К прибыли ведет дорога. Лесная

К прибыли ведет дорога. Лесная

Хозяйствовать умело

Наталья ЦЕЛИТАН
28.08.2014 Версия для печати

Программой строительства лесохозяйственных дорог в лесах Республики Беларусь на 2011—2015 годы Министерству лесного хозяйства предусмотрено построить и ввести в эксплуатацию 641 км дорог. Близится к своему завершению третий год реализации программы. Сколько же дорожных артерий пролегло по лесам нашей республики за этот период, сколько средств затрачено и какой при этом ожидается экономический эффект? Об этом наш сегодняшний разговор с заместителем начальника отдела промышленного производства Минлесхоза Николаем ЗАЙЦЕМ.

— Николай Александрович, из чего складывается цена каждого километра лесной дороги?
— В связи с ограниченным выделением бюджетного финансирования на строительство дорог и в целях обеспечения выполнения указанной программы Министерством лесного хозяйства создан целевой фонд для строительства дорог за счет отчислений от таксовой стоимости и за счет собственных средств лесхозов. Создание целевого фонда позволило за 2011—2013 годы построить и ввести в эксплуатацию в лесном фонде Минлесхоза 333 км при плане 332 км. В 2011 году мы построили 52,5 км; в 2012-м — 154,2 км; в 2013 году — 126,2 км. На эти цели было затрачено 212 млрд рублей инвестиций, в том числе 38,7 млрд рублей (18,3 %) из республиканского бюджета; 153,4 млрд рублей (72,3 %) составили отчисления от таксовой стоимости и 19,9 млрд рублей (9,4 %) — собственные средства лесхозов.
— Сколько  километров лесных дорог появится в этом году?
— На 2014 год Программой строительства лесохозяйственных дорог в лесном фонде Минлесхоза  предусмотрено к вводу 137,2 км дорог. По состоянию на 1 июля 2014 года построено и введено в эксплуатацию 45,2 км (планировалось 33,3 км). По нашим прогнозам, задание по строительству и вводу лесохозяйственных дорог в этом году будет выполнено в объеме не менее 137,2 км.  Сейчас на балансе лесхозов числится 158 дорог протяженностью более 1003 км.

Строительство лесной дороги

— При наличии лесной дороги лесхоз должен не только подсчитывать прибыль, но и учитывать расходы на ее содержание…
— Конечно, чтобы обеспечить надлежащее содержание построенных дорог, в лесхозах отрасли с 2012 года начали приобретать за счет собственных средств технику для этих целей. За данный период приобретено 30 экскаваторов, 3 грейдера, 1 бульдозер, 1 скрепер, 205 фронтальных погрузчиков, 59 автосамосвалов, 95 тракторов МТЗ с прицепами, 13 косилок и 3 трактора МТЗ с отвалом.
За I полугодие на содержание и ремонт дорог затрачено 940 млн руб., или 49,1 % к годовому плану. Однако несмотря на увеличение количества техники для содержания и ремонта дорог в лесхозах отрасли в 2014 году наблюдаются низкие темпы освоения этих средств в Ляховичском, Малоритском, Богушевском, Дисненском, Лепельском, Лиозненском, Суражском, Ушачском, Житковичском, Комаринском, Милошевичском, Мозырском опытном, Наровлянском спецлесхозе, Октябрьском, Борисовском опытном, Любанском, Столбцовском опытном, Быховском, Глусском, Горецком, Климовичском, Кличевском и Чериковском лесхозах.

— Учитывая вышесказанное, в надлежащем ли состоянии содержатся лесные дороги?
— В результате мониторинга качества содержания и ремонта дорог выявлены характерные недостатки по несвоевременному грейдированию проезжей части и откосов, созданию профиля дороги, несвоевременному устранению размывов откосов дорог, числящихся на гарантии. Также грейдирование производится не по всей ширине дороги, что создает «корыто» на проезжей части дороги, препятствует стоку воды в кюветы и, как результат, образованию выбоин; при засыпке колеи и ям на дорогах не профилируются откосы, что препятствует стоку воды. Порой не обкашиваются обочины и кюветы дорог, что приводит к их зарастанию, не вырубается кустарниковая и древесная растительность на обочинах и в кюветах дорог, что препятствует их грейдированию и содержанию профилей, замедляет их просыхание. Бывает, что и  вырубленная биомасса сбрасывается в кюветы, что в дальнейшем препятствует проведению за ними ухода. В то же время большинство лесных дорог содержится в надлежащем состоянии.

— Понятно, что со строительством дорог увеличится объем заготовки древесины. На-сколько, если подсчитать в масштабах республики?
— Строительство дорог в республике позволяет дополнительно заготавливать более 2,8 млн куб. метров древесины в год, сокращать транспортные расходы на вывозку древесины. Улучшение транспортных условий позволит не только уменьшить материальные потери, причиняемые лесу вредителями и болезнями, пожарами и стихийными бедствиями, но и создать предпосылки для повышения эффективности деятельности и других отраслей народного хозяйства — агропромышленного комплекса, социальной сферы, повысить культуру обслуживания населения и т.д., ведь построенными лесными дорогами будут пользоваться все.


Комментарии

Оставить комментарий

0 Комментариев

Связаться с редакцией: