В Крупском лесхозе знают, как рационально выстраивать производственный процесс
Крупский лесхоз — одно из самых стабильно работающих предприятий в отрасли. Здесь эффективно проводят лесовосстановление, реализуют комплекс мероприятий по охране природных богатств. Который год подряд трудовой коллектив обеспечивает высокие показатели по заготовке и реализации древесины, получению прибыли. В чем залог успешной работы — в сегодняшнем материале «БЛГ».
Директор Крупского лесхоза Николай УСЕНЯ отметил, что лесхоз — один из крупнейших в республике:
— С 1 февраля путем реорганизации к нам присоединился Новокрупский лесхоз. Сегодня площадь составляет 125 тыс. га. Покрытая лесом территория — 111 тыс. га. У нас внушительная расчетная лесосека по главному пользованию, проводятся в необходимых объемах прочие рубки.
Сегодня в Крупском лесхозе трудится более 500 человек. В состав предприятия входят 13 лесничеств, лесопункт, цех деревообработки, производственномастерский участок, лесопитомник, лесоохотничье хозяйство. Имеется собственный пункт отгрузки древесины. Покупателям отправляют продукцию как по железной дороге, так и автотранспортом.
— Николай Владимирович, какие меры позволяют в нынешних условиях работать без убытков и иметь прибыль?
— Сейчас ситуация на рынке складывается так, что мы не можем диктовать условия, регулировать цены и какимто образом влиять на них. Чтобы получать прибыль, нужно идти другим путем: обеспечивать качество, экономить, снижать издержки, рационально выстраивать производственный процесс. Есть и другие слагаемые успеха, каждый из которых в отдельности не кажется значимым, но в сумме они приносят ощутимый результат.
Наша продукция отгружается ритмично. Мы работаем со всеми дружественными странами: продаем пиломатериалы и изделия из древесины. Слово «санкции» я не употребляю давно. Говорить о том, как плохо стало работать и жить после того, как закрылись рынки сбыта, можно бесконечно. Но что от этого изменится? Нужно предпринимать действия с учетом экономической ситуации, чтобы были работа, загрузка и покупатели.
— Каковы объемы лесозаготовки? И что на деле означает рационально выстраивать производственный процесс?
— Лесоматериал, который мы заготавливаем на лесосеке, — отправная точка для получения качественной продукции. А качество в нашем деле имеет первостепенное значение. Осуществляя разработку лесосек, у нас получают максимально качественные сортименты, пригодные для дальнейшей отгрузки.
Заготовленную продукцию необходимо вывезти на промсклад, грамотно рассортировать, чтобы четко понимать, что имеем на выходе и по какой цене это будем продавать. Мы уже давно организуем склады по принципу: отсортировали, положили на хранение так, чтобы забрать древесину можно было в любое время года, но при этом до отгрузки ее не приходилось перемещать. Перетрелевка даже небольшой части продукции несет издержки: нужно привлекать людей и технику, оплачивать труд, расходовать топливо. Это отражается на себестоимости. При наших объемах (250—280 тыс. кубометров в год) такой подход дает ощутимый результат. В денежном выражении мы экономим тысячи рублей.
— Вы больше зарабатываете на круглых лесоматериалах или пилопродукции?
— Сейчас около 50 % от общего объема выручки приходится на круглые лесоматериалы (древесина хвойных и лиственных пород), вторую половину приносит реализация пилопродукции.
Долгое время Крупский лесхоз не занимался переработкой древесины, продавал исключительно круглый лес. В 2022 году мы ввели в эксплуатацию деревообрабатывающий цех, построив его в рекордно короткие сроки за собственные средства. Он представляет собой комплекс, оснащенный современным оборудованием. Есть автоматизированная линия лесопиления, сушильные камеры, автономная котельная, бытовые и складские помещения. Сегодня у нас хорошая загрузка, цех работает в круглосуточном режиме как в будни, так и в выходные. За 9 месяцев переработано 52 тыс. кубометров круглого леса, получено 18 тыс. кубометров пиломатериалов.
Цех мы строили не только для того, чтобы заниматься лесопилением. Задались целью производить конечный продукт — европоддоны, которые пользовались огромным спросом на европейских рынках. Для этого установили отдельную линию по их производству. В прошлом году изготовили 366 тыс. европоддонов, что на 70 % составило объем выручки от реализации по цеху. Когда поняли, что больше не сможем поставлять их в Европу, вовремя переориентировались, нашли покупателей в Беларуси и России. Сегодня у нас в больших количествах данный вид продукции приобретают наши строительные организации, предприятия пищевой промышленности. В этом году объемы по поддонам будут чуть меньшими, однако мы все равно в выигрыше: производя их, пускаем в ход боковую доску и зарабатываем на этом деньги.
— Какую выручку имеете?
— С начала года от всех видов деятельности удалось выручить более 14 млн рублей. Прибыль лесхоза за 9 месяцев составила 3 млн рублей, из них чистая прибыль — 927 тыс. рублей. Заработанные деньги мы расходуем разумно, много вкладываем в развитие производства и приобретение новой техники.
— Как много техники приобретаете?
— В последние годы мы неплохо обновились. Особенно это касается техники, которая используется на заготовке и вывозке леса. Недавно приобрели в лизинг харвестеры (две единицы). Прежде чем чтото закупить, оцениваем со всех позиций: насколько это нам необходимо, какой принесет эффект, как быстро окупится. Лишней техники, которая приобретена бездумно и не используется по назначению, себе не позволяем. Сейчас как никогда важно, чтобы в любых вложениях присутствовал здравый смысл, чтобы каждая приобретенная вещь, каждый механизм — все давало отдачу.
— Как взаимодействуете с покупателями?
— Мало изготовить качественную продукцию, нужно еще представить ее в выгодном свете, заинтересовать покупателя, убедить его отдать предпочтение именно нашим древесине, пиломатериалам или конечным изделиям. У нас каждый руководитель структурного подразделения заинтересован в реализации произведенной продукции, все они плотно взаимодействуют с покупателями. Мы прикладываем максимум усилий, чтобы они были удовлетворены не только качеством, но и сроками выполнения договора, доставкой. Если покупателя, который приобрел в лесхозе древесину, все устроило, в следующий раз он обратится вновь и порекомендует нас комуто. Так и нарабатывается клиентская база.
Мы ценим каждого покупателя, однако не делаем ставку на одногодвух, даже если они заказывают большими объемами. Покупателей у нас много как круглых лесоматериалов, так и пиломатериалов. Это своеобразная подстраховка. Перестанет работать один — останутся другие.
— Николай Владимирович, вы говорили о том, что грамотно организованный промсклад помогает уменьшать затраты. А что еще у вас практикуется для снижения издержек?
— Очень важно правильно выстраивать логистику. Даже на таком простом уровне, когда главный инженер с диспетчером распределяют технику для перевозки древесины в цех, покупателям либо на отгрузку железнодорожными вагонами. Как правило, вся информация уже есть накануне вечером. Это позволяет грамотно спланировать маршруты, исключить холостые пробеги. Такой подход, учитывая большой объем перевозимой древесины, позволяет экономить.
— Какими побочными видами деятельности занимаетесь?
— Лесхоз заготавливает мед (у нас 130 пчелосемей), реализует его населению. Больших денег не получаем, но это традиционный для нас вид деятельности, отказываться от него не намерены. Также продаем посадочный материал из собственного питомника, изготавливаем метлы, банные веники, которые находят своего покупателя. Одним словом, занимаемся всем, что приносит деньги в кассу лесхоза.
— Каковы заработки в лесхозе?
— Средняя заработная плата за 9 месяцев текущего года составила 1694 рубля. Вальщики леса зарабатывают в среднем 1879, в деревообрабатывающем цехе — около 2050 рублей. По итогам 9 месяцев рост зарплаты к уровню прошлого года составил 108 %.
— Актуальна ли такая проблема, как нехватка кадров?
— В целом мы обеспечены кадрами, за исключением нескольких вакансий лесников и мастеров леса. Вакансии мастеров леса образовались вследствие ухода молодых специалистов на службу в Вооруженные Силы. Трудовые отношения строим так, чтобы люди, устроившись в лесхоз, задерживались и не покидали предприятие в поисках более высокооплачиваемых мест. Мы предоставляем работу, создаем безопасные и комфортные условия труда, а взамен требуем качественно выполнять обязанности, соблюдать распорядок. Здесь дорожат каждым сотрудником, мы не можем себе позволить размениваться людьми. Фразы «не нравится — уходи» нет ни в моем лексиконе, ни у руководителей подразделений. Боремся за каждого, кто работает с высокой степенью самоотдачи и приносит пользу предприятию.
— Как обстоит дело с жильем для работников?
— У нас неплохой жилфонд. Имеются 14 домов и квартир для сотрудников. В этом году завершаем долевое строительство еще4 квартир в жилом доме в Крупках. Всех, кто приезжает на работу, без проблем обеспечиваем жильем.
Как я уже говорил, у нас большая по площади территория. Разбросанность лесничеств может достигать 60—70 км, если брать крайние точки. Не все живут там, где работают (многие наши лесничества располагаются в деревнях, там практически нет инфраструктуры). Сегодня проще заселить молодого лесничего, приехавшего по распределению, в благоустроенную квартиру в Крупках, где есть условия (можно создавать семью, имеется детский сад для ребенка). У нас организован подвоз людей к местам работы. Мы, я повторюсь, хотим, чтобы люди у нас задерживались, потому что кадровый потенциал — важнейшее условие для эффективной работы предприятия. Можно приобрести сколько угодно современных машин и механизмов, облегчающих труд. Но если не будет специалистов, которые знают свое дело и выполняют обязанности качественно, всей душой переживая за производственный процесс, мы не сможем стабильно функционировать. Наши люди — самая главная ценность.
Светлана НАРЕЙКО
Фото Евгения КОЛЧЕВА