Охотоустроители — одна из самых редких профессий в системе лесного хозяйства. В УП «Белгосохота» существует лишь небольшой (из четырех человек) отдел охотоустройства и научно-исследовательских работ. Начальник его Ярослав КУЛЕШОВ рассказал корреспонденту «БЛГ» о важности проведения охотоустройства угодий каждого охотхозяйства и особенностях работы профессионалов.
— Ярослав Игоревич, почему охотпользователю нельзя обойтись без системы оценки и планирования мероприятий в таком, казалось бы, непредсказуемом деле, как охота?
— Начнем с того, что охота проводится в угодьях, сведения о которых необходимы не только арендаторам, но и контролирующим их службам. При каждом охотоустройстве ведется инвентаризация охотничьих угодий, так как, допустим, часть полевых угодий может переводиться в лесные, где-то изменяются площади населенных пунктов — все это должны учитывать охотоустроительные организации. Также в документации устанавливаются границы охотхозяйственных зон с определенным режимом ведения охотничьего хозяйства и охоты.
Сейчас особое внимание уделяется краснокнижным видам диких животных. В местах их обитания тоже могут быть определенные ограничения как по срокам охоты, так и по участкам, где она запрещена. В соответствии с Правилами ведения охотничьего хозяйства в обязательном порядке в угодьях арендатора выделяется зона (не менее 30 % от общей площади), где не должно быть никаких ограничений при проведении охоты.
В зависимости от площади охотничьих хозяйств выделяются зоны покоя и зоны тренировки (натаски) охотничьих собак и иных животных, используемых для охоты. Определяются площади егерских обходов. Вся эта информация наносится на картографический материал. Данные охотоустройства используются пользователями и при проведении работ по учету охотничьих животных.
— Насколько охотоустройство помогает хозяйству поддерживать свои угодья в пригодном для ведения охотничьего хозяйства состоянии?
На основании охотоустроительной документации охотпользователи определяют нормы изъятия охотничьих животных в зависимости от соотношения фактической численности и оптимальной. Последняя рассчитывается и приводится в охотоустроительной документации. Фактическая же численность устанавливается охотпользователем на основании учетов охотничьих животных. Не будет охотоустроительного проекта — не будет в хозяйстве и порядка в основной его работе по неистощимому изъятию диких животных посредством охоты.
Все проекты сохраняются в банке данных охотоустройства, что позволяет централизованно хранить документацию, своевременно обмениваться данными между охотоустроительными организациями, тем самым избегая конфликтных ситуаций между арендаторами угодий и помогая им рационально вести свое хозяйство.
— Кто является заказчиком на проведение охотоустройства и как он выходит на вашу организацию?
— УП «Белгосохота» работает со всеми юрлицами, ведущими охотничье хозяйство. Но в основном мы разрабатываем охотоустроительную документацию для лесхозов. УП «Белгосохота» создано в 1998 году, в 2023-м ему исполнилось 25 лет, и все это время одним из основных его направлений было охотоустройство. Имеется и соответствующий сайт: если в интернете набрать слово «охотоустройство», то он появится в первых рядах.
— Как часто оно проводится для конкретного хозяйства?
— В соответствии с постановлением Совета Министров № 702 от 3 июня 2006 года срок действия охотоустроительной документации составляет для проекта охотоустройства 10 лет, для биолого-экономических обоснований охотничьих угодий — 2 года. В случае изменения административных границ районов сроки действия биолого-экономических обоснований могут увеличиваться до 5 лет. Соответственно, охотоустройство проводится по истечении ревизионных периодов действия охотоустроительной документации. Нередко охотпользователи обращаются к нам по вопросам внесения некоторых изменений в такую документацию.
— Ваш небольшой коллектив способен обеспечить все возникающие потребности в охотоустроительных работах?
На данный момент в стране аккредитованы четыре охотоустроительные организации, но наша
вполне может обеспечить все заявки от лесоохотничьих хозяйств и других, которые обратятся к нам. Все работы выполняем в сроки, определенные соответствующими договорами
с охотпользователями.
— Как начинается работа по охотоустройству, какие документы необходимы для этого?
— Она начинается со сбора первичного материала. У охотпользователя запрашиваются или непосредственно при выезде берутся соответствующие материалы: данные по численности охотничьих животных, изъятию нормируемых видов, о наличии глухариных и тетеревиных токов. Обязательно нужно знать, имеются ли в угодьях территории, загрязненные радионуклидами. Соответствующие запросы подаются в районные инспекции Минприроды на наличие мест обитания краснокнижных видов и ООПТ.
При разработке проекта обращаемся в районные ветстанции за сведениями о заболеваниях диких животных. С охотпользователем согласовываются места расположения охотхозяйственных зон, аншлагов — они наносятся на карту-схему. Например, если угодья хозяйства занимают территорию более 25 тыс. га, то необходимо, помимо других, выделять зону натаски охотничьих собак площадью не менее 1 тыс. га. И она не должна располагаться возле зон покоя, а также на участках глухариных и тетеревиных токов.
Выделяются участки гона благородного оленя, если он обитает на территории хозяйства. Также отмечаются все глухариные и тетеревиные тока. Для определения динамики численности и добычи животных, а также расчета хозяйственного прироста данные об их численности и по изъятию нормируемых видов берутся из паспорта пользователя.
— Проводят ли охотоустроители учеты животных?
— Раньше они их проводили в процессе работы над проектом. Теперь мы также занимаемся этой работой, если охотпользователь решает, что ему по многим причинам надежнее и выгоднее заказать у профессионалов проведение учетов.
Например, не так давно так сделал охотпользователь ООО «Гродненская табачная фабрика «Неман» и получил объективные данные по численности охотничьих животных. Учеты мы проводим ответственно, используя разные методы, ориентируясь на конкретную обстановку. Нареканий со стороны заказчика не было.
— С какими трудностями сталкиваются ваши работники?
— При сборе необходимых документов нередко приходится достаточно долго ждать ответы на наши запросы от райинспекций и райветстанций. Конечно, охотоведы заказчиков обычно заинтересованы в скорейшем предоставлении информации.
— В каких конкретных хозяйствах в настоящее время проводят охотоустройство ваши специалисты?
— В работе — проект охотоустройства лесоохотничьего хозяйства Ганцевичского лесхоза. Вносим изменения в проект охотоустройства Беловежской пущи (участок «Выгоновское») и еще несколько изменений в другие проекты.
— Чем эти хозяйства отличаются от иных?
Хозяйство Ганцевичского лесхоза можно считать типичным для нашей страны: площадь его угодий — около 30 тыс. га. Лесоохотничье хозяйство «Выгоновское» имеет достаточно большую площадь — 91 тыс. га. Вскоре планируем выезд туда с молодым специалистом — требуется изменить охотхозяйственные зоны и разработать раздел по вселению оленя благородного.
— Ярослав Игоревич, что можете сказать о вашем небольшом коллективе?
— В настоящее время у нас трудятся четыре человека, включая меня. На всех без исключения работников можно положиться. Наталья Автушкова имеет двадцатилетний стаж работы в лесоустройстве, ей знакома и специфика охотоустройства. Дмитрий Карканица — молодой специалист, начал свою трудовую деятельность после окончания БГТУ в Шумилинском лесхозе, затем перераспределился в наш отдел. Его энтузиазм в освоении профессии позволяет надеяться, что вскоре он овладеет всеми нюансами нашей работы. Это же относится и к Александре Драевич, которая только в прошлом году получила диплом в этом же университете. Ее заинтересованность в освоении профессии подтверждается не только трудолюбием и желанием быстрейшего накопления практического опыта, но и любовью к природе и охоте. Она уже получила государственное удостоверение на право охоты. У всех нас есть стремление выполнять свои обязанности в срок и качественно, что особенно актуально в нынешний Год качества.
Беседовал Александр ПИСКУНОВ
Фото автора