
Машинист трелевочной (лесозаготовительной) машины лесопункта Щучинского лесхоза
Сергей Даниленко с болью в душе вспоминает службу в Афганистане. Ему было всего 18, когда призвали служить. Он даже представить не мог, что в скором времени со своими одногодками-товарищами окажется на войне.
Сергей Даниленко родился в Брагинском районе. Окончил школу и пошел в колхоз трактористом. Осенью 1982 года парню вручили повестку: он направляется служить в Марьину Горку. Поначалу все как обычно: проводы, прощание с родными, вокзал, курс молодого бойца… А вскоре уже он ехал в поезде, который держал путь в сторону Афганистана. Сначала два месяца провел в учебке в Термезе, где готовили к военным действиям. Учились стрелять на стрельбище, копали окопы, занимались боевой подготовкой. Затем Сергея в числе других военнослужащих на вертолетах доставили в Файзабад на распределение — в мотострелковую роту в Бахарак.
— Несмотря на пройденную учебку, нужной практики обращаться с оружием у нас, 18—19-летних парней, не было. Поэтому сразу на серьезные войсковые операции не брали. Но в моей роте в основном были старослужащие, моральный дух был крепкий, никто не раскисал. И мы, юнцы, держались мужественно. Да и думать о чем-то отвлеченном не было времени. Нас же туда не философствовать отправили. Команду дали — и пошли вперед, — рассказывает воин-интернационалист. — В наши задачи входили охрана и сопровождение автоколонн, зачистка кишлаков и горных районов, мы сидели в засадах.
Чувствуется, что трудно нашему герою даются воспоминания. Хоть и ушли в историю те события, но до сих пор у их участников перед глазами каждая атака, каждый выстрел и каждая смерть.
— Люди погибали на глазах. Один из моих товарищей подорвался на БМП рядом со мной. Как сегодня это помню. А сколько ребят сорвалось в ущелье гор. Попадали под обстрелы, из-под которых не все выходили живыми, — говорит собеседник, делая паузы.
После Бахарака Сергея Даниленко направили на охрану аэродрома в Файзабад. Затем — в Кишим механиком-водителем БМП. От военных водителей требовалось высокое мастерство вождения. В Афганистане дороги горные, узкие, часто это серпантины. С одной стороны — горы, с другой — ущелье. Обстрел мог начаться внезапно и неизвестно откуда.
— Откровенно скажу, было страшно. И как только попал на войну, и потом, когда уже прошел не один километр афганских дорог. В первом случае потому, что к таким ужасам не готов, а во втором — потому, что ясно понимаешь: домой можешь не вернуться. Но эмоции на войне — не лучший помощник, — задумчиво говорит участник боевых действий и просит много не расспрашивать, не бередить рану. Не зажила она до сих пор и вряд ли заживет. — Очень много ребят погибло, особенно в Кишиме. Помню, как в районе ущелья попали под засаду душманов. Один из моих товарищей направился помочь раненому, спустился к нему — и тут его подстрелили самого.
Сергея Даниленко судьба уберегла: остался живым. Награжден медалью «От благодарного афганского народа» и юбилейными медалями. Демобилизовался в ноябре 1984-го. Почти два года службы в Афганистане наложили отпечаток. Вернулся на Родину возмужавшим, немного суровым и неразговорчивым. Долго не получалось осознать все произошедшее. И даже сейчас, когда прошло более трех десятков лет, воспоминания заставляют сердце биться чаще.
После службы воин-интернационалист вернулся на Гомельщину, пошел в колхоз трактористом. Вскоре познакомился с девушкой, которая работала в местной поликлинике медсестрой. Некоторое время встречались, а потом поженились, родились сын и дочь. Затем семья вынуждена была покинуть свой дом из-за чернобыльской катастрофы. Для переезда выбрали Щучин. Здесь глава семейства трудоустроился в строительную организацию трактористом. Поначалу дела шли хорошо, а потом с работой и выплатой зарплаты стало туговато. Начал искать лучшие варианты, хотелось стабильности. Девять лет назад по совету знакомого пришел в Щучинский лесхоз. Здесь его все устраивает. Отношение, зарплата, условия труда.

— 15 февраля для нас, афганцев, — День памяти и скорби: я хожу на митинг, встречаюсь с воевавшими в Афганистане. Вместе с представителями власти, трудовых коллективов, общественных объединений, молодежью мы возлагаем цветы к памятному знаку, чтобы почтить память воинов-интернационалистов, — говорит Сергей Алексеевич. — А перед митингом нас, афганцев, традиционно поздравляют в лесхозе.
Вместе с Сергеем Даниленко в этот день теплые слова в свой адрес от руководства Щучинского лесхоза будут принимать еще шесть его работников — вальщик леса Владимир Кривошей, тракторист на подготовке лесосек, трелевке и вывозке леса Иван Гулько и лесоводы Александр Гайдаш, Славомир Бодак, Александр Мороз, Владимир Пужель. Все они прошли суровыми дорогами Афганистана.
Елена МИСЮКЕВИЧ
Фото из архива Сергея ДАНИЛЕНКО