На Буда-Кошелевщине машинисты харвестера начинают работу до зари. Главное — спасти древесину и дать возможность вырасти новому лесу
Очистка лесов от ветровально-буреломных завалов — самая актуальная тема второго полугодия 2024 года в лесном хозяйстве. В Гомельской области ураган прошелся по территории 20 лесхозов. Общая площадь сплошных санрубок составила 16 765 га. Буда-Кошелевский опытный лесхоз в шестерке наиболее пострадавших. Здесь на некоторых участках уже прошли циклы: рубки, вывозки и очистки. На очереди — подготовка почвы к осенней посадке.
В ночную смену
Харвестер ревет в центре бурелома. Это передовики Буда-Кошелевского опытного лесхоза заготавливают древесину. Вообще, работа за штурвалом агрегата — процесс крайне ответственный. Хороший объем заготовки — база для будущих продаж и зарплат. Сегодня имеется большой плацдарм для такой деятельности.
В Буда-Кошелевском опытном лесхозе уже более десяти лет трудятся машинисты харвестера Владимир Дупанов и Дмитрий Стагначев. Первый по образованию инженер, второй — механик. Раньше оба были заняты в сельском хозяйстве. Но их совхоз долго числился в списке отстающих, а потом был расформирован и стал частью более успешного хозяйства. На волне этих перемен товарищи решили сменить сферу деятельности на стабильную работу и солидную зарплату на лесосеке. Дмитрий Стагначев рассказывает:
— Мы трудимся с первого дня бурелома. По очереди: сегодня — я, завтра — Владимир. Рабочий день у нас в основном ночью и утром. Посмотрите, какая жара. Днем — это настоящее пекло. Поэтому начинаем работу в 3—4 часа утра. А ее много. Особенность последствий урагана на этом участке в том, что он повалил смешанный лес. Это дополнительная сортировка. Конечно, легче работать по хвойным, но нам не выбирать. Главное — отгрузку не сорвать. Это деньги для всего лесхоза. Поэтому будем работать и в выходные, и в праздники. Мы люди ответственные. Нам подвести товарищей нельзя, коллектив — 220 человек. Такой уж у нас характер на двоих. В целом раньше в лесхозе 55 % древесины заготавливалось с помощью харвестеров, а сейчас — свыше 80 %. Однако не везде можно рассчитывать на современные агрегаты. У природы свои особенности. Поэтому там, где не ревет харвестер, жужжит бензопила.
Сберечь край дубрав
Буда-Кошелевский район — один из главных центров произрастания белорусских дубрав и заготовки ценной дубовой древесины. Дуб в лесах Беларуси насчитывает всего 4 % от всех деревьев, а вот на Буда-Кошелевщине эти лесные долгожители составляют более 17 % от лесфонда, это 6641 га. Ежегодно вырубается не больше 10—15 га дубовых насаждений, в то же время высаживается от 30 до 100 га, в среднем — по 50 га.
Буда-Кошелевский опытный лесхоз на сегодня — абсолютный лидер на Гомельщине по удельному весу дубовых древостоев в составе лесов. В результате урагана здесь образовалось 1184 га сплошных санитарных рубок. Если говорить о видовом составе, то мягколиственные — 65 % рубок, хвойные — 35 %, твердолиственные — 5 %. Эти 5 % в пересчете на деревья — большой урон белорусским дубравам. Кстати, разрабатывать их придется вручную. Вальщик леса Чернянского опытно-производственного лесничества с 20-летним опытом Леонид Гарусов к бою готов:
— Сейчас мы продолжаем очистку завалов вдоль дорог. Непосредственно до дубрав еще не добрались. Но дубки пилим. Для вальщиков — это одно из самых удобных деревьев. Древесина плотная, но нетвердая, пила идет идеально, без ненужных разломов. Так что к дубравам готовы — дадим ценную древесину стране. Жалко только этих лесных великанов, такую красоту этот ураган уничтожил.
Ликвидировать буреломы лесхозы Гомельского ГПЛХО должны в срок, а площади огромные. На данный момент лесоводам региона помогают бригады из 64 лесхозов Брестской, Гродненской, Витебской и Минской областей. Работают лесорубы от деревоперерабатывающих предприятий страны. Все заинтересованы, чтобы получить максимальный экономический эффект от выделенных лесосек.
Недалеко от буда-кошелевских лесорубов трудятся их коллеги из Витебского ГПЛХО. Мастер леса Славновского лесничества Толочинского лесхоза Максим Латушкин главный на отгрузке:
— Признаться, я впервые на разработке такого крупного бурелома, масштабы впечатляют. Что скрывать — видеть такой переломанный и поваленный лес просто больно. Мы здесь работаем посменно, я вот 8-й день. Надо помочь коллегам. Случилось ЧП, и мы должны подставить плечо. Разместили нас нормально, все бытовые условия хорошие. Единственное — жара. У нас тоже тепло, но здесь настоящий юг.
Срубили, продали, очистили, посадили
На данный момент на территории Буда-Кошелевского опытного лесхоза вывезено более 21 тыс. кубометров древесины с ветровально-буреломных лесосек. Реализовано свыше 16 тыс. кубометров. Лесхоз ориентирован на внутренний рынок. Состав лесов интересен для покупателей древесины — 50 на 50 по лиственному и хвойному хозяйству. Ассортимент хороший: сосна, береза, ольха, осина, дуб.
Заказы от крупных предприятий, таких, как Светлогорский ЦКК, ОАО «Гомельдрев» и
ОАО «Добрушская бумажная фабрика «Герой труда», до среднего частника. У лесхоза ежемесячная прибыль. Несмотря на наличие железной дороги, основной транспорт доставки — автомобильный. Это вызвано логистикой. Но важно не только срубить и продать, но и подготовить почву под новый лес. В 32-м квартале Наспенского лесничества в тандеме трудятся Александр Савостеев и Алексей Домненко. На мощной технике, оборудованной прицепными мульчерами, они измельчают порубочные остатки. За день каждый из них проходит порядка гектара. Работа кропотливая и ответственная, ведь после мульчеров должен остаться чистый участок, пригодный для посадки саженцев.
Об Александре Савостееве и Алексее Домненко можно сказать, что это тот случай, когда опыт и молодость не столько соперничают друг с другом, сколько, напротив, взаимодействуют на благо общего дела. Александр Савостеев долго работал лесником, было время — уходил в другую сферу, но вернулся. К тому же в лесхозе у него трудится двоюродная сестра, раньше здесь работал дядя. Словом, лесное дело для него — вовсе не случай или отдельный эпизод из жизни. Алексей Домненко, несмотря на молодость, уже освоил работу на форвардере. В опытном лесхозе он трудится 4 года (после аграрно-технического колледжа и службы в армии по совету знакомых пришел на предприятие и не сожалеет о выборе).
Что касается площадей под новые посадки, то на сегодня уже очищено 15 га, время готовить почву под осень, анализирует ситуацию директор Буда-Кошелевского опытного лесхоза Сергей Лозко:
— Эта кампания по посадке леса будет очень непростой. На данный момент в планах — более 700 га под искусственное лесовосстановление: посев и посадку. Свыше 483 га будет отдано под естественное восстановление. Исходя из состава почв, заложим каждый участок. Сейчас важно не только срубить и продать, но и очистить участки и подготовить их под посадки. Для этого мы перебрасываем тракторы с плугами на очищенные лесосеки, но есть и свои ограничения. Часть техники находится на дежурстве, так как жаркая погода пока не позволяет снизить класс пожарной опасности.
Работники нашего опытного лесхоза ежегодно обновляют леса за счет собственного посадочного материала. Здесь разбит питомник на 5,2 га. Полностью орошаемая площадь — 3,8 га. Основные лесокультуры: сосна, дуб, ель, береза, клен, ясень, липа. В год — 1,5 млн сеянцев. На осеннюю посевную кампанию мы обеспечены собственными семенами сосны и березы, плюс составлен план по сбору желудей. А вот на весну нам предстоит частичная закупка посадочного материала.
Для ряда лесхозов буреломы — возможность дополнительно заработать?
— Для тех, кто приезжает на рубки, это возможно, и так. Для нас картина немножко другая. Мы платим за лес, который в большинстве своем неспелый, фактически недобираем кубатуры, — уточняет Сергей Лозко. — Несем не плановые, а экстренные затраты на ликвидацию. Это переброска людей, техники, повышенные затраты на ГСМ и ремонт оборудования, закупка посадочного материала и привлечение дополнительных сил на посадку. Кроме того, надо смотреть, как увеличение объемов древесины скажется на ее закупочной стоимости. Лес не любит суеты, он и растет медленно, и рубится планово. Любой аврал — лишние затраты. Поэтому нам надо решать проблему и снова возвращаться в привычный рабочий режим. Уверен, вся наша область успешно пройдет это испытание непогодой. Лесоводы не пасуют перед стихией.