С какими достижениями генеральный директор Брестского ГПЛХО Анатолий Левонюк встречает свое 55­летие 

Мы привыкли видеть руководителей на страницах «БЛГ» только в контексте серьезных материалов по мотивам коллегий, семинаров и совсем не показываем, какие же они в жизни.  Чем увлекаются, как пришли в профессию, кто был для них авторитетом. Решили это исправить и записали интервью с генеральным директором Брестского объединения Анатолием ЛЕВОНЮКОМ. К тому же нашей беседе сопутствовал приятный повод — на минувшей неделе Анатолий Владимирович отметил свой юбилей!  

— Анатолий Владимирович, недавно вы сопровождали в Лиду молодых специалистов области для участия в республиканском семинаре «Лес — молодежь — будущее!». Когда­то сами были на их месте: волновались, строили планы в профессии, разочаровывались и вдохновлялись. Вспомните, пожалуйста, как пришли в лесную отрасль? Какой человек или событие повлияли на ваш выбор? 

— Мой отец был охотником и часто брал меня с собой в лес, для меня это было целое приключение. А еще с 4­го класса родители выписывали мне журнал «Юный натуралист», и я буквально им зачитывался. Там печатали замечательные живые снимки природы, леса. И когда в конце школы передо мной встал вопрос, быть пожарным или лесоводом, я выбрал второе, о чем нисколько не жалею.  

После школы я поступил в Полоцкий лесной техникум (ныне — колледж. — Прим. авт.), позже окончил и Брянскую инженерно­технологическую академию. Некоторые мои однокурсники продолжают трудиться в лесной отрасли. Теперь это уже опытные, проверенные временем профессионалы, с которыми приятно трудиться. 

Пришел на работу мастером леса в 1991 году в Каменецкое лесничество Брестского лесхоза. Снимал комнату, как сейчас сказали бы, без удобств. Приходилось и печь топить, и воду носить. Но в ту пору это воспринималось совершенно нормально. Так жили практически все молодые специалисты. 

Молодежь сегодня находится в более комфортных условиях. Но сейчас другое время, идет борьба за молодых специалистов, поэтому важно, чтобы они хотели остаться в отрасли. А для этого нужно создавать условия. 

— Как вы стали лесничим?  

— В 2000 году в Брестском лесхозе из части лесного фонда Каменецкого лесничества и переданных лесхозу колхозных земель образовалось Пелищенское лесничество. Мы создавали все с чистого листа: построили административное здание, которое стало одним из лучших в области, гаражи, заложили дендропарк. Мне повезло стать лесничим этого лесничества, где работала команда единомышленников. Хочется вспомнить помощника лесничего Владимира Лепешкевича, с которым мы отработали практически 15 лет. К сожалению, месяц назад его не стало. Была поддержка и со стороны директора лесхоза Александра Тыцика, благодарен ему за оказанное доверие и знания, которыми он со мной делился.  

Мы создали замечательное лесничество, и через 2 года его благоустройство стало примером для всей области. Руководство ГПЛХО считало его одним из лучших не только по наведению порядка, но и по качеству выращивания лесных культур.  

— На какое время выпало ваше руководство Кобринским опытным, а затем и Брестским лесхозами?  

— Директором Кобринского опытного лесхоза меня назначили в 2014 году. Его предыдущий руководитель Александр Кулик в тот момент работал первым замминистра лесного хозяйства и оставил в Кобрине команду профессионалов. В лесхозе все было отлажено, но это одновременно накладывало на меня повышенную ответственность, ведь было важно все сохранить и развивать дальше не хуже, чем было до меня.  

Сейчас, оглядываясь назад, могу сказать, что именно благодаря годам работы в Кобринском опытном лесхозе я стал тем, кем стал. До сих пор с благодарностью вспоминаю поддержку Александра Антоновича и всех, кто трудился тогда вместе со мной.  

Затем несколько лет руководил Брестским лесхозом. И здесь тоже приходилось держать высокую планку, ведь директорами лесхоза ранее были такие люди, как Василий Стельмах, Александр Тыцик, — их имена известны всей лесной отрасли, и я многому у них научился.  

— Анатолий Владимирович, в чем, по вашему мнению, особенность лесного хозяйства Брестской области?  

— Вспоминается хорошая фраза, которая очень точно описывает наш лесной фонд: «Если в других областях сосны с небом говорят, то у нас деревья, как ежики, стоят». Да, лесной фонд не может похвастаться высоким качеством древесины из­за бедных условий произрастания. Но мы научились брать по максимуму с каждого кубометра. И потенциал для роста у лесхозов области огромный. 

— Вспомните яркие моменты развития отрасли при разных руководителях Минлесхоза. Наверняка каждый из них привнес что­то свое, что потом запомнилось. 

— Время, когда министром лесного хозяйства был Михаил Амельянович, в первую очередь ассоциируется с наведением порядка, благоустройством наших структурных подразделений и обновлением всего машинно­тракторного парка. Если раньше мы говорили «конторы лесничества», то после их строительства и реконструкции стали называть конторы комфортными лесными офисами. И сейчас административные здания объектов лесного хозяйства продолжают оставаться в регионах визитными карточками отрасли.  

Мы не снижаем требований, ведь благоустроено и чисто на рабочем месте должно быть всегда. Лесничество — это наше лицо. В деревнях, маленьких городках ключевыми объектами являются ФАП, сельский совет, церковь и, безусловно, наши лесные офисы.  

В Пелищенское лесничество люди приезжали, как в музей: устраивали фотосессии, молодожены делали свадебные фото на память. Лесничество и сейчас находится в прекрасном состоянии. 

Затем в лесном хозяйстве было время бурного развития деревообработки, строительства лесосеменных центров. Александр Кулик, будучи первым зам­министра, большое внимание уделял развитию питомнического хозяйства. А сейчас под его руководством мы развиваем сеть фирменных торговых площадок «Лесной домик». Так лесхозы одновременно рекламируют свое производство и выполняют важную социальную функцию по обеспечению доступного жилья на селе. Ведь завтра в эти дома могут заселиться в том числе и наши молодые специалисты, молодые семьи, которые работают в отрасли.  

— Основа лесного хозяйства — это лесовосстановление и лесоразведение. За недостаточное внимание к лесным культурам руководство отрасли критикует лесхозы, в том числе и Брестского ГПЛХО. Как считаете, в чем причина такого положения дел? Как вы работаете с корпусом своих руководителей? 

— Когда я был мастером леса, лесничим, для лесхоза основным делом было качественно посадить и вырастить лес. Первые 3 года — это время уходов, когда за культурами смотрели, как за детьми. Сейчас возвращаемся к тому, с чего начинали. Это азы, о которых нельзя забывать, но лесхозы в погоне за количеством потеряли качество лесных культур. Если посадить лесные культуры и на протяжении трех лет туда не заглянет ни лесничий, ни помощник лесничего, ни лесник, тогда никакого толку от этого леса не будет.  

Раньше в лесничествах не было таких возможностей и оборудования, что есть сейчас у нас: уходы проводили вручную, окашивали культуры косами. Но требования были самые высокие, поэтому я полностью согласен с руководством отрасли в плане той критики, которой нас подвергают.  

— Какое достижение в работе вызывает у вас гордость? 

— Конечно, созданные мной лесные культуры. За время моей работы в Пелищенском лесничестве не было списано ни гектара.  

Первым созданным мной лесным культурам уже более 30 лет. Бываю в этом лесу постоянно, очень люблю собирать грибы. Горжусь тем, что благодаря нашему труду вырос такой лес.  

Высокую оценку моей деятельности как лесничего Пелищенского лесничества давали как директор лесхоза, так и руководство ГПЛХО. После тщательного мониторинга лесных культур заместитель начальника главного управления Комитета госконтроля Василий Руденик дал положительную оценку работе всего коллектива нашего лесничества. 

— Расскажите немного о семье, о том, как проводите отпуск. 

Мой самый надежный тыл —  моя жена Марина, две дочери и двое внуков, которые живут рядом, в Бресте. Я счастливый дедушка: балую внуков, а они меня (смеется). Семья уже привыкла к тому, что основную часть моей
жизни занимает работа,  и с пониманием относится к моему частому отсутствию в выходные и праздники. 

Верным другом и полноправным членом нашей семьи стала овчарка по кличке Джульбарс, которую 7 лет назад мне подарил приятель на день рождения. 

В отпуске брожу по лесу, охочусь: недавно вот добыл косулю. Одним словом, дома не сижу. Каждый день заезжаю в ГПЛХО: рабочие дела не отпускают даже во время отдыха. 

— Анатолий Владимирович, что вы могли бы посоветовать молодым людям, которые только начинают свой путь в профессии? 

Нашей молодежи хотел бы пожелать трудиться на совесть и учиться у лучших преданности выбранному делу.  

— Мне очень нравятся молодые парни и девушки, которые приходят в отрасль. Некоторые любят говорить, что сейчас молодежь не та, что раньше. Да все та же! Это мы недорабатываем, если у кого­то из них не получается проявить себя, затухает азарт в глазах.  

Важно отправить молодого специалиста на практику, а затем и на первое рабочее место к лучшему профессионалу — мастеру леса, лесничему. Они своим примером научат его азам профессии, лесокультурному производству и привьют любовь к выбранному делу. В то же время важно поощрять и хвалить первые успехи молодых специалистов. Такое отношение придает сил и желания работать еще лучше.  

Татьяна БИНДА