Если нет необходимости собирать порубочные остатки, обрубка сучьев и раскряжевка может производиться и на лесосеке. В таком случае нет необходимости задействовать харвестер.

У канатных дорог есть как преимущества, так и недостатки. Главный их плюс в том, что они позволяют гарантированно забрать лес там, куда не может добраться техника. Как уверяют разработчики, лес можно перемещать даже с другого берега озера, если удастся закрепить на якорном дереве другой конец системы тросов. Не менее важное преимущество — безопасность такой трелевки. Использование пульта дистанционного управления исключает нахож­дение человека в опасной зоне. Кроме того, канатная дорога позволяет существенно снизить затраты на освоение сложных участков лесного фонда. По оценке специалистов, во время трелевки более половины энергии трактора расходуется на перемещение самой машины и образование колеи. При работе канатной дороги практически вся энергия тратится на перемещение сортиментов. При этом задействован только один трактор с валом отбора мощности (к нему подключается канатная установка) и двое рабочих.

Дружелюбна технология и к экологии леса. За счет отсутствия наземного транспорта не повреждается напочвенный покров. При этом износ трактора минимален, так как он находится в неподвижном состоянии, работает лишь двигатель для вращения вала отбора мощности. Мощность двигателя требуется всего от 60 кВт.

Но есть и минусы. Главный из них — необходимо  монтировать канатную дорогу на новом месте после разработки каждого участка. Эффективность технологии снижается при выборочных рубках.


Канатные дороги и трелевочные лебедки TAJFUN (Словения) можно приобрести у официального дилера в Республике Беларусь ЧУП «Гидроскан»

Адрес: г.Минск, ул.Ольшевского, 10, офис 326—328

Телефон/факс (017) 2043045

Телефон/факс (017) 2169935

GSM Велком (029) 6764154

GSM Велком (029) 3589837

Сайт www.gidroscan.by


Комментарии

Оставить комментарий

0 Комментариев

Связаться с редакцией: