В этом году неблагоприятные погодные условия внесли коррективы в выполнение плана строительства лесных дорог. Несмотря на это, специалисты уверены: предусмотренные графиком 100 км будут сданы в срок.

По-другому и быть не может — ведь транспортные коммуникации играют ключевую роль в обеспечении эффективной эксплуатации лесных ресурсов, проведении лесовосстановительных работ, профилактике и борьбе с пожарами, улучшают доступ в удаленные и труднодоступные районы для ведения научных исследований и экологических мероприятий.

Планы строительства регламентируются Госпрограммой «Белорусский лес», утвержденной Президентом Беларуси, — поясняет начальник отдела лесохозяйственного проектирования УП «БЕЛГИПРОЛЕС» Владимир Третьяков. — Мы обязаны ежегодно вводить в эксплуатацию 100 км новых дорог, план выполняем неукоснительно, несмотря на непредсказуемость условий труда. В проектирование транспортных коммуникаций, проходящих через лесные массивы, заложена специфика, с которой приходится считаться. Особенность — не только в необходимости предусматривать экономическую целесообразность, но и быть готовыми к форс-мажорным обстоятельствам, не зависящим от проектно-инженерной организации.

Проект должен охватывать расчетную лесосеку, предназначенную для сокращения подъездного пути. Учитываются расположение запланированных рубок, специфика ухода за лесом, возможность возникновения пожаров. Все нюансы берут во внимание при разметке заданной территории. Трасса должна пролегать там, где это предусмотрено заказчиком, при этом стоит задача удешевить реализацию проекта — обойти болотистую местность, труднодоступные места.

При строительстве дорог общего пользования дорожники идут апробированными маршрутами, им проще, — говорит Владимир Третьяков. — Контуры прокладываемых трасс уже были когда-то очерчены, техника имеет возможности для маневрирования, ландшафт хорошо просматривается, нет заболоченных почв.

Мы же, как правило, работаем на труднодоступных даже для современных форвардеров участках.

На пересеченной заболоченной местности строительная техника разворачивается с трудом, прокладывать пути приходится по узкой линии. И тем не менее, несмотря на то что в 2024 году выполнение плана замедлилось по объективным причинам, обеспечить выполнение экономических показателей в своем профессиональном сегменте дело чести.

Строительство или реконструкция дорог общего пользования, как правило, проходит в условиях существующей инженерно-транспортной структуры, — подтверждает главный специалист по технадзору УП «БЕЛГИПРОЛЕС» Павел Хатковский (на снимках). — У нас условия проектирования более сложные, работаем там, куда труднее всего добраться. Приходится прорубать узкую просеку, земляное полотно в ширину составляет всего 5 метров. Дороги общего пользования рассчитаны на то, чтобы могли разъехаться минимум две машины. В нашем случае в целях экономии средств строятся разъездные карманы с интервалом 500 метров. Техника должна иметь возможность передвигаться в пределах видимости, пропускать друг друга, поэтому прокладывать узкую трассу проблематично.

Обычную дорогу можно разделить на несколько участков, без особых трудностей подвозить стройматериалы, поскольку машины беспрепятственно маневрируют на строящемся земляном полотне.

В нашем случае так не получается, — подчеркивает Павел Хатковский. — Как правило, трасса строится с одной точки. Пока не проложил определенный отрезок пути, вперед не вырвешься. Если из-за дождя, распутицы, ветровала, других причин время упущено, его не навер­стаешь.

Проект лесной дороги включает не только конструкцию земляного полотна с дорожной одеждой. Это целый комплекс инженерных сооружений и конструкций, необходимых как для строительства, так и надежного использования дороги в течение всего срока эксплуатации до капитального ремонта или реконструкции. Строительные чертежи включают проектно-сметную документацию на карьеры, резервы грунта с их последующей рекультивацией, искусственные со­оружения (водопроводные трубы, мосты, шлюзы и т. п.), инженерные сети линий электропередачи, кабельной связи, материалы по земельному отводу, техническим средствам организации дорожного движения.

Согласно действующему законодательству, не только для непосредственного выполнения подрядных работ, но и для комплексного управления процессом строительства привлекаются на конкурсной основе организации, аттестованные в установленном порядке. Своими силами лесхозы реализовать такой объем работ не только не в состоянии, но и не вправе.

Выбор подрядчиков — задача не менее ответственная. В 2024 году конкурс проходил сложно и долго, что не самым лучшим образом сказалось на сроках достижения прогнозных показателей.
УП «БЕЛГИПРОЛЕС» — не единственная проектно-инженерная организация, на которую возложено проектирование лесных дорог, но именно на нее приходится львиная доля (60—70 %) госзаказа.

На сдаточных объектах исполнители — дорожно-строительные тресты, службы мелиорации земель уже определены (по территориальной принадлежности), но работы были начаты, к сожалению, с задержкой, — отмечает Павел Хатковский. — Условия технологического процесса сложные и не позволяют быстро достичь результата из-за рельефа местности и переувлажненности грунта. Да и природа этим летом преподнесла неприятные сюрпризы.
В Лопатичском лесничестве Чаусского лесхоза, например, бурелом прошел как раз по сдаточному объекту УП «БЕЛГИПРОЛЕС». Участок был уже почти построен, но его завалило.


Пришлось приостанавливать стройку, в последующем расчищать завалы, — с сожалением констатирует главный специалист по технадзору. — Сейчас пытаемся завершить незаконченные работы. Управиться необходимо в срок.

Экономическая составляющая — один из основных аспектов, определяющих значимость прокладки. Как известно, лесные дороги обеспечивают возможность оперативного и беспрепятственного вывоза древесины с лесосек, что критически важно для вовлечения лесного сектора в экономику страны. Кроме того, наличие хорошей дорожной сети способствует привлечению инвестиций в региональные лесопромышленные комплексы, а это гарантирует создание новых рабочих мест и развитие местных предприятий.

Важен и экологический аспект. Лесные дороги могут влиять на экосистему, но при правильном проектировании и строительстве они минимизируют негативное воздействие на окружающую среду. УП «БЕЛГИПРОЛЕС» акцентирует внимание на устойчивом развитии, внедряя экологически безопасные технологии и охватывая такие моменты, как поддержание биологического разнообразия и защита водных ресурсов.

Полина ПАШКОВСКАЯ
Фото из архива УП «БЕЛГИПРОЛЕС»

Cookies preferences

Others

Other uncategorized cookies are those that are being analyzed and have not been classified into a category as yet.

Necessary

Necessary
Necessary cookies are absolutely essential for the website to function properly. These cookies ensure basic functionalities and security features of the website, anonymously.

Advertisement

Necessary
Advertisement cookies are used to provide visitors with relevant ads and marketing campaigns. These cookies track visitors across websites and collect information to provide customized ads.

Analytics

Analytical cookies are used to understand how visitors interact with the website. These cookies help provide information on metrics the number of visitors, bounce rate, traffic source, etc.

Functional

Functional cookies help to perform certain functionalities like sharing the content of the website on social media platforms, collect feedbacks, and other third-party features.

Performance

Performance cookies are used to understand and analyze the key performance indexes of the website which helps in delivering a better user experience for the visitors.