Рождество Иоанна Предтечи

Рождество Иоанна Предтечи

Православный календарь

Иерей Георгий ГЛИНСКИЙ, клирик Минского Свято-Елисаветинского женского монастыря
25.06.2020 Версия для печати

Праздник в честь Рождества Иоанна Крестителя — один из тех весьма немногочисленных праздников православного церковного календаря, когда празднуется рождение прославляемого лица. Действительно, в названиях других православных праздников слово «рождество» (рождение) встречается всего лишь дважды — речь идет о праздниках Рождества Христова и Рождества Пресвятой Богородицы. Сам этот факт подчеркивает исключительное положение Иоанна Предтечи среди святых, почитаемых Православной церковью. 

Рождество Иоанна Предтечи описано лишь одним евангелистом. Рассказ об этом событии мы находим в 1-й главе Евангелия от Луки: отец и мать Иоанна Предтечи носили имена Захария и Елисавета, жили во времена Ирода, царя Иудейского, причем Захария был священником (Лк. 1, 5). Оба они были праведны, достигли преклонного возраста, но не имели детей (Лк. 1, 5—7). Из-за напряженных мессианских ожиданий бездетность считалась у иудеев большим несчастьем и даже позором. Поэтому, как повествует евангелист, отсутствие детей у супругов повлекло за собой «поношение между людьми» (Лк. 1, 25) и молитву супругов о даровании чада, которая была услышана (Лк. 1, 13).

Захария в тот момент, когда он совершал каждение в храме (Лк. 1, 8—9), увидел ангела (Лк. 1, 11) и получил от него предсказания: о рождении сына; о том имени, которым сына нарекут; о радости, которую принесет его рождение как Захарии, так и многим представителям израильского народа; о том, что сын будет велик пред Господом; о предстоящей его сыну миссии — «представить Господу народ приготовленный» (Лк. 1, 13—17). 

Захария, будучи стар, усомнился в услышанном и в результате, в подтверждение верности услышанных слов, был лишен Архангелом Гавриилом дара речи (Лк. 1, 18—20, 22). По окончании дней службы Захарии в храме его жена зачала (Лк. 1, 23—24) и в свое время родила сына (Лк. 1, 57). Однако дар речи к Захарии вернулся не в сам день рождения сына, а лишь в то время, когда зашла речь о наречении имени младенцу, на восьмой день (Лк. 1, 59—64). 

«По свидетельству Господню, никто, рожденный на земле, не был так велик, как святой Иоанн Предтеча. И когда вдумываешься в свидетельство Евангелия о нем, действительно захватывает дух, — пишет митрополит Сурожский Антоний. — Но не только дух захватывает: видишь в нем образ человека, который сумел так беспредельно, так неограниченно быть преданным своему Богу и своему земному призванию и который может послужить каждому из нас примером и образом, потому что каждый из нас в каком-то смысле по отношению к окружающим является так часто предтечей Господним, тем, кого Господь послал впереди Себя, чтобы принести людям слово и образ жизни, который приготовил бы их понять Христа, принять Христа. И когда нашей жизнью мы посрамляем наше свидетельство, когда, глядя на нас, люди перестают верить и в слова наши, и в слова Христовы, то мы берем на себя страшную ответственность. Мы не только сами живем в суд себе и в осуждение, но мы других не влечем за собой туда, куда мы призваны их привести: к радости, к той радости, залог которой Господь нам оставил и которой никто не может отнять, но которой никто, кроме Господа, не может и дать».

 


Комментарии

Оставить комментарий

0 Комментариев

Связаться с редакцией: