В Лепельском лесхозе полным ходом идет разработка недавних буреломов
Перед коллективом этого лесохозяйственного учреждения стоит четкая задача — завершить работы в установленные сроки, а также извлечь в сложившихся обстоятельствах максимальную экономическую выгоду. Но добиться этого можно лишь при условии верно выбранных стратегии и тактики действий. Очевидно, что руководство лесхоза с ними уже определилось.
По мнению директора Лепельского лесхоза Андрея Бородича, залог эффективности видится им в возможности оценить имеющуюся картину в целом — как в моменте, так и в динамике, своевременном анализе деталей и прогнозировании для грамотного распределения трудовых ресурсов и времени.
Кроме того, для ряда работников лесхоза разработка ветровальных лесосек не в новинку, ведь ранее им не единожды доводилось помогать коллегам из других лесхозов устранять последствия разгула стихии. Оттого и глубокое понимание ситуации у людей, их готовность и стремление на всех этапах мобилизоваться и трудиться с полной отдачей.
Все идет ритмично
— После проведения обследования гослесфонда объем сплошных санитарных рубок составил 458,2 га, — отмечает главный лесничий Андрей Старинский. — Больше всего пострадали три лесничества — Краснолукское, Слободское, Стайское, а также окраина Волосовичского. Работа предстоит серьезная для всех без исключения.
В лесхозе на устранении последствий непогоды задействованы вся многооперационная техника, порядка 150 человек на различных этапах проводимых работ. На помощь лесхозу пришли коллеги из Бегомльского и Ушачского лесхозов. Аврального режима не предполагают, все идет ритмично, без перегрузок.
По словам Андрея Викторовича, с учетом оперативного обследования и уже имеющегося опыта пострадавшие площади предварительно «отсортировали» на участки, к разработке которых следует приступать незамедлительно, а также те, где можно работать уже на следующем этапе.
Так, в первую очередь вошли лесосеки, к которым в период предстоящей осенней распутицы будет сложнее добраться. Как правило, это лиственные переувлажненные участки. После примутся за сосновые и суходольные. Такие можно разработать в менее благоприятных погодных условиях, так как их доступность существенно не изменится.
Справедливости ради стоит отметить, что и сегодня августовская погода не особо балует наших тружеников. Палящий зной быстро сменяется непродолжительным, но обильным дождем. Да и ветер нетнет да и напомнит о себе. Например, минувшая пятница принесла немало беспокойства лепельчанам. Чувствовались серьезные порывы ветра, но, к счастью, все обошлось.
— Непросто было сразу выстроить логистику: куда ехать и откуда начинать, — рассказывает главный лесничий о первых трудностях. — Масштабы и география бурелома были непонятны, так как грозовой фронт шел довольно широко. Множество проездов и дорог было завалено. Поэтому первоочередная задача стояла — убрать поваленные деревья и получить доступ в лес для оперативной оценки ситуации и масштабов предстоящей работы. Но первый выезд был на трассу М3, где наиболее интенсивный трафик, чтобы помочь избежать заторов.
Кстати, Лепельский лесхоз почти сразу же в социальных сетях и через сельсоветы обратился к населению с целью систематизировать и упорядочить стремительно растущие заявки людей на уборку поваленных деревьев. Сразу организовали горячую линию для тех, кто мог быть заблокирован буреломом в лесу или на дорогах. И такая инициатива не оказалась напрасной…
Благодаря оперативному реагированию
К чести работников лесхоза, из буреломного плена — спасибо им! — была вызволена семья туристов, отдыхавших на озере Люсеницы. Именно там буря застала родителей с детьми.
— Звонки от растерянных местных жителей поступали в лесничество один за другим, — вспоминает лесничий Заозерского лесничества Виталий Курусенок. — Тут на связь вышел главный лесничий и обозначил, что нужно помочь выбраться людям, застрявшим на озере. Мы сразу же всем составом ринулись к заваленной дороге. Порядка трех часов прорезали путь, почти до одиннадцати вечера. Уже под светом фар освобождали последние метры. Сказать, что туристы были напуганы, ничего не сказать! Спасая свой автомобиль, загнали его в озеро, чтобы не попал под падающие деревья. Сами же прятались в палатке…
— С первых минут прошедшего бурелома наши работники тут же откликнулись, проявили стойкость, — признается Андрей Старинский. — Было четкое понимание: надо — значит, надо! Отработали на отлично. Молодцы, надо отдать должное каждому, кто не считался со временем и усталостью.
И такая атмосфера понимания и личной сопричастности к общему делу здорово помогает. Трудятся без выходных. Каждый день — кропотливая и физически напряженная работа. Сначала по сбору информации, теперь по ее обработке и детализации. Все это важные и неотъемлемые ступени на пути к преодолению последствий пронесшейся стихии.
Как отмечает Андрей Викторович, заготовка, вывозка и переработка идут ритмично, главное, сохранить этот темп, а по возможности усилить. Скоро осень. И условия будут еще сложнее. Когда за шиворот дождь капает, совсем не та производительность, труженики леса это хорошо понимают.
Каков бурелом по характеру, среди прочих своих коллег знает Владислав Кострицкий. В эти дни он работает на МЛХ46, можно сказать, в гуще событий.
— Картина знакомая и печальная, — признается он. — Помогая соседям в разработке ветровалов в Богушевском или Верхнедвинском лесхозах, было жалко лес, но здесь, в родном лесхозе, особенно. Поэтому на своем участке работы стараюсь быть максимально эффективным и делать все, что от меня зависит, чтобы пострадавшая древесина послужила на благо экономики лесхоза. Ведь в оперативной разработке ряда буреломных участков есть важная производственная составляющая: сырье, на которое есть спрос, считай, с лету должно отправляться в переработку. Так и поставлена работа. Первые партии буреломной древесины уже пилятся в цехе.
При этом у него есть четкое понимание, что это все командная работа.
— Одно за другое цепляется, как звенья в цепи, — поясняет принцип работы Владислав Кострицкий. — Кстати, даже от качества заточки цепи немало зависит. Поэтому и доверяют такую работу настоящим мастерам. Кроме того, участки всегда предварительно оцениваются по объему и сложности. Что тоже большое дело. С напарником, когда на лесном участке раскладываем сортименты, учитываем, кто идет за нами. Если мы правильно разложили, то на следующем этапе работа коллег будет проще и оперативнее. Чувствуется, что нагрузка увеличилась. На промежуточных рубках в месяц производим порядка 1400 кубов своим экипажем. В обычном режиме в смену — 50—70, сейчас на сплошных — по 100—150 кубов. Все стараются, понимают, что каждый час на счету.
Тема охраны труда всегда на контроле, а при работе на ветровалах — особенно. Условия сложные. Бдительность крайне важна. Обновление аптечек и огнетушителей — все четко и вовремя. Кроме организации труда, важен режим отдыха и питания. Данный вопрос также в поле зрения руководства.
По словам Андрея Старинского, работой в привычном штатном режиме нынешние будни лесхоза не назовешь с учетом объемов и темпов. Тем не менее мастера лесничеств и лесопункта «заточены» на работу, понимают сложившуюся ситуацию. Излишней нервозности по учету древесины нет. Разумеется, все нужно подсчитать, лесосек, расположенных рядышком, много, и у каждой должен быть свой промсклад.
— Пожарный сезон в силе, — подчеркивает главный лесничий. — Все наготове, дежурим, отслеживаем ситуацию. За сохранностью древесины также организован контроль. В определенном смысле помогают третий класс пожарной опасности и введенные ограничения на посещение лесов.
В лесхозе прекрасно понимают, что с учетом разработки бурелома не должны просесть другие направления в работе, особенно текущего сезона: рубки ухода в молодняках, переводы в покрытую лесом площадь и прочие знаковые направления. И чтобы ничего не упустить, важно рационально распорядиться имеющимися ресурсами и временем. Этот подход — ключевой!
Мария УСОВА
Фото Натальи ДАНИЛЕВИЧ