Как справляются с последствиями стихии в Калинковичском лесхозе?
Пострадавшие от урагана районы Гомельщины постепенно возвращаются к привычному образу жизни, а вот лесоводам еще предстоит проделать огромную работу. По последним данным, в лесном фонде Гомельской области требуются сплошные санитарные рубки на площади 10,4 тыс. га, выборочные — около 13 тыс. га. Поставлена задача в сжатые сроки разработать ветровально-буреломные участки, рационально распорядиться древесиной, восстановить лес.
В лес пришла большая беда
Чтобы узнать, как с этим справляются, журналисты «БЛГ» отправились в Калинковичский лесхоз. Еще задолго до того, как въехали в город, увидели и в полной мере осознали, какая беда пришла в лес. Нет и в помине привычных глазу умиротворяющих пейзажей, когда вдоль дороги густой вереницей тянутся сосны, чередуясь с березами, и будто приветствуют всех, кто проезжает мимо. Сейчас по обеим сторонам — поломанные, искореженные, вывернутые с корнем деревья. Это то, что видно с трассы. От мысли, сколько леса погублено внутри, становится не по себе.
В эти дни директора Калинковичского лесхоза Александра Демидко практически невозможно застать в кабинете. Сейчас его рабочее место, как и других руководителей учреждения, — на передовой, то есть там, где устраняют последствия урагана. Он заехал всего на несколько минут в лесхоз, чтобы рассказать о ситуации и вновь отправиться в лес.
— Повреждения лесного фонда очень серьезные. На нашей территории более 1,5 тыс. га требуют сплошных санитарных рубок и более 2 тыс. уборки захламленности, — отметил он. — К действиям по ликвидации последствий стихии приступили незамедлительно. Как только улеглась буря, наши люди откликнулись, вышли на работу. Было четкое понимание: если не мы, то кто? В первую очередь нужно было убрать с дорог поваленные деревья и дать возможность проехать спецтехнике.
Все последующие дни работники лесхоза трудились в тесном взаимодействии с районными властями, МЧС и другими службами. Важно было как можно быстрее расчистить от завалов линии электропередачи, чтобы энергетики могли устранить обрывы и восстановить энергоснабжение населенных пунктов.
Параллельно приступили к отводам и подготовке лесосек. Самым пострадавшим оказалось Горочичское лесничество, которым руководит Алексей Бетанов. Здесь необходимо провести сплошные санитарные рубки на территории около 500 га, предстоят большие объемы выборочных рубок и уборки захламленности.
Видели много буреломных лесосек
На особом контроле в эти дни — вопросы охраны труда. Начальник бюро ОТ Калинковичского лесхоза Мария Заренок должна была уйти в очередной отпуск, но, учитывая обстоятельства, отложила отдых до лучших времен.
— Очень важно, чтобы работники, занятые на буреломно-ветровальных участках, соблюдали все требования безопасности, использовали СИЗ. От этого зависят жизнь и здоровье людей. Мы регулярно бываем на лесосеках, контролируем ситуацию, — подчеркивает она.
С первых дней в интенсивном режиме работают вальщики леса Леонид Власенко и Вячеслав Мушковец. Они трудятся в паре более 10 лет. Сколько лесосек за их плечами, сосчитать невозможно. Есть большой опыт разработки и буреломных участков. Они выезжали на подмогу коллегам во все регионы Беларуси, где в последние годы были ураганы.
Мы застали напарников в квартале 72 Калинковичского лесничества, где намечена сплошная санитарная рубка. Они только приступили к работам: спиленного леса еще немного, зато поврежденного — стена.
— У нас четко отработана последовательность действий. Сначала срезаем опасные деревья и «обломыши», а вывернутые с корнем пока оставляем, чтобы не было завала. Потом постепенно убираем все остальное, — поясняет Леонид Власенко и демонстрирует наличие инструмента: бензопила, крюк, клинья — все есть, только работай.
Бросается в глаза, что на этом участке очень много наклоненных деревьев. Что следует учитывать при их валке?
— Нужно действовать осторожно. Я оставляю больший недопил, чем это было бы при вертикальном положении ствола. Тогда дерево упадет в ту сторону, куда нужно. По сути, разницей недопила я страхую свою жизнь, — со знанием дела рассказывает Леонид Аркадьевич и показывает уже срезанное дерево, прикидывая высоту недопила.
Мы замечаем, что на лесосеке стоят метки. Нам поясняют, что для безопасности буреломный участок разбит на пасеки — каждый из вальщиков, когда ведутся работы, должен находиться строго на своей территории, чтобы не попасть под дерево, сваленное напарником.
Необходимо отметить, что Леонид Власенко — не только высокопрофессиональный вальщик, но еще и общественный инспектор по охране труда. Он отличается неравнодушным отношением к делу, всегда следит за соблюдением правил, а если где-то видит нарушение, не пройдет мимо.
Одно дерево лежит, другое зависает
Вся многооперационная техника Калинковичского лесхоза сейчас в лесу. Задействована максимально эффективно. Первые партии буреломной древесины поступили на склад уже спустя несколько дней после урагана.
В том же лесничестве, но чуть дальше по трассе работает комплекс. Харвестером управляет машинист Илья Ребковец. Он также имеет опыт сплошных санитарных рубок после буреломов. Два года назад ездил в длительную командировку в Могилевскую область. В какой-то мере это стало для него боевым крещением.
— Там было много листвы и мелкого дуба. Это тяжело для техники, к тому же влажные почвы, одна глина. После дождей тонули в грязи, не могли вывезти древесину, — вспоминает Илья Ребковец. — Здесь гораздо проще работать. В основном сухие участки на возвышенностях. По сути, таких проблем, что невозможно забраться в глубь лесосеки, нет.
Зато есть другие трудности. Очень много заваленных деревьев, куда ни глянь — одно лежит на другом, а сверху нависает еще несколько не до конца упавших. Нужно знать, как правильно подъехать и снять все это, чтобы ничего не обрушилось.
Сколько в смену получается заготовить древесины? Илья Ребковец разводит руками: не угадаешь, зависит от сложности конкретного участка. Одно дело выпиливать наклоненные деревья, а совсем другое — разбирать завалы.
— Тот объем, что лежит у дороги, я заготовил за сегодня, — Илья показывает в сторону уложенных на штабеля сортиментов. — Там около 150 кубов, но смена еще не окончена.
Он возвращается к работе, а мы делаем несколько фото и удаляемся.
Без помощи не обойтись
В лесном хозяйстве принято поддерживать друг друга. Как уже упоминалось выше, работники Калинковичского лесхоза в прошлые годы ездили на буреломы в другие регионы. Сейчас помогают им. Со своей техникой прибыли группы из лесхозов Гродненского и Брестского ГПЛХО. Всем выделили буреломные участки для разработки и последующего лесовосстановления. В частности, Барановичскому лесхозу определили участок в самом пострадавшем Горочичском лесничестве. По словам главного лесничего Никиты Кузьмича, они еще на прошлой неделе произвели отводы, проверили объемы квадрокоптером, выписали лесорубочные билеты, затем приступили к разработке. Примечательно, что ураган, наделавший столько беды в Гомельской области, затронул и территорию Барановичского лесхоза, но значительных повреждений не принес.
— Один комплекс мы привезли в Калинковичи, а второй оставляем у себя, — отметил Никита Кузьмич.
Начали разработку своих участков и другие лесхозы, приехавшие на помощь. В общей сложности сейчас в Калинковичском лесхозе задействовано порядка 100 человек и около 20 комплексов техники из Гродненской и Брестской областей.
Разместились с комфортом
Где поселились приехавшие из других регионов работники? Как пояснила заместитель руководителя организации по идеологической работе Калинковичского лесхоза Ольга Алисейко, часть прибывших лесоводов разместилась в городе: кто-то в гостинице, кто-то на частных квартирах. Также лесхоз договорился, чтобы для расселения людей предоставили общежития учебных заведений, в которых пока нет студентов. Многим удобнее остановиться не в Калинковичах, а в тех населенных пунктах, возле которых находятся их участки. Все вопросы, связанные с расселением, решались индивидуально. У людей, командированных в Калинковичский лесхоз, есть все необходимое для отдыха и восстановления сил.
Светлана НАРЕЙКО
Фото автора