Память апостолов Петра и Павла

Память апостолов Петра и Павла

Православные праздники

Иерей Георгий ГЛИНСКИЙ, клирик Минского Свято-Елисаветинского женского монастыря
25.06.2020 Версия для печати

12 июля Православная церковь празднует память апостолов Петра и Павла и завершается пост, установленный в их честь.

Как писал блаженный Августин: «В один день совершаем память страдания обоих апостолов этих, ибо хотя они пострадали и в разные дни, но по духу и по близости страданий своих они составляют одно. Петр предшествовал, Павел же вскоре за ним последовал». Эти слова подтверждают важность евангельской проповеди, которую совершали эти два апостола, благодаря которой учение Христово распространилось по всему известному в то время миру.

Однако была между ними как проповедниками Креста и Воскресения и определенная разница. «Разница между ними колоссальная в том, что апостол Петр был с самого начала верным учеником Христовым, был свидетелем всего, что случалось вокруг Христа с первого момента Его выхода на проповедь. Наоборот, апостол Павел был Христовым врагом, Его противником, он не верил в Него как в Мессию, он считал Его лжепророком; он вышел на проповедь не с тем, чтобы возвещать Евангелие, а с тем, чтобы быть гонителем христиан. Что же случилось в том и другом? — пишет митрополит Сурожский Антоний. — Апостолы, все 12 апостолов, были люди, которые знали Христа с самого начала, и я бы сказал, вероятно, не только с самого начала Его проповеднической деятельности, Его служения миру, а еще раньше. <…> Апостол Петр выделен тем, что он первый провозгласил Христа как Сына Божия, как Бога, пришедшего плотью на землю для того, чтобы быть воплощением Божественной любви и отдать Свою жизнь на спасение мира. Апостол Павел был гонителем, но он тоже свидетель о Христе, и свидетель чего-то чрезвычайно важного: того, что человек, который раньше не верил во Христа, Его ненавидел, преследовал, вдруг оказался лицом к лицу с Христом воскресшим. Все апостолы были свидетелями жизни, распятия, смерти Христовых, но они встретили Христа сразу после воскресения. Апостол Павел Его встретил уже спустя и стал совершенно иным человеком после этой встречи. Всю свою жизнь он отдал на то, чтобы провозглашать, как он говорил, Христа распятого и воскресшего. Воскресение Христово он воспринял событием не только своей жизни, но и всей жизни мира. Он говорил, что если не воскрес Христос, то наша вера тщетна и мы самые несчастные из людей (1 Кор. 15, 13—17). Понять это можно легко: ведь если бы Христос не воскрес, то вышло бы, что мы живем ложью, фантазией, мы в мире нереальности, в мире какого-то бреда. Вот два апостола, которых мы вспоминаем. Апостол Петр не был безукоризненным во всех отношениях, так же как и апостол Павел. Все апостолы были настоящими, подлинными людьми, и когда Христос был взят в саду Гефсиманском, когда Его судили, страх их объял и они бежали. Петр даже отказался от Него. Но потом они оказались бесстрашными проповедниками: ни муки, ни крест, ни распятие, ни тюрьма — ничто не могло их отлучить от любви Христовой, и они проповедали, и эта проповедь действительно явилась тем, чем ее называет апостол Павел: вера наша — победившая мир». 

Поэтому, говоря об этих двух разных людях, Церковь Христова в этот день возвещает единство христианской проповеди, проповеди Евангелия всему миру, и прославляет тех, благодаря чьим неустанным трудам мы обрели эту спасительную веру. 

 


Комментарии

Оставить комментарий

0 Комментариев

Связаться с редакцией: