Божественное и земное Коложского храма

Божественное и земное Коложского храма

Точка на карте

Фото автора, Сергей ШЕРШЕНЕВИЧ
08.10.2020 Версия для печати

Расположенная в Гродно на Замковой горе Свято-Борисо-Глебская (Коложская) церковь — храм особенный. В намоленных за восемь веков стенах ощущается ореол высочайшей духовности. Даже седой и своенравный Неман в смирении замедляет у подножия горы свое течение, словно преклоняясь перед национальной святыней, хранящей таинства мироздания и суть бытия. 

Гродно — город храмов с оригинальной архитектурой и богатой историей. Не случайно многие из них входят в Государственный список историко-культурных ценностей. Однако Коложская церковь — уникальна и неспроста претендует на включение в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Точная дата постройки храма неизвестна. Вместе с тем есть основания полагать, что период возведения датируется второй половиной XII века. Церковь выдержала набеги многочисленных врагов на город, но не устояла перед природной стихией. В 1853 году из-за подмывания грунта Неманом частично обрушились южная и западная стены. Сорок лет церковь простояла заброшенной. Только в 1894—1906 годах по распоряжению российского императора Николая II был укреплен берег, вместо рухнувших каменных стен построили деревянные, а на новой крыше устроили главку с ажурным позолоченным крестом. 

Коложский храм уникален прежде всего внешним декором, состоящим из полированных валунов и крестов из майоликовой плитки. Кроме того, в верхние части стен и в своды вмурованы расположенные горизонтально и чередующиеся кувшины-голосники. Еще одна особенность — в алтарной части храма сохранилась лестница, идущая из алтаря внутри стены на смотровой балкон-галерею. В ступеньки этой лестницы также вмонтированы кувшины-голосники. Во время реставрационных работ в 1985—1986 годах обнаружены фрагменты фресок. Фундамент храма сложен из валунов и заглублен на 1,5 метра. 

По преданию, у стен Коложи похоронен правнук Александра Невского — князь Давыд Городенский, легендарный полководец, не потерпевший ни одного поражения от крестоносцев. В наши дни благодарные потомки увековечили его имя на памятнике-валуне, установленном рядом с Коложей, а также установили неподалеку обелиск — у перекрестка возле Пожарной каланчи. 

Воскрешение святыни 

Время неумолимо. Несмотря на внешне целостный вид, несколько лет назад храм находился в удручающем положении. Деревянная часть строения прогнила изнутри, юго-западный угол просел на 30 см, была повреждена часть стропильной системы, и южная стена накренилась в сторону реки почти на 20 см. Высокий берег медленно, но верно осыпался, угрожая обрушением со всеми вытекающими последствиями. Допустить такого было нельзя, поэтому закономерным стало распоряжение о выделении из фонда Президента по поддержке культуры и искусства средств на финансирование ремонта храма. 

Все работы деревянных стен были выполнены на высочайшем уровне. Главным нестандартным ходом стало использование термомодифицированной сосновой доски. Она практически неуязвима для вредителей и влажности, обладает повышенной пожаробезопасностью, не подвергается гниению. Фактически выполнялся штучный заказ. Ремонт коснулся внутренних конструкций и фундамента. Существующий фундамент под деревянной стеной был усилен, стропильная система крыши отремонтирована, заменен пол в алтарной части. При детальном изучении оказалось, что на потолке открылись трещины, поэтому несколько участков сохранившегося в алтарной части сводчатого потолка пришлось законсервировать. Возведены балкон для певчих и свечной ящик, смонтированы лестницы на балкон и с балкона на боковую галерею. Заменены окна и двери, возведена галерея. Старую центральную люстру с множеством свечей — паникадило — тоже обновили. Появилось так называемое археологическое окно: под прочным стеклом представлен фундамент и остатки одной из утраченных старинных колонн. 

Второй этап ремонта осуществлялся уже на пожертвованные храму средства. Были проведены все необходимые работы по отводу воды от фундаментов во избежание новых обрушений. Не оставили без внимания территорию вокруг святыни — ее благоустроили, а мощение пешеходных дорожек частично заменили. Полностью поменяли осветительные конструкции, совместив встроенную в грунт подсветку и прожекторы, которые установили по периметру ограждения. Прихожане могут оценить и новый фрагмент алтаря, который тоже преобразился. 

Возвращение Богородицы 

Возведение или воскрешение храма — дело благое. Словно в подтверждение этой аксиомы в преобразившейся Коложе начали происходить чудеса. В запасниках Гродненского кафедрального собора неожиданно обнаружились две исторические иконы. Оказалось, они были написаны в 1897 году именно для Коложской церкви. На одной из них даже выполнена надпись: «1897 года, июня месяца, 24 дня, сооружена для внутреннего окна останков Коложской церкви епископом Иосифом». В результате обе иконы вернулись на свои места в левый простенок у алтаря. 

Но главным стало иное чудо — обнаружение и возвращение спустя столетие ценнейшего исторического списка главной иконы храма — Коложской Божией Матери. Изначально сама икона была написана в XVI веке и на протяжении столетий считалась главной святыней Гродненского края. Находилась в храме до его обрушения в 1853 году. С иконой связывают множество исцелений, а одним из знаковых чудес является избавление Гродно от разрушения кайзеровскими войсками в 1914 году. После молебна у образа Богородицы о спасении города противник, находившийся у его ворот, неожиданно отступил. В 1915-м икону эвакуировали вглубь России, с тех пор ее следы теряются. А в храме долгое время наличествовал лишь сделанный в наше время список, который тоже причисляли к чудотворным. 

В конце 2018 года на одном из аукционов в Германии случайно был обнаружен точный и единственный известный исторический список иконы, пропавшей свыше 100 лет назад. Благодаря стараниям церкви его удалось выкупить, отреставрировать и привезти на Родину. Установлено, что список создан в начале XX века. На оборотной его стороне чернилами выполнена надпись о том, что этот образ написан в Лаврской иконописной мастерской иеромонахом Григорием. В результате выяснилось, что список с высокой долей вероятности был вручен императору Николаю II во время его визита в Гродно. 

Сегодня вернувшийся список по праву стал главной святыней храма. Причем произошло это не без помощи Гродненского государственного производственного лесохозяйственного объединения. Великолепный напольный пристенный киот (застекленный шкаф для икон), богато украшенный искусной резьбой, появился при непосредственном содействии и помощи ГПЛХО. Впрочем, его руководитель Андрей Дивин на этот счет выдерживает исконно христианскую позицию. Считает, что благие дела должны совершаться в тишине, не выставляться напоказ и не претендовать на благодарность. И с этим нельзя не согласиться. 

Однако земля слухами полнится, и добрые слова в адрес Гродненского ГПЛХО слышны не только за киот к главной иконе храма. Свечной киоск во внутреннем дворике тоже творение мастеровитых рук лесников. К тому же в церковном хоре поют несколько работников объединения, а еще одна из женщин готовит по выходным трапезу в воскресной школе. В общем, неспроста настоятель Свято-Борисо-Глебской (Коложской) церкви Александр Болонников на недавних торжествах по случаю заселения ГПЛХО в исторический Дом лесной администрации адресовал ведомству много лесных слов и поделился сокровенным, заявив, что сам когда-то мечтал стать лесником. 

Алтарь Мулявина 

Впрочем, в Коложской церкви есть и иные уникальные православные реликвии. Сохранились четыре аутентичные иконы, написанные на металле в 1897 году именно для Коложской церкви. А в нише северной стены хранится фрагмент огромного мозаичного полотна «О тебе радуется…». На фрагменте изображены преподобные Феодосий Печерский, Сергий Радонежский, Серафим Саровский и Нестор Летописец. Эта мозаика украшала собор Александра Невского в Варшаве, который был уничтожен в 1924—1926 годах. Автор мозаики — известный российский художник Виктор Васнецов, наиболее известный такими работами, как «Аленушка», «Три богатыря», «Иван-Царевич на Сером Волке». 

Справа от алтаря в южной алтарной апсиде находится большая икона, на которой изображены Мария Магдалина и Екатерина Великомученица. Есть предположения, что эта икона была когда-то в Гродненском Свято-Софийском соборе, также известном как Фара Витовта, взорванном в 1961 году. Она чудом сохранилась и с тех пор находится здесь. 

Необычна история алтаря Коложской церкви. В 1990-е годы, когда храм был возвращен церкви, деньги на новый иконостас пожертвовал знаменитый песняр Беларуси Владимир Мулявин. Владимир Георгиевич часто приезжал в этот храм, молился. Кстати, именно в Гродно Мулявин познакомился со своей третьей женой — актрисой Светланой Пенкиной. Он был здесь на гастролях, а Светлана навещала отца. После того как пара поженилась, руководитель «Песняров» часто приезжал в город и посещал Свято-Борисо-Глебскую церковь. 

След уводит в прошлое 

Бесценные реликвии есть не только внутри Коложской церкви, но и снаружи. Причем речь идет не об упомянутой майолике или плинфе со знаками-символами, которые часто называют коложскими рунами. Несколько лет назад автор этих строк приложил усилия к тому, чтобы в главной церкви города над Неманом появился еще один значимый исторический объект. Речь идет об обнаруженном при осмотре наружной стены с благословения отца Александра следе пальца руки, который с большой долей вероятности был оставлен на плинфе зодчим, строившим храм. Точнее, на плинфах северной и западной стен удалось обнаружить свыше двух десятков следов, внешне действительно напоминающих папиллярные узоры пальцев рук. Однако всего один из отпечатков выглядел реально перспективным для экспертного исследования. Так оно в итоге и оказалось. 

Скрупулезно изучив след, эксперты сделали вывод, что, скорее всего, он оставлен одним из пальцев левой руки. Механизм образования характерен для вдавливания пальца в незатвердевшую глину. Это значит, что след появился именно в момент производства плинфы, то есть свыше восьми веков назад. Поэтому является своего рода артефактом. Фактически мы имеем уникальный образец, аналоги которого встречаются крайне редко.

Применив специализированное программное обеспечение и научную методологию, эксперты пришли к выводу, что оставившему на плинфе след человеку было 20—25 лет. Дать более развернутую характеристику личности хозяина следа и безальтернативно определить пол и рост не представляется возможным, ибо для этого необходимо располагать следами хотя бы нескольких пальцев, поскольку немаловажное значение имеет то, на каком именно пальце руки имеется тот или иной папиллярный узор. 

Свои труды эксперты увенчали официальным вручением результатов исследования настоятелю Свято-Борисо-Глебской церкви Александру Болонникову. Кроме того, подарили ему слепок с этим следом, выполненный на 3D-принтере. Теперь все прихожане могут увидеть оригинал следа на наружной стене и копию внутри храма. 

То ли еще будет 

Если окажетесь в Гродно, начните знакомство с его историей с Коложской церкви. Именно у ее стен лучше всего ощущается аутентичная атмосфера древнего, живого и исполненного достоинства города, все тайны которого пока не разгаданы. 

 


Комментарии

Оставить комментарий

0 Комментариев

Связаться с редакцией: