Возглавлять Министерство лесного хозяйства Валентину Павловичу Зорину пришлось в первые, наиболее трудные, годы становления государственности Беларуси. Тогда руководителям страны, в том числе и министру лесной отрасли, приходилось брать на себя ответственность, постоянно внедряя в жизнь все новое и передовое. И в конечном итоге результат налицо. Многое из того положи­тельного, без чего нельзя себе представить нынешнее лесное хозяйство страны, было заложено в тот период. О своей жизни и деятельности на службе белорусскому лесу нашему коррес­понденту рассказал Валентин Павлович накануне своего 75­летия. 

Самостоятельность 

Это важное качество для любого человека, а тем более мужчины и руководителя — не только проявление наследственности, но и результат воспитания с раннего детства. Валентин Павлович в шесть лет остался без родителей — чрезмерно опекать его было некому. Но и без родственной заботы он не остался. Взрослел, чувствуя постоянное внимание со стороны родного дедушки, который тоже был один. Пожилой деревенский человек воспитывал внука без затей, но с любовью и свойственной ему народной мудростью, требующей от подрастающего парнишки посильного участия в трудах взрослых и, конечно же, хорошей учебы в школе.  

К примеру, на колхозном поле, где простейшим деревянным агрегатом обрабатывали посевы кукурузы, тогдашние мальчишки водили коней, чтобы те и по борозде шли ровно, и не скусывали на ходу ростки полезного растения. Естественно, домашнее задание приходилось всегда делать самому, не прибегая к чьей­то помощи. Точно так он выбрал свою профессию — и после окончания восьмого класса отвез документы и поступил в Полоцкий лесной техникум. Коротко поведал Валентин Павлович о том далеком важном для него событии: 

Меня с детства притягивало железо — хотел работать с тех­никой, что одобрял и дед, но опоз­дал подать документы в Боб­руйский автотранспортный тех­ни­кум. Врач, который лечил меня от воспаления легких, советовал работать на свежем воздухе — стать лесником. Воз­ле нашей де­ревни Усово, в трех километрах от Копыля, со­вер­шен­но не было леса, и о лесных профессиях я почти ничего не знал. И тут как раз попалось объявле­ние в «Знамени юности» о наборе учащихся в лесной техникум… Так я и связал свою жизнь с лесом. 

Первые успехи 

На четвертом курсе на преддипломную практику выпускник попал в лесничество Любанского лесхоза, где на тот момент не было ни лесничего, ни его помощника. Он не растерялся — активно включился в деятельность лесных работников. Тогда и проявились организаторские и хозяйские задатки молодого человека, уже накопившего багаж профессиональных знаний. Сажали сосну, и местные жители предрекали, что саженцы опять погибнут. Их нежные корешки быстро съедал хрущ майский, в чем убедился руководитель работ, сразу найдя выход. Обратился в совхоз и получил порядочную порцию дуста, как в ту пору называли в народе инсектицидный препарат со сложным химическим названием. Теперь он запрещен к применению, а тогда с его помощью успешно боролись с вредными насекомыми. Корневую систему саженцев перед посадкой стали обмакивать в смесь, содержащую дуст. Интересно, что уже в то время посадку осуществляли с помощью машины, не слишком совершенной, но позволявшей обеспечивать высокую приживаемость культур. Когда «целебного» раствора не хватило на небольшой участок из засаженных 120 гектаров, сосенки на них погибли. 

Материалов для диплома молодой специалист накопил достаточно и успешно защитил его перед комиссией, которую возглавлял будущий ректор технологического института Владимир Романов. Распределился на место своей практики на должность помощника лесничего. Тогда много отпускали леса на корню — деловую сосну для строительства. Он с увлечением работал в лесу, жил на квартире. 

— Остались в памяти приятные, доброжелательные люди, — сказал Валентин Павлович. 

В том же году его призвали в армию. 

Семья — лучшая опора для делового человека 

Через два года после демобилизации он снова — помощник лесничего, но уже в тогдашнем Янушковичском лесничестве Логойского лесхоза, вскоре — в Юрковичском. Женился. С Тамарой Борисовной вместе учился в техникуме. Она — бухгалтер. Вскоре родился старший сын. Все хорошо, но постарел дедушка… В лесхозе его отпускать не хотели. У партийного человека есть и еще руководство. Первый секретарь райкома выслушал, сказал: «Такого деда внук должен доглядеть!» 

Копыльский лесхоз тогда только создавался. В нем в течение трех лет по­настоящему и сформировался лесной специалист на ответственной должности начальника цеха ширпотреба, у которого главной производственной мощностью была лесопилка. За это время он успел построить в Копыльском лесничестве два ведомственных дома. В один, где поселились сами, забрали и деда. Он был окружен заботой родных. 

— Спасибо жене… — многое слышится за этими короткими словами Валентина Павловича. 

Переезды с места на место, воспитание двоих сыновей, подсобное хозяйство, без которого в то время нельзя было представить нормальную жизнь в сельс­кой местности, — все это нелегким грузом легло на плечи Тамары
Борисовны. А она еще и работала на разных должностях, а когда жизнь их семьи стала стабильнее, 15 лет трудилась ведущим инженером лесных территорий и природных ресурсов Министерства обороны Республики Беларусь. 

Тогда активно вводили хозрасчет — руководители разных ведомств налаживали взаимовыгодные контакты. Брикетному заводу нужны были шпалы для узкоколейки — цену давали хорошую. Валентин Павлович все подсчитал — выгодно, но нет брусовочного станка. Обратился к рабочим. Те, хорошо владеющие топорами, согласились заготовить шпалы вручную. После расчета готовы были на такие заказы и дальше. Начальник получил от директора лесхоза премию — 30 рублей, неплохие деньги в ту пору, когда у лесника был оклад только в два раза больше. 

Лесничим Коловского лесничества оставил Валентин Павлович трудовую деятельность на малой родине. Здесь он не только напряженно работал, но и заочно окончил Белорусский технологический институт. И вдалеке от больших городов не остался незамеченным специалист, хорошо зарекомендовавший себя. Лесничему предложили должность начальника Дретунского военного лесхоза, территория которого «затерялась» в лесных массивах севера Витебской области. Здесь он тоже сделал многое за два с половиной года, но не смог отказаться, когда родное лесное ведомство предложило ему возглавить Пуховичский лесхоз. К тому же подрастали сыновья, для которых поблизости не было даже средней школы. 

После перестройки…
созидание 

В 1985 году директора Пуховичского лесхоза Валентина Зорина перевели на должность заместителя министра лесного хозяйства Белорусской ССР. Пресловутая перестройка тяжело далась народу большой страны, которая быстро превратилась в бывшую. Нелегко приходилось и руководству лесного хозяйства республики, но оно смогло сохранить все лучшее, что оставили предшественники. Постепенно, несмотря на многочисленные препятствия, на имеющейся крепкой основе происходили упорядочивание, пополнение и разумное использование лесных богатств в соответствии с современными требованиями. Валентин Зорин возглавлял Министерство лесного хозяйства с 1994 по 2001 год. Он постарался перечислить основное, что было создано в этот период: 

— Над чем­то мы начинали работать раньше, когда министром был Георгий Андреевич Марковский, что­то предлагали позд­нее. В результате в 1995 году создали унитарное предприятие «БЕЛЛЕСЭКС­ПОРТ», потому что уже было не обойтись без централизованной продажи лесных товаров за рубеж. До этого опробовали поставки через экспортеров сельхозпродукции, но такое сотрудничество нас не удовлетворило. Получили заем Всемирного банка для лесного хозяйства около 41 млн долларов, что позволило в короткие сроки значительно обновить многие технологические процессы. Например, лесхозы стали получать трелевочные тележки с манипулятором белорусского производства. По моему предложению начали работы по созданию Респуб­ликанского лесного селекционно­семеноводческого центра. В 2001 году заработал Республиканский центр повышения квалификации руководящих работников и специалистов лесного хозяйства. Не могу не отметить, что в его создание вложил душу мой заместитель Валерий Васильевич Герасименок. Тогда же был построен дом в Минске для работников Министерства лесного хозяйства, «Белгипролеса», «Белгослеса» и Минского лесхоза. Всерьез взялись за предотвращение лесных пожаров. Было основано предприятие «Беллесавиа» для своевременного обнаружения лесных пожаров, которое потом передали в подчинение Министерства по чрезвычайным ситуациям. Появилось предприятие «Беллесозащита», значение которого в последние годы трудно переоценить. Рад, что при моем участии родилась «Белорусская лесная газета», из которой я до сих пор черпаю сведения о делах и людях лесного хозяйства. 

Богатый опыт — молодым 

В особенные годы пришлось Валентину Павловичу возглавлять лесную отрасль, но именно в то время был заложен крепкий фундамент, на котором растут достижения лесоводов, позволяющие надеяться, что лесные богатства страны и в дальнейшем будут сохраняться, приумножаться и разумно эксплуатироваться.  

После работы в министер­ст­ве почетный лесовод, кандидат сель­скохозяйственных наук, про­фес­сор Валентин Зорин 20 лет по­свя­тил подготовке кад­ров лесоводов на лесо­хозяйст­венном факульте­те Бело­рус­ского государствен­но­го техно­логического универси­тета. Тесное общение с молодыми людь­ми, выбравшими для себя лес­ные специальности, позволило пре­подавателю более полно по­знать и оценить их. Да, и сейчас у него сохраняется определенная тревога за порой несколько по­верхностное отношение неко­то­р­ых из них и к жизни вообще, и к своей специальности в частно­сти. В то же время он уверен, что молодые лесоводы достойно за­менят своих предшественников и белорусский лес всегда будет под надежным покровительством настоящих хозяев. 

К теплым словам поздравлений с юбилеем Валентину Павловичу от его родных, близких, коллег и учеников присоединяется коллектив основанной им «Белорусской лесной газеты».

Александр ПИСКУНОВ