Торжественная церемония открытия символично состоялась в День знаний. Первого сентября 13 малышей из ГУО «Детский сад № 4» г. Марьина Горка впервые в жизни примерили необыкновенно красивую форму лесоводов, произнесли клятву будущего лесовода и заложили памятную аллею, посвященную Году мира и созидания. А Полина Ломако — юная участница этого формирования — и вовсе дала первое в своей жизни миниинтервью «Белорусской лесной газете». На вопрос: «Ты рада, что стала участницей дошкольного лесничества?» — малышка улыбнулась и вполне уверенно ответила, что очень любит лес и хочет его оберегать, заботиться о нем. Конечно, сегодня мы не сможем предугадать, какой жизненный путь, повзрослев, выберет Полина и в чем найдет свое призвание. Но нет сомнений, что моменты этого торжества, красочной церемонии принятия в ряды юных лесоводов останутся в ее памяти и остальных 12 дошколят навсегда. А ценностные ориентиры, заложенные в процессе учебы, сформируют гармонично развитую личность.
Почему стало возможным открытие в очень короткие сроки второго дошкольного лесничества на базе одного лесхоза (напомним, в июне этого года на базе ГУО «Блонский яслисад Пуховичского района» заработало первое дошкольное лесничество «Друзья природы»), мы поговорили с заместителем руководителя организации по идеологической работе Ольгой Баешко (на фото). Не будет преувеличением сказать, что именно Ольга Владимировна стала идейным вдохновителем проекта в Пуховичском районе и той движущей силой, благодаря которой самые смелые амбициозные планы так последовательно воплощаются в жизнь.
Ольга — педагог по образованию, окончила с красным дипломом Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка, потом — магистратуру, имеет степень магистра педагогических наук, поучилась в аспирантуре. Восемь лет назад в Пуховичский лесхоз она пришла на позицию инженера по охране труда — решила попробовать, почему бы и нет. Тем более что с лесной профессией была знакома не понаслышке — ее отец Владимир Комаровский долгие годы работает мастером леса (29 сентября будет ровно 24 года) и, конечно, поддержал дочь в ее начинании.
— Мой мозг так устроен, что ему нужно решать сверхзадачи, нужна разноплановая работа, — улыбается Ольга Владимировна. — Действовать в режиме многозадачности — это как раз про меня. В общем, прошла испытательный срок, проштудировала все постановления, инструкции по охране труда, вникла во все нюансы. А через полтора года меня уже перевели в начальники бюро по охране труда. Параллельно активно участвовала в общественной жизни — и пела, и танцевала, и к спортивным мероприятиям подключалась. Так, в марте 2018 года меня утвердили на должность заместителя руководителя организации по идеологической работе.
Первое образование, конечно, сыграло свою роль в том, что проект дошкольного лесничества смог успешно заработать.
— В свое время мне довелось поработать методистом в Центре дошкольного развития «Світанак» — и опыт этот позже пригодился в создании методических программ для дошкольного лесничества. Я очень хорошо знаю, какая должна быть учебная программа для малышей, какие формы и методы работы требуются. Иными словами, фундамент этих знаний сыграл ключевую роль в продвижении нашего нынешнего проекта. Помню, когда создавалось первое дошкольное лесничество, я загорелась идеей. Хотя поначалу некий скепсис присутствовал: мол, что такие малыши в свои 4—6 лет могут понять в нашем сложном лесном деле? И не только понять, но и применить на практике теоретические знания. Но очень быстро пришло понимание: если грамотно разработать воспитательную программу, с учетом всех особенностей возраста, то эффект будет обязательно. Главное — не бояться рисковать и действовать. Тем более что все наши начинания поддерживаются местными властями.
Как все начиналось с «Друзьями природы», где сегодня «в строю» 16 ребятишек?
— Первое дошкольное лесничество появилось с подачи первого заместителя министра лесного хозяйства Александра Драгуна — во время одного из заседаний в Пуховичском райисполкоме он выступил с инициативой открыть на базе одного из детских садов в районе дошкольное лесничество. И здесь, считаю, мне очень повезло. Совпало все — и поручение первого замминистра, и мое давнее желание как идеолога лесхоза, а также воспитателей и родителей. Плюс — согласие директора лесхоза. Так получилось, что в Блонском детском саду работает воспитателем дочь нашего лесничего Елены Гостилович.
В одной из статей «БЛГ» она и ее коллеги прочли новость о таких лесничествах, вышли на меня и предложили совместными усилиями реализовать идею на практике. На тот момент я уже была настроена решительно, знала, как и что буду делать. Но предполагалось, что детский сад выберем городской, поближе к лесхозу. А здесь вдруг такая поддержка со стороны сельских жителей! К тому же рядом с Блонским детсадом лесничество, которое может взять своеобразное шефство над ним.
В общем, все завертелось с начала этого года. Решали оргмоменты, шили форму, плотно сотрудничали с педагогоморганизатором и методистом этого учреждения образования.
— Почему важна именно первоначальная методическая работа? Потому что она является фундаментом дальнейшего экологического обучения детей. Мы сделали упор на том, что эта программа будет двухгодичной (если она длится один год, то эффект воздействия на ребенка будет меньшим). Разработали, согласовали с директором лесхоза и утвердили. Учебную программу подписали директор лесхоза, заведующая детсадом и начальник управления по образованию райисполкома. Далее лесхоз заключил договор о сотрудничестве с учреждением образования, в котором мы прописали, что оказываем материальнопрактическую помощь в виде проведения мероприятий, а в перспективе и оснащения (например, создадим экокабинет и обустроим его, поможем с приобретением инвентаря — грабельками, лопатками, ведерками). Заранее заложили «Уголок Лесовичка» — уголок познавательнопрактической деятельности дошкольного лесничества (накануне с начальником питомника приезжали и осматривали территорию детсада, оценивали профессиональным взглядом, где, что и как можно обустроить, составляли схему рассадки деревьев, формировали перечень «декоративки»).