Белорусский судомоделист Дмитрий Калмыков создает образцы кораблей из клена и сирени

Белорусский судомоделист Дмитрий Калмыков создает образцы кораблей из клена и сирени

Из природных материалов

Александр ПИСКУНОВ
05.03.2015 Версия для печати

Уже не строят корабли из дуба и не востребованы корабельные сосны для изготовления мачт. Металлы и другие современные материалы пришли на смену древесине в судостроении. А относительно недавно, по историческим меркам, только из дерева сооружали великолепные парусники, способные огибать земной шар по не изведанным тогда морским путям, выдерживая ураганы и лавируя между льдинами. Недолго они служили людям. Зато, строя каждое новое судно, мастера деревообработки совершенствовали его мореходные качества, повышали грузоподъемность и улучшали условия для работы и отдыха команды. Огромный военный линейный корабль по сложности изготовления корпуса и парусной оснастки, пожалуй, мог сравниться и с современным ракетоносцем, если не считать силовые установки, вооружение и электронику. Теряются с годами секреты парусного кораблестроения, и, видимо, забыли бы о них навсегда, если бы не увлеченные люди, которые не только изучают историю, но и используют свои знания на практике. Они своими руками изготавливают копии кораблей, чертежи которых сохранились в архивах, стараясь максимально точно передать внешний вид и воплотить в моделях главнейшие технологические приемы того времени.

Мастер и его работа. фото

Один из таких энтузиастов — белорусский судомоделист Дмитрий Калмыков. Он — семикратный чемпион мира и пятикратный Европы, неоднократный чемпион Беларуси в классах стендовых моделей. По результатам международных чемпионатов удостоен в общей сложности 42 медалей, в том числе 26 золотых и 12 серебряных. В настоящее время Дмитрий Иванович — главный тренер национальных команд Республики Беларусь по техническим и авиационным видам спорта, руководитель стендовой секции Белорусской федерации судомодельного спорта, судья высшей международной категории, судья высшей национальной категории, мастер спорта международного класса. 

Именно от него Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко во время посещения ДОСААФ узнал о достижениях спортсменов этой организации на международной арене. И глава государства был приятно удивлен тому, что они ежегодно завоевывают значительное количество наград за рубежом, а его собеседник сам выдающийся спортсмен. В связи с этим глава государства отметил, что о таких фактах и заслуженных людях должна больше знать белорусская общественность.

Особая привлекательность этих изделий в том, что сделаны они из натуральной древесины, так же как и их прототипы. фотоИ на самом деле мы очень мало осведомлены о том, как знатоки истории кораблестроения и мастера в одном лице создают великолепные образцы стендовых моделей, которые могут служить украшением самого респектабельного помещения, наглядным пособием и просто предметом, вызывающим романтическое настроение у детей и взрослых. Невозможно равнодушно пройти мимо старинного парусного корабля, который выполнен с такими мельчайшими деталями, что кажется, не хватает только маленьких человечков, чтобы побежать по реям, развернуть паруса и направить судно на покорение океанских просторов.

Особая привлекательность этих изделий в том, что сделаны они из натуральной древесины, так же как и их прототипы. фото

Особая привлекательность этих изделий в том, что сделаны они из натуральной древесины, так же как и их прототипы. Правда, породы деревьев используются другие, как отечественные, так и экзотические. 

Существуют разные школы судомодельного спорта. Дмитрий Иванович приверженец той, которая отказывается от окрашивания модели, и вся гамма оттенков, максимально приближенных к реально существовавшим, получается с помощью разных сортов древесины. При этом ее для изготовления каждой совсем миниатюрной и более крупной детали требуется подобрать так, чтобы нигде не выделялись годовые кольца, микропоры и другие особенности, искажающие общий тон.

Особая привлекательность этих изделий в том, что сделаны они из натуральной древесины, так же как и их прототипы. фото

— Например, для палубного настила старинного парусника рекомендуется выбирать светлые породы древесины, — рассказывает Дмитрий Иванович. — Для микромоделей подойдет заболонь сирени: ее фактура лучше всего соответствует мелким масштабам. Сирень имеет очень твердую, плотную и прочную древесину цвета кофе с молоком с красивой белой заболонью. Правда, обрабатывается и режется этот материал с трудом… Клен и береза традиционно считаются лучшими вариантами для настила палубы, и не без оснований. Их плюсы — 

отсутствие биений по оттенку и прямая текстура древесины. Заболонь березы сливочно­белая с шелковистым отливом, а сердцевина очень бледного коричневого цвета. Клен имеет еще более светлый, ровный тон, практически белый. Оба эти материала довольно прочные и гибкие, особенно клен, легко обрабатываются и шлифуются, имеют ровные края при резьбе…

Наружная обшивка борта модели в первую очередь бросается в глаза, поэтому ее необходимо выполнять особенно тщательно. Для нее используются тоненькие дощечки южного ореха. Однако и здесь не все просто, считает моделист:

Особая привлекательность этих изделий в том, что сделаны они из натуральной древесины, так же как и их прототипы. фото

— Незаменим южный орех с его твердой, плотной древесиной, имеющей широкую гамму оттенков — от темно­коричневого до светлого желто­коричневого. Однако при раскрое заготовки придется делать выборку, так как древесина ореха, как правило, имеет ярко выраженные годовые кольца. Удачная выборка легко обрабатывается и шлифуется и вместе с тем не подвержена деформации или раскалыванию. Тонкие ореховые доски обшивки прочны, не щепятся и прекрасно гнутся при нагреве. Тщательно отобранная структура ореха может использоваться и для изготовления крупных элементов конструкции, например шпангоутов, киля и руля.

Можно только представить, как много нужно терпения и сноровки, вырезая, изгибая и подгоняя дощечки настолько аккуратно, чтобы получилась сплошная поверхность борта модели без единого сучка и задоринки.

Пожалуй, наиболее кропотливая работа — изготовление резных украшений, которыми так богаты были старинные парусные корабли.

Особая привлекательность этих изделий в том, что сделаны они из натуральной древесины, так же как и их прототипы. фото

— Король среди материалов для «тонкой» резьбы — это, конечно же, самшит, — уверен Дмитрий Иванович. — Он достаточно дорог и редок. Имеет прекрасную, очень плотную древесину с неявной однородной текстурой и очень выразительным, индивидуальным цветом — от сливочного к ярко­желтому. Самшит относительно трудно резать даже очень острым инструментом, но усилия стоят того. Это дерево великолепно ведет себя при обработке, не колется, сохраняет острые грани даже на самых мелких деталях, что позволяет хорошо проработать сложную резьбу вне зависимости от масштаба.

Особая привлекательность этих изделий в том, что сделаны они из натуральной древесины, так же как и их прототипы. фотоПо стобалльной системе оценивается экспертами изготовленная порой за многие годы модель. Около десяти лет, конечно не каждый день, Дмитрий Иванович работал над парусником «Золотая лань». 

Всего пятую часть баллов можно получить за общий, нередко огромный, объем работы. Зато ее качество ценится очень высоко — до половины всех баллов. Остальные даются за соответствие чертежу и общее впечатление.

Целый ряд моделей морских судов — линкоры «Король Георг V», «Миссури», фрегат «Берлин», бриг «Меркурий» и другие прославили во всем мире Дмитрия Калмыкова. Человека, способного так творчески, вдохновенно и терпеливо работать с древесиной, создавая из нее настоящие шедевры.
 


Комментарии

Оставить комментарий

0 Комментариев

Связаться с редакцией: