Дорога как путь к ресурсу

Дорога как путь к ресурсу

Резервы производства

Татьяна СЕЛЕЗНЕВА
30.10.2014 Версия для печати

Известное выражение «Дорога лес возит» особенно хорошо знакомо работникам лесного хозяйства. Сухая хорошая дорога в летний период и прочная «ледяная» трасса зимой — главный успех при заготовке и вывозке древесины.

Использование лесного потенциала страны в значительной степени зависит от качественного и количественного состояния транспортной сети в лесных массивах. Слабо развитая дорожно-транспортная инфраструктура ограничивает возможности более полного освоения эксплуатационных лесов и снижает экономическую доступность древесных лесных ресурсов. Поэтому стратегией развития лесного комплекса Республики Беларусь предусмотрен ряд мероприятий, обеспечивающих развитие лесной транспортной инфраструктуры, в частности показатели, заложенные в Программу строительства лесохозяйственных дорог в лесах Республики Беларусь в 2011—2015 годах.
Широкая сеть лесных дорог — один из неотъемлемых признаков государств с развитым лесным хозяйством. К примеру, в Финляндии накоплен огромный многолетний опыт в этой области ввиду того, что лесосырьевое снабжение предприятий лесопромышленного комплекса зависит от прямых поставок древесины с лесосек по сортиментному методу. Проектирование лесных дорог здесь увязано со знаниями в области лесного дела, воздействия на окружающую среду. Ведущую роль в планировании лесных дорог играют интересы предприятий ЛПК, и от них во многом зависит рентабельность дорожного строительства.
Мировой и отечественной практикой доказано, что обеспечение принципа непрерывного и неистощимого пользования лесным фондом возможно лишь при условии доведения густоты дорожной сети до 5—10 м/га. Густота дорог 10 м/га будет обеспечена, если одну просеку в кварталах по направлению грузопотока превратить в дорогу. Для сохранности лесных земель дороги следует прокладывать преимущественно по квартальным просекам. В переувлажненной местности дорожную сеть следует совмещать с мелиоративной сетью.
В Скандинавских странах при планировании дорожной сети каждая дорога рассматривается как часть единого комплекса, эффективно функционирующая в интересах как лесного хозяйства и лесозаготовок, так и других сторон. Кроме того, в плане проектирования предусматривается выполнение требований лесного, природоохранного и водоохранного законодательства. Дорожное планирование осуществляется одновременно с составлением лесоустроительного плана. Такой порядок действий позволяет оптимизировать транспортные потребности и привести в соответствие с ними предстоящее строительство и ремонт дорог. Составление планов в виде отдельных проектов не всегда соответствует современным требованиям к лесным дорогам, так как в них не в полной мере предусмотрены перспективные мероприятия.
В целях повышения эффективности планирования начинают с более срочных задач. Собирают данные о вероятных рубках и других видах лесопользования в зоне дороги, анализируют состояние имеющихся дорог, потребности в ремонте, а также выясняют необходимость строительства новых дорог. Кроме того, учитывая преобладающие условия, выбирают более выгодное направление пути. Существующие на данный момент транспортные направления при необходимости меняют.
Одна из главных задач при проектировании лесохозяйственных дорог — получение максимальной выгоды при последующей эксплуатации транспортных путей. С помощью анализа рентабельности можно сравнивать преимущества альтернативных проектов дорог. Материалы лесоустройства — хорошее подспорье в разработке планов дорог, но только детальное знание местности гарантирует успех при составлении плана.
О том, как обстоят дела с развитием дорожной инфраструктуры в лесах Минлесхоза, рассказал начальник отдела лесохозяйственного проектирования РУП «Белгипролес» Андрей Вольскис:
В текущем году для улучшения ведения лесного хозяйства запланировано построить 107,64 км лесных автомобильных дорог. На данном этапе введено в эксплуатацию более 72 %. Каждый проект прошел обязательную государственную экспертизу, обоснование инвестирования в строительство. Это является неотъемлемым и завершающим этапом в создании проектной продукции, подтверждающим требуемое для потребителя в частности и государства в целом качество запроектированного объекта.
К слову, за год пройдено свыше 25 государственных экспертиз проектов лесных автомобильных дорог УП «Белгипролес», что подтверждает достоверность расчетов сметой стоимости строительства в проектно-сметной документации и соответствие действующим в республике нормам и правилам.

 


Комментарии

Оставить комментарий

0 Комментариев

Связаться с редакцией: