По лежнёвке за ольхой

По лежнёвке за ольхой

Доходное дело

Евгения ПЕСТУНОВА, Фото автора
26.01.2017 Версия для печати

Оспаривать утверждение, что дорога — это жизнь, наверное, вряд ли кто осмелится. Особенно если это дорога лесная и она открывает путь к ценному ресурсу. Для Брестского лесхоза таким ресурсом стала ольха черная. И несмотря на то что добраться полесским лесоводам к ней архисложно: порода произрастает здесь в основном на труднодоступных, а порой и недоступных болотистых местах, затраченный на добычу ценного сырья труд гарантированно окупается.

По лежнёвке за ольхой. фото

Чтобы заготовить 3000 кубометров черной ольхи, заключенной в болоте 14-го и 15-го кварталов Брестского лесничества, сотрудникам Брестского лесхоза нужна дорога, но дорога дешевая. Выход один — строить лежнёвку. Для лесников лесовозная дорога лежнёвого типа не новость. Она такая же древняя, как и сама лесозаготовка.

Чтобы ее соорудить, лесники постарались не упустить дорогое время редких в последние годы холодов. К месту, где усилиями сотрудников лесхоза прокладывают последние метры новой дороги, мы добирались долго, то и дело «ныряя» в топкие колеи. Ехать по ним водителю было чрезвычайно трудно, в некоторых местах приходилось делать объезды и выполнять сложные маневры.

По лежнёвке за ольхой. фото

— Не удивляйтесь, в таких болотистых местах у нас почти всегда потоп, — говорит директор Брестского лесхоза Сергей Савлюк. — Поэтому эти морозные дни для нас, пожалуй, самое благоприятное время, чтобы подобраться к ольхе в этих кварталах. Однако такие лежнёвки лесхоз прокладывает исключительно в высокопродуктивные насаждения. Ведь финансовые затраты на ее строительство весомые, да и сколько труда в такой мороз вложили в эту стройку наши работники!

Несмотря на то что в должности директора Брестского лесхоза Сергей Савлюк всего полгода, о заготовке по ольховому хозяйству он рассказывает с большим знанием дела. Он в курсе местной специфики. И это неудивительно, ведь долгое время с этой непростой в добыче породой Сергей Васильевич работал, будучи главным инженером Кобринского опытного лесхоза. Поэтому вопрос, как распорядиться ольхой с максимально возможной для предприятия выгодой, перед ним не стоит. Пока директору известно наверняка: работа предстоит большая.

По лежнёвке за ольхой. фото

В лесхозе понимают важность государственной задачи по обеспечению фанерных производств отечественным сырьем и делают все возможное для его заготовки. Если в прошлом году учреждение отправило на предприятия мебельной промышленности около 3600 кубометров фанерного кряжа (а это второй показатель среди лесхозов Брестской области), то в этом году эту цифру планируют увеличить. Только в январе этого года на внутренний рынок здесь запланировано реализовать 1000 кубометров фанкряжа.

К слову, лежнёвая дорога, к которой мы держим путь, открывает доступ к ольхе, из которой, по оценке специалистов, выход фанерного сырья превысит 50 %.

На полпути к основной цели мы останавливаемся в одном из лесничеств, где отгружают фанкряж. Со станции погрузки Закрутин около 70 кубометров фанерного бревна уже сегодня по железной дороге отправят на мебельную фабрику.

По лежнёвке за ольхой. фото

А пока здесь, в лесу, мастер леса Дмитрий Олещеня, лесники Сергей Макаревич и Владимир Дорошенков контролируют работу форвардера и отправляют лесовозы в Закрутин.

— Лесовозы «Урал» неплохо маневрируют в условиях болотистой местности, чем и хороши для вывозки фанкряжа, — поясняет мастер леса Дмитрий Олещеня во время загрузки ольховым фанерным бревном очередного лесовоза. — Кстати, я уже 12 лет работаю в лесхозе, но настолько идеальной, чистой ольхи не встречал, здесь же в основном первого сорта, отборная.

По словам главного инженера ГЛХУ «Брестский лесхоз» Анатолия Чиркуна, расчетная лесосека в учреж­дении составляет около 50 тысяч кубометров в год. Из них часть — хвойные (20 тыс. м3), остальные 29 тыс. м3 — мягколиственные. Около 50 % мягколиственных насаждений находится в труднодоступных болотистых местах, из них основная масса —
ольховые.

Мастер леса Дмитрий Олещеня контролирует отгрузку фанкряжа. фото

На данный момент заготовку ольхового фанерного бревна Брестский лесхоз ведет в трех лесничествах: Домачевском, Меднянском и Брестском. А реализует деревообрабатывающим предприятиям для выработки лущеного шпона по 67 рублей 67 копеек за кубометр первого сорта и 57,6 рубля за кубометр второго сорта. А это неплохая цена. К тому же за кубометр идеального, отборного фанерного бревна можно выручить и до 100 рублей.

Преодолев оставшиеся километры к месту начала лежнёвки, мы пешком проследовали к лагерю работников лесхоза, достраивающих дорогу.

— Пройдемте, увидите, как из года в год, преодолевая сопротивление природы, осваивают труднодоступные лесосеки сотрудники нашего лесхоза, — медленно переступая песчаные островки лежнёвки, провожает к месту назначения инженер по лесозаготовке и переработке древесины Владимир Доропей.

По лежнёвке за ольхой. фото

Подогнанные друг к другу дровяные бревна накатника и еловые ветки, отсыпанные сверху песком, напоминают длинный мост, которому не видно конца.

— Лежнёвые дороги — это простой и эконо­мически целесообразный способ обеспечить доступ к ценной древесине, — говорит Владимир Иванович. — Чтобы лежнёвка не подвела, нужно знать, как добиться взаимности от этой капризной дамы: какие секреты применить, чтобы она была надежной, долговечной, работала не только зимой, но и летом.

Далеко не каждое дерево идет на строительство этого пути. В ход пускают невостребованную дровяную древесину и еловые ветки. Такие насыщенные собственным соком хвойные накаты в земле или воде становятся только крепче. Лесники подтягивают ветки и спиленное дровяное долготье к дороге и укладывают накатник. Прочность такой конструкции обеспечивается расположением поперечных бревен и продольных хлыстов с уложенными поверх хвойными ветками. Далее для равномерного распределения нагрузки на площадь настила фронтальный погрузчик «Амкодор» отсыпает песчаный грунт, который защищает дорогу от преждевременного разрушения, позволяет лесовозным машинам свободнее маневрировать.

Преодолев метров пятьсот, мы подошли к месту работы строителей лежнёвки. Чтобы подобраться к ценному ресурсу, они вовремя бросили вызов топкому болоту. Осталось проложить последние метры — и для лесовозной техники откроется подъезд к верхнему складу.

Владимир Горбатюк, Владимир Доропей, Виталий Косик и Александр Вородченко. фото

— Лежнёвка вдавливается во влагонасыщенный грунт, в такой мороз проступившая вода подмерзает моментально, главное, накатать хорошо, — поясняет из кабины погрузчика тракторист Михаил Горбатюк.

— При идеальном уходе такая накатанная лежнёвка может быть очень долговечной! — подхватывает коллегу лесник, хозяин этого квартала Александр Вородченко. — В реальных условиях наши дедушки без капитальных затрат эксплуатировали такие дороги по 12—15 лет.

— К тем, кто участвует в строительстве лежнёвки, в лесхозе всегда относятся с уважением, — добавляет главный инженер Анатолий Чиркун. — Многие наши сотрудники сами не понаслышке знают, как непросто прокладывается лежнёвка, когда твой путь пересекают топкие места.

Последние метры стройки для бригады — настоящий праздник. Оглядываясь на песчаный след рукотворного дорожного полотна посреди леса, тяжело представить, какой ценой досталась лесоводам эта победа, да еще и в такой мороз!


Комментарии

Оставить комментарий

0 Комментариев

Связаться с редакцией: