Произошедшие буреломы должны не только сплотить и проверить на прочность работников лесного хозяйства, но и принести экономическую прибыль учреждениям. Для решения этой задачи сегодня есть все: люди, техника и, главное, объемы потребления древесины внутри страны. На это во время доклада Премьер-министру Беларуси Роману Головченко обратил внимание министр лесного хозяйства Александр Кулик.
Как сообщала «БЛГ» в предыдущем номере, глава Правительства детально ознакомился с ходом разработки буреломов и посетил Новобыховское лесничество Быховского лесхоза. Как Премьер-министр оценил проделанную лесоводами работу и какие задачи поставил перед отраслью? Читайте в сегодняшнем материале.
Лесоводы на переднем крае
— Чаусский и Быховский районы стали крайней точкой ураганного фронта, — с этих слов начал свой доклад министр лесного хозяйства.
Глава отрасли показал на карте, как продвигался ураган 13—14 июля. В эпицентре стихии тогда оказалась Гомельщина: Василевичи, Светлогорск, Калинковичи, Жлобин, Мозырь. А часть Могилевской области стихия захватила как будто бы напоследок.
С начала 2000-х это далеко не первый бурелом. В 2008-м последствия непогоды устраняли в Березинском районе, в 2016-м — в районе Смолевичей и Червеня, в 2022-м — в Могилевской области, а в прошлом году — в Витебской. Любителям мистики есть над чем задуматься: буреломы 2008, 2016, 2024 годов произошли примерно в одни и те же дни! То есть с периодичностью раз в 8 лет небесная канцелярия основательно испытывает лесоводов на прочность. Особенность нынешнего испытания — наличие хороших подъездных путей к большинству поврежденных участков. Следовательно, лесхозам нужно использовать этот «бонус» для оперативной разработки пострадавших насаждений.
— Сегодня по сплошным санитарным рубкам мы говорим о цифре в 20 тысяч гектаров, или в объемных показателях — о 5,5 млн кубометров. Вместе с выборочными санитарными рубками общие объемы заготовки оцениваются в 6 млн кубометров. В отличие от той же Могилевской области, где мы затянули с разработкой ввиду того, что техника просто тонула, здесь условия ее куда лучше, — прокомментировал положение дел министр.
Как доложил Александр Кулик, все поврежденные участки распределены по областям. По инициативе Минлесхоза приостановлены плановые рубки сырорастущих насаждений, а освободившаяся техника переброшена в наиболее пострадавшие лесхозы страны. Исключение — мягколиственное сырье, заготовка которого крайне важна для безостановочной работы фанерных производств.
— Какой у вас годовой объем переработки древесины? — поинтересовался Премьер-министр.
— Наши лесхозы перерабатывают порядка 5 млн кубометров, еще 7 млн кубометров осваивает концерн, — доложил Александр Кулик.
Реализация радует
Есть потребители на пострадавшую древесину. Законтрактовано 4,5 млн кубометров сырья — это те ресурсы, которые были проданы на бирже, а также реализуются в рамках госзаказа.
— Нас очень радует работа Светлогорского ЦКК. Проблема, которая была раньше с реализацией балансов, техсырья, будет снята, если предприятие продолжит работать так, как сейчас. Если в прошлом году Светлогорский ЦКК принимал 100—120 тысяч кубометров ежемесячно, то сейчас основная заявка составляет уже 250 тысяч кубометров. А к ней еще сверху 100 тысяч кубов, — оценил положительно работу коллег министр.
— Потому что он наконец-таки вышел на свои мощности! — отметил Роман Головченко. — Вы основной ресурс направляете сейчас туда?
— Балансовую древесину — да. Пиловочник реализуем другим потребителям. Всего на бирже продано 1,2 млн кубометров. Плюс поставляем в цеха деревообработки, — доложил министр. — Проблема есть с нестандартной деловой древесиной: «сломышами» по 2,5—3 метра. Будем пробовать торговать ими на бирже.
Александр Кулик заверил: с остальными сортиментами вопросов по реализации не возникает. Все, что не гнилое, не сухое, идет в переработку. Дрова же пока остаются в остатках: на фоне дешевого газа наращивать их потребление ни люди, ни организации не торопятся.
Задача всех руководителей на местах — не жалеть сил и энергии на сортировку. Ведь от того, что пойдет в дрова, а что на тот же Светлогорский ЦКК, зависит экономика лесхозов.
Глава Правительства поинтересовался, осталась ли необходимость в стране в переработке дополнительного объема ресурсов. На одном из совещаний у Президента министр озвучил просьбу построить еще один целлюлозный комбинат.
— В северной или восточной части страны нам нужен целлюлозный комбинат! Потому что экономически возить сырье, условно, из Краснополья в Светлогорск невыгодно. Поэтому еще один комбинат нужен — ресурсы для этого есть, — заверил министр.
Александр Кулик привел конкретные цифры: если в 2013 году в отрасли заготавливали чуть больше 10 млн кубов по году, то в 2023-м эта цифра выросла… на 8 млн кубов! Рост впечатляющий — проекты по переработке сырья стране нужны. Особенно по мягколиственному хозяйству: осине, березе, ольхе.
«Это будет наша победа»
Глава Минлесхоза доложил Премьер-министру и о реализации деревянных домокомплектов. Скептиков этой идеи было немало, в том числе в кругу руководителей лесхозов, но отдельные директора сегодня уже приобретают вторые станки — настолько велик спрос.
Роман Головченко был в числе тех, кто с первых дней идею оценил и горячо поддержал. Причем не только на словах, но и на деле: по инициативе Правительства деревянные конструкции от лесхозов были включены в перечень товаров, для приобретения которых Беларусбанк предоставляет гражданам кредит на срок до 3 лет со ставкой всего 4 % годовых. Это сыграло одну из ключевых ролей в росте продаж.
— За 7 месяцев этого года мы реализовали 38 домокомплектов и 34 бани. Еще на 64 домокомплекта у нас есть заказы. Если все будет нормально, то можем вполне выйти на цифру в 100 реализованных домокомплектов по итогам года. Тогда это будет наша с вами победа, Роман Александрович! — обратился к Премьер-министру глава лесной отрасли.
Роман Головченко, в свою очередь, поинтересовался: что продается лучше всего и какой из производителей популярнее у граждан?
— Берут то, что дешевле: сырые оцилиндрованные дома. К сожалению, сухие домокомплекты не пошли — дорогие. А что касается производителей, то назову Стародорожский опытный лесхоз, где заказы расписаны до конца этого года и есть уже на следующий. Причем покупает не только местное население, но и жители других областей. Люди оценили качество продукции. А Ушачский лесхоз и вовсе сейчас ставит второй станок — заказов хватает, — рассказал о предпочтениях граждан министр.
— Еще не вечер! — заметил глава Правительства. — Я считаю, что эта тема пока только раскручивается. Да и кредитование работает всего 3—4 месяца.
Во время посещения Премьер-министром буреломных лесосек в Быховском районе председатель концерна «Беллесбумпром» Александр Пшенный поднял вопрос выполнения госзаказа по фанерному бревну. Предприятия концерна с соответствующими производствами имеют небольшой запас сырья на складах. Буреломная древесина по своим техническим характеристикам для производства фанеры не подходит.
— Остановить предприятия нельзя! Решайте вопрос, — поставил задачу организациям Минлесхоза Роман Головченко.
В свою очередь министр лесного хозяйства Александр Кулик предложил на перспективу решить вопрос более глобальным способом. Растущие объемы ресурсов позволяют беспрепятственно отдавать в аренду предприятиям концерна участки лесного фонда. Вопрос — в наличии лесозаготовительных мощностей у переработчиков.
Получить максимальный экономический эффект от случившейся стихии — такая задача стоит сегодня перед всеми. Об этом во время пресс-подхода к журналистам заявил Премьер-министр Роман Головченко.
— Прежде чем переработать древесину, надо ее вывезти и навести порядок в лесу. Вывезти, переработать, получить продукцию, продать ее и восстановить лес — суть распоряжения Президента именно в этом. Не просто собрать дрова, сжечь их или где-то сгноить. Все должно быть максимально эффективно использовано. Сейчас идут дожди, достаточно жарко и влажно — важно не допустить порчи древесины. На это сейчас брошены все основные силы, — рассказал журналистам глава Правительства.
Продукция из буреломной древесины будет реализована не только внутри страны, но и отправится на экспорт. По итогам полугодия лесхозы демонстрируют рост реализации пиломатериалов на внешние рынки. Один из партнеров — Россия. Страна обладает значительными запасами лесных ресурсов, но из-за отсутствия лесозаготовительных мощностей и техники для вывозки древесины не всегда может обеспечить себя самостоятельно продукцией из дерева. В настоящий момент с российскими партнерами обсуждается крупный контракт на поставку поддонов отечественного производства.
Анастасия МАЦКЕВИЧ