Почувствуйте трагизм той ночи…

Почувствуйте трагизм той ночи…

Земное и небесное

Александр ЦЫБУЛЬСКИЙ, Фото автора
30.03.2017 Версия для печати

Продолжается Великий пост. В этот период христиане всего мира особенно часто вспоминают о страстях Христовых. И связаны они с конкретными местами в Иерусалиме. Первое, что в этом случае приходит на ум, — это, конечно же, суд Пилата, крестный путь и Голгофа. Но в Иерусалиме есть немало других мест, связанных с последними днями земной жизни Христа. И одно из таких мест — Храм отречения Петра, который в обиходе еще иногда называют Храмом петушиного крика.

Храм отречения Петра. фото

Сразу же отметим, что ученые-археологи доказали, что практически все эти места, почитаемые христианами, — реальные и имеют привязку к конкретному событию земной жизни Христа. Да, скептик может усомниться в их подлинности. И тем не менее это факт. Дело в том, что после взятия Иерусалима и разрушения иудейского Храма в 70 году нашей эры, римляне жестоко карали всех, кто не хотел поклоняться их богам. А чтобы лишить, например, христиан возможности совершать таинства в местах, связанных с жизнью Христа, они там возводили свои храмы. Поэтому когда в начале IV века Елена Константинопольская прибыла на Святую землю, то больших проблем с поиском мест, связанных с земной жизнью и крестными муками Христа, у нее не было.

Что касается Храма отречения Петра, то он является частью католического монастыря св. Петра «Галликанту» (лат. — «петушиный крик»). Неспроста его увенчивает не только традиционный крест, но и петух. По сути, это одно из самых трагических новозаветных мест. Храм этот воздвигнут на южном склоне Сионской горы по проекту французского архитектора Этьенна Бубе, на месте, где когда-то стоял дом первосвященника Кайафы. Он гармонично вписался в сложный рельеф и, словно куполом, накрыл жилище иерусалимского первосвященника.

Петр: «Не знаю Человека Сего...» (Мк. 14:71). фото

Отметим, что сегодня у историков и археологов нет сомнений в том, что именно сюда Иисуса привели из Гефсимании на допрос и суд Синедриона. Именно здесь Христос провел свою последнюю земную ночь перед судом Пилата и казнью.

Территорию украшает современный храм, который иногда называют Церковью петушиного крика, а на его крыше красуется золотой петушок, символ события, которому и посвящена эта церковь. Изображение петушка можно увидеть не только на крыше. Он сопровождает посетителей монастыря с первых же шагов по его территории: на каменном парапете, на скульптуре во дворе храма, на указателях и на чеканной двери у входа в храм.

Вспомним пророчество, которое произнес Иисус в ответ на клятвы и заверения Петра. «Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня» (Мф. 26:34). И пророчество сбылось в ту же ночь: Петр, греясь у огня во дворе этого дома первосвященника, трижды отрекся от Учителя…

Здесь Христос провел последнюю ночь своей земной жизни. фото

Территория монастыря принадлежит католическому ордену монахов-ассумпционистов (лат. — «успение»), которые во второй половине ХIХ века провели здесь тщательные археологические раскопки и обнаружили остатки построек времен крестоносцев, Византии и Иерусалима I—II веков до нашей эры. Найденное ими поистине уникально, и можно без преувеличения сказать, что сегодня ни одна христианская постройка в Иерусалиме не может «похвастаться» таким обилием исторических находок на своей территории, как монастырь св. Петра.

В Церкви петушиного крика три этажа. Самый верхний, с нарядным молитвенным залом, посвящен главному событию этого места — допросу Иисуса в доме первосвященника Кайафы, куда его привели стражники из Гефсиманского сада.

Суд Синедриона над Иисусом в доме Кайафы и события, последовавшие за ним, — это огромная тема, на которую написаны тысячи книг и статей, но к единому мнению историки, богословы и юристы пока что не пришли... Однако, по сути, главная мысль, которую выносишь после посещения этого храма, — в жизни всегда есть место покаянию. А тема эта является здесь основной на замечательных фресках (еще византийских!). Просто человек не всегда этой возможностью пользуется. Зайдя в храм, мы увидим на фреске Петра, который трижды отрекся от Христа, трижды сказал, что не знает этого человека… Некоторые, даже воцерковленные, люди не могут понять этого и осуждают Петра за это. Но давайте представим себе ту страшную ночь. Иисуса покинули его ученики, его приводят в дом Кайафы на суд Синедриона. Требуя необходимых первосвященникам признаний, его избивают. К слову, на знаменитой Туринской плащанице, исследователи насчитали следы около 500 различных ран. И отнюдь не все — следы бичевания… А Петр прежде всего человек, который тоже имеет право на слабости. Видя, как избивают Иисуса, он вполне мог и испугаться. Вспомните, сколько человек признавались в несуществующих грехах, пройдя через сталинские тюрьмы. Так что «не судите, да не судимы будете...». И тем не менее именно Петр станет краеугольным камнем созданной церкви, христианства, одним из апостолов. «Паси овец моих…»

Эти стены словно пропитаны кровью. фото

Мы с вами можем увидеть на мозаике женщин, которые в свое время вели себя не лучшим образом. Но покаяние стало возможным, и даже Мария Египетская обретает его и будет причислена к лику святых. Здесь мы увидим фреску с разбойником Дихманом (в западной версии — Дисмас), который был распят вместе с Иисусом и в последний момент раскаялся в своих грехах.
Давайте спустимся в нижний зал церкви, чтобы увидеть остатки фундамента богатого иерусалимского дома и колодец, на стенках которого были обнаружены три византийских креста. Здесь же остатки бизана, то есть тюрьмы. По большому счету, это камера пыток. Здесь же общая камера, в которой держали несколько человек.

Если мы говорим про бизан, в который когда-то сажали людей, то это такие узкие и холодные помещения. Холодное на иврите — «кар», а узкое — «цар». То есть карцер — это здесь, отсюда пошло его название. Здесь, по большому счету, общая камера, а рядом — пыточная. Обычных людей, которых не пытали, просто приковывали к стенам, на стенах для этого сохранились специальные зацепы. Человек, который находится в бизане, периодически слышит удары хлыста и крики...

Ступени, по которым ходил Христос. фото

Но согласно преданию Христос после суда Синедриона провел последнюю ночь не здесь, а на самом нижнем ярусе этой тюрьмы. По сути, это каменный мешок, в который арестованного спускали на веревках, а иногда и просто сбрасывали. Учитывая высоту, такой полет почти гарантированно заканчивался переломами. Отверстие, через которое спускали арестанта, сохранилось. Но сегодня паломники и простые туристы попадают в этот каменный мешок по специально прорубленной в породе лестнице. Да, сегодня здесь есть несколько электрических плафонов, можно не только дотронуться, но и рассмотреть стены, ощутить их прохладу. А 2000 лет назад здесь, как в могиле, была постоянная кромешная тьма, дневной свет сюда никогда не проникал. Закрываешь глаза — и начинаешь понимать весь ужас той ночи, чувствовать весь трагизм ситуации, в которой оказался здесь Христос — избитый, покинутый учениками. Он знал, что его ожидает утром и днем, он знал о своем крестном пути… «Отче! О если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! Впрочем, не Моя, но Твоя воля да будет… и был пот Его, как капли крови, падающие на землю» (Лк. 42, 44). Интересно, что в некоторых местах на стенах этого подземного мешка проступает красная, по цвету напоминающая кровь, медьсодержащая порода. В общем, вроде ничего удивительного, но, согласитесь, символично. Словно эти стены и впрямь пропитаны кровью…

Храм отречения Петра интересен еще и тем, что у вас есть уникальная возможность пройти по ступенькам, по которым ходил Христос. Археологические исследования доказали, что каменной лестнице, которая расположена рядом с домом Кайафы, не менее 2000 лет. А это значит, что именно по этим ступеням он спускался из горницы Тайной вечери в Гефсиманский сад, пройдя через Кедронское ущелье. И по ним же его потом повели слуги в дом первосвященника для того, чтобы избить и допросить, а потом — на суд к Понтию Пилату и в итоге на Голгофу. Поэтому вряд ли вы останетесь равнодушным уже от одного их вида, а уж тем более если ступите на них. Дух захватывает от одной мысли, что они были порядком истоптаны человеческими ногами уже за тысячу лет до даты первого упоминания Минска в летописи.


Комментарии

Оставить комментарий

0 Комментариев

Связаться с редакцией: