Курс на столичный рынок

Курс на столичный рынок

Деловая активность

Наталья ЦЕЛИТАН
15.01.2015 Версия для печати

Благодаря модернизации деревообрабатывающих цехов сегодня лесхозы способны производить качественную продукцию по приемлемым ценам. Взаимодействие с торговыми сетями должно открыть новые возможности для ее реализации. 

Розничная сеть «Сделай сам», пожалуй, самая популярная у столичного покупателя, ведь она успешно работает на рынке стройматериалов уже более 30 лет и входит в 100 лучших предприятий Республики Беларусь. И несмотря на то что на рынке стройматериалов в нынешнее время много «игроков» — строительные гипермаркеты и другие частные организации, ЗАО «Сделай сам» не теряет своих позиций, предлагая покупателю наилучшее соотношение цены и качества товара. Немалую долю в ассортименте занимает и продукция деревообработки — пиломатериалы, погонаж, причем в основном отечественного производства.  
 

Выбирая доску пола, наличники или, к примеру, плинтус в «Сделай сам», в последнее время здесь можно встретить и продукцию лесхозов Беларуси. После совещания в рамках выставки­ярмарки «Культбытхозтовары­2014» и семинара «Упаковка и штрихкодирование выпускаемой продукции переработки», состоявшегося на базе Кличевского лесхоза, многие ГЛХУ стали активно осваивать столичный рынок. В работе  семинара принимала участие и директор сети «Сделай сам»Елена КОЛОНТАЕВА, которая с большим энтузиазмом решила работать с лесохозяйственными учреждениями и продавать их продукцию. О том, какие перспективы у сотрудничества ­ГЛХУ и «Сделай сам», на все ли условия согласны поставщики и продавцы и с какими трудностями столкнулись стороны в начале пути, наш сегодняшний разговор с Еленой Борисовной.


— Елена Борисовна, скажите, пожалуйста, насколько активно откликнулись на ваше предложение о сотрудничестве руководители лесхозов?
 — Мы заключили договоры с 13 лесохозяйственными учреж­дениями — это Березинский, Борисовский опытный, Барановичский, Вилейский опытный, Кличевский, Новогрудский, Копыльский, Островецкий, Стародорожский опытный, Телеханский, Рогачевский, Узденский и Хойникский лесхозы. Работа со всеми в полном объеме еще не налажена, так как с некоторыми учреждениями заключили договоры лишь в конце прошлого года. Возможно, не все еще определились, взвешивают свои риски и выгоду. Хотя, должна отметить, что Минск — это самый крупный рынок республики и ни один регион не продаст столько, сколько продаст столица. К тому же и министр торговли на совещании отмечал, что отечественная продукция должна продаваться во всех магазинах, включая гипермаркеты, где в основном все импортное, ведь получается, что белорусские стройматериалы можно приобрести только у нас и в «Мебельстройматериалах». 
— Какие требования вы предъявляете к продукции, которую берете на реализацию?
— Лесхозам необходимо поставить продукцию хорошего качества по приемлемой цене согласно заявкам, которые мы выставляем, дать сопровождающие документы на качество. Необходимо помнить и о том, что товар должен иметь презентабельный вид, то есть быть хорошо торцованным, хорошо упакованным, потому как он идет в торговый зал для столичного покупателя.
— А как быть со штрихкодированием товара, ведь не все учреждения имеют такую возможность?
— В связи с тем, что не все могут маркировать продукцию штрихкодами, чтобы помочь лесохозяйственным учреждениям войти на столичный рынок, мы эту функцию берем на себя, технически у нас такая возможность есть. Кроме того, мы гарантируем предоплату и самовывоз продукции из лесхозов по всей Беларуси, так как на сегодня многие не могут нам доставить продукцию, пока только Копыльский лесхоз будет привозить сам. Кстати, на днях должна состояться первая поставка. 
— Елена Борисовна, по действующим договорам есть ли у вас претензии к работе и товару лесохозяйственных учреждений? 
— Не скрою, есть. К примеру, бывает, что мы заранее заказываем продукцию, а ее приходится ждать долгое время. Возможно, на это есть объективные причины, но о них мы не знаем, к сожалению. Или же предлагают совсем маленькие объемы продукции, за которыми машину не отправишь, ведь из­за транспортных расходов цена в два раза поднимется, а мы не можем себе этого позволить. Транспортные услуги должны составлять в цене товара максимально пять процентов. В работе с лучшими нашими поставщиками они составляют 2—3 процента, к примеру, когда Борисовский ДОК грузит 20—25 кубометров продукции. Мы открыты для лесхозов и готовы принять и маленькие объемы, но только в том случае, если они сами их завезут. 
— Работу каких лесохозяйственных учреждений вы могли бы отметить?
— Один из лучших наших поставщиков среди лесхозов — Борисовский опытный. Здесь нам предложили и лучшую цену, и оперативность, поэтому сегодня они продают большие объемы. Хорошо работает Кличевский лесхоз, сейчас они пакуют доску пола и блок­хаус, чтобы машина могла загрузить необходимый объем продукции. Однако здесь есть вопросы с ценой. Дело в том, что продажи говорят о том, что покупатель отдает предпочтение более деловой цельной продукции, а Кличев производит клееную. Не спорю, она качественная, презентабельная, имеет упаковку и штрихкод, но цена ее выше, чем из массива, рядом лежащего. Имеет значение и ширина. К примеру, Кличевкий лесхоз поставил нам доску пола 76 мм, в основном же покупатель предпочитает более широкие размеры. При этом доска пола продается активно, она хорошей технической сушки, в упаковке всегда привлекает покупателя, а вот узенький блок­хаус не хотят брать, отдают предпочтение 14­сантиметровому и цельному. Также лесхозы часто предлагают не те длины, которые востребованы, а именно 4.0, 4.20, 4.80 метра, а нужны 5, 6 метров, то, что можно использовать без сращивания, или же 2,5 метра. При этом мы принимаем и продаем все, что предлагают лесхозы, только бы поактивней они с нами работали. Столичному жителю тоже нужно предложить хорошую продукцию, если мы ее умеем делать, а не заказывать карельский лес или архангельский. 
— Какие у вас планы по развитию сотрудничества с лесхозами?
— Мы еще не проехали все лесхозы, чтобы ознакомиться с возможностями и мощностями, в ближайшее время планируем посетить Островецкий, Новогрудский и Стародорожский опытный лесхозы. Очень ждем продукцию Хойникского лесхоза — у них хорошая вагонка из ольхи и осины, которая быстро продается. Будем ждать еще предложений, сразу после совещания мы разослали письма более чем в 20 лесхозов на заключение договоров. 
— Какие у вас пожелания к лесхозам?
— У нас идет большой поток товара и покупателей, и часто нет времени на длительные диалоги. Хотелось бы, чтобы лесхозы предоставляли перечень всей имеющейся продукции, из которой можно было бы выбрать. Важна и ритмичность поставки для того, чтобы продукция продавалась и была постоянно в наличии у нас на складе. Если этого нет, мы работаем с другими заводами, где налажено плановое производство. Но все эти вопросы, конечно, решае­мы. Раз мы вышли с инициативой работать с лесхозами и нас поддержали на уровне министерств, то эта работа будет сделана. Столице сегодня нужно давать более широкий ассортимент продукции, и необходимо понимать, что если не предприятия лесного хозяйства будут работать с нами, то это сделают другие. Ведь нам продукцию лесхозов предлагают посредники, а мы хотим работать напрямую, от этого зависит конечная цена. Не секрет, что к ценам, по которым берем товар, мы добавляем свою 30 %­ю надбавку, на акционный товар 10—15 %­ю надбавку. По­другому не получается: мы сами привезли, мы продали, нам также надо заплатить зарплату, аренду и прочие расходы. А с большими затратами и поездками по стране рентабельность составляет 2 %. Мы внимательно отслеживаем цены: сегодня российский лес гораздо ниже в цене и продавцы больше на нем зарабатывают.
— На ваш взгляд, каковы перспективы рынка лесопродукции в столице?
— Мы предлагаем лесхозам свой большой опыт розничной продажи, можем многое подсказать. Столичный покупатель избалован и при этом ищет уникальное сочетание цены и качества. Чтобы войти на этот рынок, необходимо быть гибкими, присмотреться к ценовой политике, если товар не продается, к спросу. Опыт поставок в розничную сеть необходим. Конечно, через наши маленькие магазинчики мы не сможем организовать широкую торговлю, здесь необходима большая площадка для продажи продукции лесхозов в пределах кольцевой дороги, где все и всегда будет в наличии и грамотно представлено. Для этого мы предлагаем использовать наш опыт. Считаю, такой объект столице необходим для того, чтобы перекрыть импорт и показать, что мы можем сделать качественную, разнообразную и доступную для покупателя продукцию, не уступающую мировым производителям. Да и покупателю не придется ездить и искать необходимый товар. Это, конечно, перспектива. Я не сомневаюсь, что нам предстоит плодотворное сотрудничество. Мы еще в начале пути, однако, уверена, при обоюдной заинтересованности все получится.

Дмитрий ДРАНИЦА, начальник коммерческого сектора филиала УП «Беллесэкспорт», г. Смолевичи:
— Во исполнение поручения Министерства лесного хозяйства УП «Беллесэкспорт» с июля 2012 года осуществляет со склада в Смолевичах комиссионную реализацию продукции, которая изготавливается лесохозяйственными учреждениями отрасли. Основной востребованной продукцией лесхозов являются обрезные и необрезные пиломатериалы, профильные изделия (блок­хаус, доска пола, обшивка, наличник, плинтус). Основными покупателями продукции являются физические лица Смолевичского района, г. Минска, других населенных пунктов близлежащих районов. В связи со специфичностью реа­лизуемых товаров спрос на них имеет сезонный характер, наибольший в период с мая по сентябрь. В 2014 году со склада в  Смолевичах реализовано 4,18 тыс. куб. м лесоматериалов суммарной стоимостью около 4 млрд рублей. УП «Беллесэкспорт» будет и в дальнейшем совершенствовать систему реализации изделий из древесины, что, безусловно, будет укреплять репутацию лесхозов отрасли как производителей качественных товаров.


Комментарии

Оставить комментарий

0 Комментариев

Связаться с редакцией: