Создать, уберечь и вырастить

Создать, уберечь и вырастить

Ганаровы лесавод

Фото автора, Татьяна БИНДА
06.10.2022 Версия для печати

Герой фильма, представитель старейшей в Беларуси лесной династии, а теперь еще и обладатель звания «Ганаровы лесавод». Лесничий Каменецкого лесничества Брестского лесхоза Игорь Матюшик — фигура в лесном хозяйстве узнаваемая и авторитетная. Мы встретились с Игорем Михайловичем, чтобы поговорить о прошлом и будущем леса и рассказать о лесном пути почетного лесовода. 

Фильм, снятый по заказу Минлесхоза, «Хранители леса» вышел в 2019 году. На первых кадрах появляются Игорь и Михаил Матюшики — отец и сын, оба — работники лесного хозяйства. Детские воспоминания, встреча нескольких поколений семейной династии Матюшиков сумеют растрогать даже самого серьезного лесника. 

— Многие звонили после премьеры — друзья, знакомые, рассказывали, что посмотрели фильм, — вспоминает Игорь Матюшик. — Спустя 3 года, накануне Дня работников леса, телефон опять не умолкал: шли поздравления с такой высокой наградой. 

К сожалению, в этом году профессиональный праздник в семье Матюшиков прошел без старейшего продолжателя династии. Этим летом не стало отца Игоря Михайловича Михаила Лукича, но память о нем хранится в кадрах этого фильма и живет в семье лесоводов Матюшиков. 

Мы встретились с Игорем Михайловичем в Бресте. Когда лесничий отсутствует, всё в лесничестве держит под контролем его помощник Татьяна Матюшик. Поинтересовались, каково это — совмещать семью и работу. 

— Очень просто. Ведь дома Татьяна Григорьевна — жена, а на работе — мой заместитель. Мы эти роли научились разделять, — говорит Игорь Михайлович. — Когда в отпуске, утром всё равно захожу в лесничество. Не потому что не доверяю помощнику лесничего, а потому что люблю свое дело. 

Сейчас в Каменецком лесничестве проводят рутинную работу — уходы за культурами, рубки главного пользования. Правда, неполным составом, ведь мастер леса и 4 вальщика сейчас помогают на ликвидации последствий ураганных ветров в Могилевской области. 

— Пока вальщики не дома, на помощь приходит харвестер. Конечно, полностью заменить ручной труд в лесу машина не может. Так что ждем своих работников обратно, — говорит лесничий. 

Большинству вальщиков в Каменецком лесничестве нет и 40 лет, что становится редкостью для лесного хозяйства в целом. Работа эта сложная, поэтому у молодежи в приоритете техника, лесные машины. Но и здесь не всё так легко, как может показаться. 

— Недавно к нам на работу устраивался тракторист из сельского хозяйства. Но даже зарплата в 2500—2700 рублей не удержала его в лесничестве. Сказал честно: для него труд слишком тяжелый. Зато наша отрасль уникальна тем, что работник, выполняя определенную норму, может зарабатывать больше, чем руководитель, — рассказывает Игорь Матюшик. 

«Ганаровы лесавод» работает в отрасли 37 лет, а стаж семейной династии Матюшиков перевалил за 280 лет. Секрет такой преданности прост — безусловная любовь к тому, что ты делаешь. Она заставила Игоря Михайловича остаться в лесном хозяйстве, даже когда зарплаты здесь были одними из самых маленьких, а техника в лесничестве практически отсутствовала. 

— Лес надо любить. Наши родственники из Казахстана говорят, что им в лесу тесно. Ведь их родина — это бескрайние степи. А мне здесь хорошо, спокойно, как дома, — говорит Игорь Михайлович. — Никогда не представлял для себя другого пути. В четвертом классе еще мечтал быть космонавтом, а потом всё, только лесное хозяйство. Постоянно пропадал с отцом на работе. С четвертого класса начал сажать лес. Даже учиться не хотел поначалу, думал, что и так всё знаю о работе лесничества. Но родители образумили, в итоге поступил в Борисовское среднее профтехучилище, где готовили лесников и где раньше учился отец. Затем окончил и БТИ имени С. М. Кирова, где познакомился с Татьяной Григорьевной. Работаем вместе с 1994 года. 

Некоторые до сих пор думают, что лес растет сам по себе. Поэтому мы решили порассуждать с Игорем Михайловичем, что стало бы с лесом, не будь в стране лесного хозяйства. 

— Могу ответить на примере нашего лесничества. Его площадь — 7,1 тыс. га, из них 3,5 тыс. га созданы руками человека. Без лесного хозяйства этого леса просто бы не было. А сколько б еще сгорело, если бы не лесная охрана. В этом году в лесничестве произойдет перевод лесных культур в покрытую лесом площадь. На протяжении 7 лет мы их выращивали, и только по истечении этого срока насаждения станут лесом. За это время уберегли их от потрав, заглушения сорной растительностью и пожаров. 


« За всем этим зеленым богатством стоит труд наших лесников, мастеров леса, а не только лишь природы. » 


Раньше, по словам лесничего, лесоводы не знали таких проблем с копытными, а сейчас на десятки гектаров вынуждены огораживать культуры, иначе их съедят лоси и олени. Каменецкое лесничество находится рядом с Беловежской пущей, где зверя особенно много. Заходят полакомиться стада по 70 оленей: что не съедят, то вытопчут. Больно потом видеть, как за один день уничтожается работа нескольких лет. 

А вот с пожарами обратная ситуация. Благодаря технике и видеонаблюдению возгорания отслеживают и ликвидируют в десятки раз быстрее. Самый крупный пожар в Каменецком лесничестве произошел 7 лет назад. От искры комбайна, который убирал рожь, загорелось поле, и верховой пожар огромным фронтом вошел в лес. Сгорело 20 га сосны. Но во времена, когда лесничим работал отец Игоря Матюшика Михаил Лукич, пожары случались куда масштабнее. Ведь заметить их могли только лесники во время обходов или дежурства на вышке. 

— Наблюдательной вышки в Каменецком лесничестве не было. Я поднимался туда лишь однажды, но дойти до конца не хватило смелости, — смеется Игорь Михайлович. — А вот лесной пожар окарауливал еще в школе. Сейчас там уже растет взрослый лес. 

На месте первых посадок Игоря Матюшика еще в школьные годы теперь можно проводить проходные рубки и древесину отправлять в цех, на палетную доску. Время идет — меняются и технологии посадок. Так, благодаря сеянцам с закрытой корневой системой Каменецкое лесничество создает лесные культуры даже зимой, учитывая, что в этом южном регионе снега уже практически не бывает. 

— Как любит говорить бывший директор Брестского лесхоза Василий Стельмах, результаты нашего труда можно увидеть только через 100 лет. А вот работы по его выращиванию хватит не одному поколению работников лесничества, — отмечает лесничий. — Молодежи хочется пожелать терпения. Потому что работа сразу кажется сложной, многое непонятно. Потом всё приходит в норму. И со временем появляется эта связь с лесом. 


Комментарии

Оставить комментарий

0 Комментариев

Связаться с редакцией: