В Комаринском лесхозе, пожалуй, единственном в стране, руководящие позиции занимает женщина. И работает успешно
Представительница прекрасной половины человечества на руководящей должности в мужском коллективе — это всегда вызов. Яна Куприенко почти десятилетие трудится главным инженером в Комаринском лесхозе, что на Брагинщине, а с мая этого года еще и исполняет обязанности директора этого учреждения. Нагрузка большая, но Яна Владимировна справляется. В лесхозе за лето выросла выручка, зарплата стабильная и есть планы на будущее. О том, как выстроить работу в коллективе, чтобы получать максимальную отдачу от каждого труженика, корреспондент «БЛГ» узнавал у нашей героини, с которой встретился на ее рабочем месте.
Хотела стать учителем биологии
— Никогда не думала о лесном хозяйстве. В планах было поступление на биологический факультет, цель — диплом учителя биологии, — с этих воспоминаний начинает разговор Яна Куприенко. — Мой супруг тогда уже работал в деревообрабатывающем цеху Комаринского лесхоза. Он заметил, что экзамены на специальность учителя и инженера лесного хозяйства одинаковые, и правильно рассудил: вторая профессия более перспективная, особенно в нашем лесном крае. Поэтому в 2009 году, будучи студенткой заочного факультета лесного хозяйства ГГУ имени Ф. Скорины, пришла в Комаринское лесничество, где год проработала помощником лесничего. А еще через год перешла в производственный отдел лесхоза. Оказалось, по складу характера и образу мышления мне ближе переработка древесины, а не посадка леса. Интересны даже не сам фактор распила бревен, работы харвестера, запах опилок или звук линии «Лармет» (смеется), а производственная логистика. В любом деле мне важно понять ее полезность, можно ли улучшить процесс. И если присутствует финансовая составляющая, сделать ее максимально эффективной. Поэтому я не раздумывая сменила лесоводческое направление на промышленную деятельность.
Жизненно важно зарабатывать деньги
— Не обо мне надо писать материал, а об Александре Николаевиче Дегтярике, — улыбается Яна Владимировна. — Он сейчас директор в соседнем Хойникском лесхозе, на своей малой родине, но именно при его директорстве у нас произошла основная модернизация производства. Я тогда только начинала работать главным инженером и училась у него. Надо понимать, Комарин для меня — самый любимый, самый красивый, самый лучший горпоселок, но это все же глушь. У нас сегодня только одна дорога, чтобы приехать и уехать, а также увезти продукцию. До Гомеля — 150 км, а до Минска — все 450. Рядом Полесский радиационный заповедник. Большинство населенных пунктов — чернобыльские.
Промышленности в Брагинском районе почти нет. Поэтому наш лесхоз с численностью работников порядка 260 человек — солидная организация районного масштаба. Для сравнения: население Комарина — 1500 человек. Лесхозу жизненно важно было зарабатывать деньги. От этого зависело благосостояние многих семей. Нужен был толковый план развития, и он у нас нашелся. Постепенно, из года в год, шаг за шагом мы развивались. Сегодня Комаринский лесхоз имеет деревообрабатывающий цех, оснащенный линией по переработке мелкотоварной древесины, линией лесопиления, сушильными комплексами и камерой. Мы успели перевооружиться и выплатить кредиты до проблемных лет, связанных с западными санкциями. По такой же схеме прошло и обновление транспортного парка. Сейчас у нас есть все возможности работать на растущие рынки: как на внутренний, так и внешний.
Руководитель обязан быть маркетологом
— В данном случае слово «маркетолог» объединяет сразу несколько понятий. Здесь и менеджер по продажам, и специалист по изучению рынков, и по управлению персоналом. Например, в моем ежедневном рабочем графике сразу после планерки стоят торги на бирже. Надо самой добывать заказы. Иначе чем платить зарплату. Вы меня спросили, за счет чего выросла выручка за последние 2 месяца? За май показатель был 560 тыс. рублей, за июнь — 810 тыс., июль — 840 тыс. рублей.
Ответ вроде бы простой — увеличили объемы заготовки. Но не бездумно, не для отчетности. Четко под конъюнктуру рынка. На данный момент пошел спрос по приемлемой цене на круглый лес у белорусских переработчиков, мы реагируем на это день в день. Взяли заказ, срубили, продали. Живые деньги. Но чтобы их получить, надо сработать по всем законам рыночной экономики. Я, может быть, много говорю о деньгах. Но мы же здесь анализируем не самодеятельное искусство, а работу предприятия, имеющего более 200 человек. Они каждый день не на пикник приходят, а вкалывают — и желают получить за это достойную оплату.
Роль руководителя — не только настроить процесс лесовосстановления, лесопользования и производства древесной продукции, но и найти, куда ее выгодно сбыть, и тогда уже мотивировать работников рублем. Иначе коллектив разбежится. Как у автомобиля имеется двигатель для движения, так и у нас должна быть налаженная система выгодного сбыта. Или мы будем стоять на месте и «ржаветь».
Команда единомышленников
— Когда приезжают журналисты, самый главный вопрос: как вы руководите коллективом из лесорубов, водителей, а теперь и лесников? Суровые полесские мужчины вокруг! Наверное, умеете крепкое словцо вставить. Во всех агрегатах разбираетесь досконально? Разбираюсь. И в агрегатах, и в лесопользовании, и в крепких словах. Но это — не главное, — убеждена моя собеседница. — Не харвестеры, не нормативные акты и даже не мат управляют людьми, а нормальные рабочие и человеческие отношения. Заставитьто можно, а какая в итоге отдача? Поэтому надо мотивировать. Начнем с денег.
Еще с Александром Дегтяриком мы выстроили простую схему: больше сделал — больше получил. Это открытая система. Каждый может проверить. Оценить. И взять в работу. Такой подход проще применить к производственным работникам, по аналогии у нас выстроена система премирования лесничих, мастеров леса, лесников. Но для такого алгоритма нужны средства. Как их заработать, говорила выше.
Второй момент — личный. Нельзя унижать человека. Так со всеми соседями поссоришься, в итоге на лесосеку поедешь один. Здесь задача руководителя, как спортивного тренера, — сплотить команду и настроить ее на выполнение намеченных задач. Пока у нас это в лесхозе получается. Подобрался коллектив единомышленников, который четко понимает: по результатам труда и барыши — как моральные, так и материальные.
Привлечь молодежь
— Демография у нас, как я уже отмечала, не очень. Район чернобыльский. Лесхоз спасает то, что лесной фонд находится в допустимых диапазонах и проходит на любой экспорт. А вот молодые специалисты не горят желанием ехать на Брагинщину. Хотя мы здесь стараемся, зарплату предлагаем адекватную, помогаем с жильем. Все равно трудно. Молодые специалисты лесного хозяйства в этом плане сильно уступают врачам и учителям в чернобыльских районах. Им от государства выплачиваются солидные подъемные, а лесоводам — нет. А ведь это бы улучшило приток и закрепление новых кадров.
Но мы выстраиваем свою профориентацию, есть школьное лесничество, скоро откроется дошкольное. Молодежь нам нужна. Вот и младшего сына агитирую: он хочет стать спасателем, а я убеждаю, что лесоводом лучше. И в этом направлении нам надо двигаться опять же шаг за шагом. Именно такая стратегия поступательного достижения целей чаще всего приносит плоды. Приезжайте в Комарин. Особенно те, кого интересуют леса Полесья, здесь великолепное место.
В Комарине нескучно!
— Как я уже говорила, за последние годы у нас в лесхозе проведена серьезная модернизация. По промышленной части пока на несколько лет вопросы сняли, теперь надо вложиться в лесоразведение. Комаринский лесхоз — самый южный в стране, поэтому у нас есть некоторые проблемы с посадочным материалом. Здесь вегетативный период у растений наступает раньше всех, в итоге сеянцы приходится приобретать у единичных лесхозов.
Один из выходов — собственный питомник. Но до него пока далеко. На данный момент разговор о двух теплицах, на севере и на юге района. Одна уже работает, вторую введем осенью. Придется потратиться и на агрегаты для посадки прямолинейных рядов — это перспективное направление. К тому же лесовосстановление для нас более чем актуально, лесхоз серьезно пострадал в 2018—2019 годах от нашествия вершинного короеда.
В этом году объем посадок — 720 га и дополнений — 1450 га. Площади немалые. Работы очень много. На фоне этого каждый выходной кажется целым отпуском. Сейчас наступает моя любимая пора — грибная. Не нужен нам берег турецкий, лучше пару ведер грибов (смеется). У нас семейные грибные туры, благо места великолепные. Вот так и живем в Комарине — нескучно и дружно!
Станислав ГАЛКОВСКИЙ
Фото автора