Лесничий Игналинского лесничества Верхнедвинского лесхоза, работающий в отрасли уже более 50 лет, сохраняет любовь к лесу
и верность профессии
Петр Петренко пришел работать в лесное хозяйство в 1970 году. А с 1986-го и по сей день трудится лесничим Игналинского лесничества Верхнедвинского лесхоза. Оглядываясь на прошлые годы с высоты своего опыта, Петр Иванович с улыбкой замечает: «Вся жизнь прошла на работе». Но нисколечко не жалеет о своем выборе. Даже в сложные времена он находил верные решения, помогающие лесничеству развиваться, защищая и приумножая лесные богатства. И сегодня все с тем же воодушевлением продолжает этот путь ради зеленого будущего следующих поколений.
Повороты судьбы
Петр Петренко родился и вырос в Наровлянском районе, до восьмого класса ходил в школу в родной деревне Довляды (выселена после катастрофы на Чернобыльской АЭС), а в девятом учился уже в Дерновичах, в 20 км от дома. Сегодня это заброшенная деревня в зоне отчуждения, но тогда в ней кипела жизнь. А в местной школе ребята получали достойное образование, считай, путевку в жизнь. Уже после, чтобы постичь азы лесной профессии, Петр Иванович решился преодолеть еще большее расстояние и поехал учиться в Архангельскую область, где в 1966-м поступил в Обозерское ГПТУ № 20.
— До этого я, человек деревенский, и поездов ни разу не видел, — признается Петр Петренко. — В Архангельской области отучился, получил аттестат лесовода. В 1968 году пошел в армию.
После службы Петр Иванович вернулся в родные Довляды и вскоре по совету родственников устроился рабочим в Дерновское лесничество Наровлянского (сегодня спецлесхоз) лесхоза, но уже через месяц стал лесником, а после мастером леса. В 1974-м без отрыва от трудовой деятельности поступил на заочное обучение в Полоцкий лесной техникум. Тяга к знаниям и самосовершенствованию у нашего героя была всегда.
— И работать было хорошо, и развитие было. Лесная профессия мне сразу пришлась по душе, — признается Петр Иванович. — В Дерновичах мой мастерский участок был интересен еще и тем, что на протяжении почти 20 км граничил с Украиной. Однако транспортную связь наладили так, что в город Припять попасть можно было до 5 раз на день и 4 раза в Киев на теплоходе «Ракета». Жизнь была настолько хороша, что, казалось, ничего больше и не надо. Работа прекрасная, люди — тоже. Мы с супругой дом построили, у нас родилось двое детей. Живи и радуйся! Пока в апреле 1986 года не сказали, что взорвалась какая-то станция. Честно говоря, в ту минуту я даже и не подумал, что что-то серьезное. Но вскоре стали известны подробности, пришло осознание, и с того дня началась совсем другая жизнь…
В родной деревне нашего героя и близлежащих населенных пунктах прошла эвакуация. Семью Петра Петренко вывезли за 130 км от дома. Как он сам вспоминает, уезжая, люди оставляли все. Думали, едут ненадолго. Многие не верили в угрозу радиации. Некоторые даже прятались, чтобы не покидать свои дома и нажитое. Но милиция все равно отправляла на выселение.
Несмотря на сложившуюся ситуацию, свою работу в Дерновском лесничестве Петр Иванович не бросал до последнего. Хотя тогда царила полнейшая неразбериха.
— До середины августа мы жили и не знали, что будет дальше, — вспоминает Петр Петренко. — Все спрашивали у директора лесхоза, что будем делать. А он: «Завтра узнаем». И так три месяца. Пока в один день не сказали искать, кто куда будет переезжать…
После черной полосы всегда наступает белая
То время после взрыва на ЧАЭС Петр Иванович вспоминает с тяжестью на сердце и говорит, что и врагу не пожелал бы подобное пережить. Но после черной полосы всегда наступает белая. Так и нашего героя вскоре ждали счастливые перемены.
Новое место жительства и работу он искал подальше от дома. Выбор пал на Витебскую область, где предложили должности по профессии сразу в трех лесхозах. Первым делом Петр Петренко поехал знакомиться с Верхнедвинском. И красивый город сразу покорил его своей праздничной атмосферой.
— Так совпало, что когда я приехал знакомиться с Верхнедвинским лесхозом, в городе был праздник — 600 лет со дня его основания. Директор лесхоза все мне показал, рассказал. И я подумал: работа хорошая, город красивый, да и детей надо в школу отдавать, поэтому решились сюда переезжать, — вспоминает Петр Иванович.
С 1986 года наш герой начал новую главу в своей жизни уже в должности главного лесничего Игналинского лесничества, кем работает и по сей день.
Если Дерновское лесничество в Наровлянском (ныне специальном) лесхозе граничит только с Украиной, Игналинское соседствует и с Латвией, и с Россией. В здешних краях есть даже мемориал «Курган Дружбы», расположенный как раз у стыка границ Беларуси, Латвии и России. А от него простираются три аллеи: наша, белорусская, — березовая, российская — кленово-липовая и латвийская — из ясеня. Привыкшие соседствовать с разными странами, разными людьми, жители Верхнедвинского района отличаются особым радушием и гостеприимством. Отдельных комплиментов достойны и здешняя природа, бескрайние леса.
То, что за зеленым богатством здесь ухаживают и стараются его приумножить, видно уже с первого знакомства с Игналинским лесничеством. На небольшой территории у административного здания гостей встречают роскошные туи, можжевельник, лиственница, сосна Веймутова, кедр, орех маньчжурский, акация. Большую часть семян и саженцев всех этих растений когда-то привез и посадил сам Петр Петренко. Под его руководством лесничество вносит огромный вклад на протяжении долгих лет и в лесовосстановление, и в повышение лесистости.
— К примеру, сейчас сажаем лес на переданных лесничеству сельскохозяйственных землях, на 1 га до 5 тыс. штук посадочного материала. На 200 га уже провели посадки, — рассказывает Петр Иванович. — Всего в лесничестве сегодня 15 тыс. га леса. Расчетная лесосека — 12 тыс. га. Рубок главного пользования у нас нет, только двухприемные (вырубается первый ярус деревьев, а второй остается для дальнейшего роста). Проводим уходы за культурами, прочистки, прореживания, санитарные рубки, уборку от захламленности, охранные, а также оздоровительные мероприятия, чтобы не допустить распространения насекомых-вредителей в лесу.
Причем со всеми этими и многими другими задачами справляется совсем небольшой коллектив. В команде лесничего трудятся его помощник, мастер леса, водитель автомобиля на подвозке, два тракториста (из них один — на трелевке, другой — на вывозке древесины), 4 вальщика, 4 лесника, бухгалтер, лесоруб и уборщик. Конечно, как и для подавляющего большинства лесничеств, расположенных в отдаленных от города населенных пунктах, для Игналинского актуальна проблема кадрового голода. В самой деревне Игналино и деревнях-соседках людей очень мало. Все стремятся жить в городе.
Свою команду профессионалов, остающихся преданными лесному делу и лесничеству, Петр Иванович ценит. Знает характер каждого, умеет находить подход, взаимопонимание. А главное — своим примером влюбить в работу. Кстати, глядя на отца, связал свою жизнь с лесной отраслью больше 20 лет назад сын Петра Петренко. Несмотря на соблазны больших городов, где и возможностей больше, и удобств, он остался в Игналино, чтобы помогать отцу, и сейчас трудится помощником лесничего.
— Я для сына опора, а он для меня даже больше чем опора. Если в чем-то нужен совет, он всегда подскажет. Порой удивляюсь, насколько же он оказывается прав, — с гордостью признается Петр Иванович.
Необычное соседство и единение с природой
Для тех, кто мечтает увидеть лосей, ланей, оленей и других копытных в естественной среде обитания, лучше места, чем леса Игналинского лесничества и прилегающие к нему луга и поля, не найти. Такому скоплению животных позавидуют даже диснеевские принцессы, созывающие лесной народ своими песнями. В Игналино зверушек звать не надо, они не прочь заглянуть в гости и без приглашения.
— Для вас это наверняка интересно. А я этих лесных жителей по пути на работу каждый день встречаю. Даже около конторы лесничества ходят. Летом, чтобы сохранить какой-то урожай, надо, чтобы шумный трактор в течение дня трудился или музыка играла. Радио у нас сутками работает в летнее время. Если не работает с вечера, наутро все будет объедено, — рассказывает лесничий. — Когда я сюда только приехал, лесные культуры в возрасте до 10 лет были съедены лосями сплошняком. Тогда за один год списал 86 га сосны, один класс возраста, считайте, пропал. А все потому, что до 1996 года на территории лесничества был республиканский заказник. Это и сейчас сказывается. Вырастить культуры очень непросто. Да и в лесу нет подроста сосны вообще.
Но Петр Иванович не отчаивается, а во всем умеет находить и положительные стороны. С большим воодушевление рассказывает о местных лесах, интересных повадках и особенностях их жителей, высокогорьях и крутых склонах, болотах, клюквенниках, богатом урожае грибов, черники. В свое время с женой даже соревновался, кто больше соберет дикоросов. Да и ежедневный труд в лесничестве Петру Петренко не наскучил за все эти годы. Он называет свою работу делом всей жизни, не жалея об отданных отрасли десятилетиях. За плечами — многочисленные награды за заслуги и достижения. Но особенно приятно, как замечает сам лесничий, воочию видеть результаты своих трудов.
— Очень интересно наблюдать, как спустя годы изменилось то или иное место благодаря приложенным усилиям. Где было голое поле, сейчас смотришь: лес растет, — говорит лесничий.
Молодым специалистам он советует делать заметки, больше записывать и фотографировать, чтобы, периодически возвращаясь к былому, видеть прогресс нагляднее и тем самым иметь мотивацию.
— Не знаю, кем бы я был, если бы не сделал когда-то выбор в пользу лесной отрасли, если бы принял другое решение, — рассуждает наши герой. Он убежден: — В лесное хозяйство надо идти с охотой. При этом понимая, что труд нелегкий. Но если работа тебе нравится, все будет получаться. Так сложилось и у меня.
Юлия ХОЛОДИНСКАЯ
Фото автора