Финальный этап республиканского юниорского конкурса «Квiтней, мой лес» проходил 13—14 июля в Полоцке. В одном из древнейших городов Беларуси, колыбели просвещения и духовенства, участников встречал Полоцкий лесхоз. В первый же день визита по традиции для ребят была организована обширная экскурсионная программа: посещение Софийского собора, Музея средневекового рыцарства.  

 Участники конкурса оз­накомились со старейшей улицей Полоцка в рамках стационарной выставки «Прогулка по Нижне­Покровской», узнали о том, как создаются леса на базе лесного питомника Полоцкого лесхоза. А в завершение насыщенного дня возложили цветы к мемориальному комплексу «Курган бессмертия». 

Праздник открытий и впечатлений 

Защита конкурсных работ традиционно пришлась уже на второй день. Результатами своих исследований и изобретениями школьники делились в стенах одной из главных кузниц кадров нашей отрасли — филиале БГТУ «Полоцкий государственный лесной колледж». В составе жюри их работы оценивали первый заместитель министра лесного хозяйства Александр Драгун (председатель жюри), начальник отдела науки, правовой и кадровой работы Минлесхоза Сергей Юшкевич (заместитель председателя жюри), консультант отдела науки, правовой и кадровой работы Сергей Нежевец, директор Учреждения «Республиканский лесной селекционно­семеноводческий центр» Андрей Карась, главный лесничий Витебского ГПЛХО Александр Измайлович, директор Полоцкого лесхоза Константин Баратынский, пресс­секретарь Минлесхоза Анастасия Мацкевич и ведущий специалист учебной части Центра повышения квалификации работников лесного хозяйства Елена Павколас.  

Участники боролись за призовые места в трех номинациях: «Устойчивое лесоуправление», «Экология лесных растений» и «Экология лесных животных». Конкуренция была нешуточной. Ведь до того как попасть в финал, юниоры уже прошли сложные районные и областные этапы конкурса, обогнав многочисленных конкурентов. И на республиканском этапе встретились действительно лучшие из лучших. Как после признался первый замминистра, выбрать  победителей оказалось  непросто, плотность баллов была очень высока. 

Работы стали сильнее, крепче в сравнении
с предыдущим годом. Ловлю себя на мысли, что еще немного, и вы сможете трудиться над работами
для получения научных степеней, — обратился
к участникам конкурса Александр Драгун. —
Более того, я вас призываю идти в том числе по научному направлению. Потому что практика без науки очень слаба. А сегодня есть прекрасная возможность заниматься наукой, даже работая
на производстве. И вести научную деятельность, не дожидаясь выпуска из вуза. Студенты могут быть членами временных научных коллективов. Поэтому я вас призываю: не бросайте свои исследования, продолжайте работу. Если надо, мы поможем.
У вас все обязательно получится! 

В итоге все участники конкурса получили памятные подарки. А победители — ценные призы и дипломы Министерства лесного хозяйства. 

В номинации «Экология лесных животных» первое место  занял проект «Влияние конструкции рогатых ульев Паливоды на продуктивность медоносности пчелиных семей разных пород» Кирилла Альховика из ГУО «Средняя школа № 3 г. Осиповичи». Второе место получил проект «Пчела­плотник: мифы и динамика распространения в окрестностях агрогородков Куково и Остров» Александра Алексейчика (ГУО «Куковская средняя школа» Ганцевичского района). Третье место у проекта «Оценка видового разнообразия мелких млекопитающих Узденского района» Полины Толстой (ГУО «Узденская районная гимназия»). 

В номинации «Экология лесных растений» 1­е место у Дарьи Попович из ГУО «Дзержинская средняя школа Лельчицкого района» с проектом «Формирование клоновой структуры черники на примере белоплодной формы». Второе место за проект «Видовое разнообразие дереворазрушающих грибов лесного массива агрогородка Пацевичи Мостовского района» получила Полина Азерская из  ГУО «Рогозницкая средняя школа». Третье место за проект «Выявление редких видов растений и животных на территории Кличевского района» завоевала Екатерина Фесько (ГУО «Перекольская средняя школа»). В номинации «Устойчивое лесоуправление» первое место у проекта «Альтернативная созидательная сила ручного лесопосадочного инструмента для посева крупных семян на примере Quercus robur» Николая Рожкова и Таисии Трифан (ГУО «Василевичская средняя школа»). Второе место получил проект «Повышение жизнеспособности ели европейской при загрязнении почвы нефтепродуктом (моторным маслом)» Анастасии Тенюго (ГУО «Должанская средняя школа Витебского района»). Третье место у проекта «Апробация способов изготовления хвойных акустических панелей и бумаги из опавшей листвы» Ксении Славутской и Елизаветы Давыденко из ГУО «Средняя школа № 2 г. Чаусы».  

Члены жюри и организаторы конкурса поздравили всех победителей и участников, а тем, кто не занял призовых мест, Александр Драгун напомнил, что жизнь не состоит из одних побед. И поражение порой — лишь повод сделать выводы и двигаться дальше, чтобы завтра достичь еще большего.  

В завершение первый замминистра поблагодарил за труд и выразил признательность и уважение учителям, кураторам участников конкурса. А затем вручил Благодарность министра лесного хозяйства Республики Беларусь педагогу ГУО «Должанская средняя школа Витебского района» Наталье Кручановой за личный вклад в организацию деятельности организаций в системе Минлесхоза и активную работу по воспитанию у подрастающего поколения бережного отношения к природным ресурсам. Наталья Владимировна 35 лет отработала в лесной отрасли, а, уйдя на пенсию, продолжает служить лесу уже в качестве педагога дополнительного образования. Воспитанники школьного лесничества под ее руководством — многократные победители областных и призеры республиканских конкурсов. В этом году в конкурсе «Квiтней, мой лес — 2023» ее ученица Анастасия Тенюго завоевала второе место. Подробнее о деятельности Натальи Владимировны читайте в следующих номерах «БЛГ».  

Удивительное рядом 

Конечно, больше всего внимания получили работы победителей. В этом году они отличались новаторскими решениями и не оставили равнодушными и жюри, и других конкурсантов.  

Идею написать работу о формировании клоновой структуры черники на примере белоплодной формы Дарье Попович подсказал ее учитель биологии и химии, а также руководитель школьного лесничества Василий Сивак. Раньше ей не доводилось участвовать в подобных конкурсах. Но девушка с большим  энтузиазмом взялась за исследования.  

— Хотела узнать, как появилась эта ягода в нашей местности, как растет и распространяется. Конечно, интересовала всхожесть такой необычной белой черники и будет ли она приживаться на других участках, — рассказывает Даша. — Исследования мы начали в июле 2022 года. Сами искали места произрастания, помогали и работники лесничества. Мы со­бирали ягоду, замораживали, пытались проращивать в чаш­ках Петри на фильтровальной бумаге в трех повторностях.  

Как выяснилось, белоплодная черника — ягода­альбинос, т. е. удачное исключение из правил. Поэтому ее широкого распространения ждать не приходится. Но ряд преимуществ, которые Даша обнаружила в ходе исследовательской деятельности, стоят того, чтобы искать методы повышения объемов ее выращивания. 

— Мы отправляли ягоду для исследований ученым Национальной академии наук Беларуси. И оказалось, что, помимо того, что эта черника необычная с визуальной точки зрения, в ней также содержится повышенный уровень глюкозы, т. е. она слаще. А из­за повышенного иона калия ягода полезна для профилактики сердечно­сосудистых заболеваний, — объясняет победительница конкурса в номинации «Экология лесных растений». — К сожалению, в ходе эксперимента всхожесть семян была невелика. Но мы не планируем останавливаться и продолжим изучать другие способы распространения белоплодной черники. В ближайших планах передать ученым в Гродно для изучения биохимического состава три вида черники, собранной в нашей местности: белоплодную, розовато­фиолетовую и черноягодную. 

В этом году Даша окончила 11­й класс и вскоре будет поступать в вуз. По семейной традиции девушка хочет связать свою жизнь с лесной отраслью. 

Облегчаем посадку семян 

Учащийся школьного лесничества «Гармония» Николай Рожков приехал на конкурс представлять свой совместный с одноклассницей Таисией Трифан проект «Аль­тернативная созидательная сила ручного лесопосадочного инструмента для посева крупных семян на примере Quercus robur» сразу с готовым экземпляром заявленного инстру­мента. 

Присутствующим юноша объяснил, что большая часть дубрав Беларуси сегодня произрастает на его родине — Гомельщине. И именно здесь наиболее актуален вопрос лесовосстановления породным составом, включающим дуб. А так как посадка крупномерными семенами осуществляется преимущественно ручным способом, целью Николая и Таисии стало создать инструмент для удобства этого процесса. И у них это получилось! 

Наша конструкция состоит из металлической трубы с отверстием, куда забрасываются семена, двух ручек, оснащенных противоскользящими накладками для удобного хвата, рабочего органа, пластины — пера, представляющего собой сварную конструкцию, ребра жесткости и двух нажимных лап, — объясняет Николай. — Также одним из важнейших элементов, появившимся уже в ходе усовершенствования инструмента после нашей победы на областном этапе конкурса, стала возможность регулировки высоты под рост сажальщика. 

У самого Николая, который в этом году пойдет в 11­й класс, рост уже перевалил за 190 см, и, будучи постоянным участником акций Минлесхоза по посадке леса, на личном опыте он прочувствовал, как неудобно использовать лесопосадочные трубы, меч Колесова высоким людям. Именно поэтому свою новинку на пользу отрасли ребята делали не только полезной, но и удобной.  

— Сам принцип работы инструмента прост. Нож в почве формирует щель для накопления влаги и создает разрыхленную зону для посева крупномерных семян. Забрасываем желудь в трубу, он падает в лунку, остается только притоптать землю ногой. Если, работая с мечом Колесова, нужно задействовать двух человек, то здесь достаточно одного, — объясняет Николай. — Глубина заделки семян — 5—8 см. Вес инструмента — 4,5 кг, его себестоимость без учета трудозатрат — 15 руб.  

Разработку технической документации и моделирование ребята проводили на базе школы. В сварке деталей и последующем предоставлении площадок для испытаний в полевых условиях посодействовали работники Василевичского лесхоза. Курировала проект учитель школьного лесничества Тамара Заяц, она же посоветовала ребятам поучаствовать в конкурсе «Квiтней, мой лес — 2023». Несмотря на огромную конкуренцию, победу Николай Рожков назвал ожидаемой. 

—  Было вложено много труда. А еще я ведь христианин. И перед конкурсом попросил Бога помочь нам победить. Так все и сложилось — обычный паренек поехал в Полоцк за 600 км от дома и выиграл на республиканском конкурсе! Разве не удивительно? — с воодушевлением рассуждает юноша.  

Николай надеется, что его совместное с Таисией изобретение действительно найдет применение на практике и принесет пользу отрасли, облегчив труд лесоводов.  

Увеличиваем медосбор  

Пчеловод в четвертом поколении 14­летний Кирилл Альховик (воспитанник Светланы Зайцевой, чьи ученики не раз становились победителями республиканского этапа «Квiтней, мой лес» и даже выигрывали на международном конкурсе) сразил всех своей работой «Влияние конструкции рогатых ульев Паливоды на продуктивность медоносности пчелиных семей разных пород». Этот проект он ведет уже четвертый год, экспериментируя на семейной пасеке, где сегодня проживает 24 пчелосемьи.  

На протяжении многих лет в Беларуси пчеловоды используют только традиционные ульи­лежаки.
Но я решил попробовать на практике альтернативу — так называемые рогатые ульи Паливоды,
о которых мне рассказал отец. В Беларуси они, насколько знаю, до этого не использовались.  

Хотя их вариации можно изучить в интернете по опыту коллег из ближнего зарубежья. Мы объединили все лучшие решения, которые нашли, и, как результат, — медопродуктивность в сравнении с обычными ульями за один откат меда с каждой пчелосемьи у нас выросла на 7—10 кг, — делится победитель конкурса в номинации «Экология лесных животных». 

Вариант рогатых ульев Паливоды, разработанный Кириллом, состоит из шести корпусов. Изначально устанавливаются только три. Два идут под расплод пчел, а третий — под мед на зиму. Когда пчелосемья расширяется, устанавливаются дополнительные уровни. В итоге три корпуса отводятся для расплода и еще три — для меда. После 3­го корпуса Кирилл также устанавливал Ганимановскую решетку, через отверстия которой свободно могут перемещаться рабочие пчелы. А матка, будучи крупнее, не может. Она остается разводить расплод внизу улья, в то время как рабочие пчелы носят мед в магазины сверху. 

— Из преимуществ — дешевизна конструкции и простота. Даже мне, школьнику, не доставило труда делать все самостоятельно. К тому же такие корпусные ульи  (мы их в шутку называем «лего») легко перевозить. Они просты в обслуживании,  — объясняет Кирилл. — Также благодаря этим ульям мы можем получать чистую пергу и рамки с монофлерным медом (из одного вида растений). Наши ульи не надо утеплять, ведь сверху кладется пленка, создающая эффект термоса. Мой дедушка долго недоумевал, как пчелам зимовать без утеплителя, но за 4 года практика показала, что технология вполне подходит для природных условий Беларуси. 

Отличным решением стало и то, что Кирилл установил специальную сетку внизу улья, которая препятствует заклещенности пчел. В традиционном улье клещи просто падают на дно, если пчела их стряхивает, а после поднимаются вверх вновь, паразитируя. А в ульях Кирилла, проваливаясь под сетку, вредители больше не пытаются найти обратный путь.  

— За четыре года эксперимента заклещенности пчел при использовании наших ульев не было вообще, — признается Кирилл.  

В планах юноши продолжать эксперимент и помочь с переводом на рогатые ульи Паливоды пасеки Осиповичского опытного лесхоза. 

Юлия ХОЛОДИНСКАЯ  

Фото автора

Cookies preferences

Others

Other uncategorized cookies are those that are being analyzed and have not been classified into a category as yet.

Necessary

Necessary
Necessary cookies are absolutely essential for the website to function properly. These cookies ensure basic functionalities and security features of the website, anonymously.

Advertisement

Necessary
Advertisement cookies are used to provide visitors with relevant ads and marketing campaigns. These cookies track visitors across websites and collect information to provide customized ads.

Analytics

Analytical cookies are used to understand how visitors interact with the website. These cookies help provide information on metrics the number of visitors, bounce rate, traffic source, etc.

Functional

Functional cookies help to perform certain functionalities like sharing the content of the website on social media platforms, collect feedbacks, and other third-party features.

Performance

Performance cookies are used to understand and analyze the key performance indexes of the website which helps in delivering a better user experience for the visitors.