Круглосуточная работа. Отсутствие подъездных путей. Доставка по воде. Помощь с воздуха. В таких сложных условиях лесные огнеборцы Жлобинского лесхоза сражались с пламенной стихией дни и ночи. И, главное, победили! Крупный лесной пожар был остановлен и ликвидирован. Как не спасовать перед обстоятельствами и спасти лес, рискуя собой? На месте события побывал корреспондент «БЛГ».

Ночной пожар

Фото огненного острова в Стрешинском лесничестве Жлобинского лесхоза уже вечером прошлого понедельника облетели телеграм-каналы лесного хозяйства. Зарево на темном небе, пылающий лес, люди с ранцевыми опрыскивателями. ЧП обнаружила система автоматического мониторинга и раннего обнаружения лесных пожаров «Лесной страж». Но добраться до очага было очень непросто. Рассказывает главный лесничий Жлобинского лесхоза Павел Вертейко:

В этом месте Днепр с притоками и старым руслом образуют громадный остров, порядка 200 га. Населенных пунктов там нет. Это все лесной фонд. Предварительная площадь пожара — более 10 га. Но дороги туда отсутствуют. Нам пришлось действовать нестандартно. Все это заняло немало времени. Важно, что никто не растерялся.

Система пожаротушения в лесхозе отработана. Большинство возгораний — мелкие. Дымок незамедлительно фиксирует «Лесной страж». Главная задача — быстро отреагировать: локализовать и ликвидировать огонь. Для этого должна быть готова пожарная команда. Время прибытия к очагу возгорания — примерно 10 минут. Это оптимальный срок, чтобы не дать ему распространиться. Иначе придется ликвидировать полноценный лесной пожар.

Гослесохране в этот раз пришлось пре­одолевать водные преграды. На борьбу с огнем были брошены 30 работников с ранцевыми лесными опрыскивателями, 10 сотрудников РОЧС, задействованы две мотопомпы. На пылающий берег их многократно доставляла одна моторная лодка спасателей.

Сотрудники МЧС тушили пойму, а наши ребята отправились в самое пекло.
Геннадий Терещенко всего два года работает лесником Приберезинского лесничества, до этого трудился в сельском хозяйстве, на тушении такого крупного лесного пожара оказался впервые:

Горит все: трава, кусты, деревья. Огонь снизу и сверху. А у меня из средств борьбы шланг с речной водой и ранцевый опрыскиватель. Нет ни пожарных машин, ни тракторов с плугом для опашки. Поединок вручную. Я человек немолодой, но такого в жизни еще не видел. Жаркая была ночка.

Лесной пожар — одна из самых опасных и страшных стихий. Он распространяется со скоростью 70 километров в час, температура в эпицентре может составлять 1200 градусов. Все начинается с низового возгорания. Горят верхняя часть напочвенного покрова, подлесок и подрост. Он имеет высокую скорость распространения, но при этом обходит места с повышенной влажностью. Потом огонь ползет к верхушкам. И уже верховой пожар охватывает ветви, хвою, листья и всю крону дерева. Огонь подхватывает ветер и разносит на десятки метров, создавая множество низовых и верховых возгораний. При сильном ветре он может распространяться на сотни метров от основного очага.

В белорусских болотистых реалиях лесные пожары иногда перетекают в подземные (торфяные), которые очень тяжело поддаются тушению и представляют огромную опасность. Движутся медленно, по несколько метров в сутки. Возможны неожиданные прорывы огня из подземного очага. То, что кромка его не всегда заметна, повышает риск провалиться в прогоревший торф. Тушить такой пожар крайне сложно. Жлобин эта проблема обошла стороной, но и на земле было немало хлопот.

Всего в лесхозах Гомельщины установлено 146 пожарно- наблюдательных вышек и мачт, функционирует 198 систем видеонаблюдения за лесом, в том числе 94 автоматизированные. Это позволило обеспечить практически полное покрытие территории автоматизированными системами видеонаблюдения. Благодаря их внедрению и мониторингу тепловых аномалий лесной охраной в 2024 году выявлено 70 % случаев лесных пожаров.

Помощь с неба

Всю ночь в дыму, в искрах, в огне. В воздухе на десятки километров — запах гари. Утром на смену огнеборцам приходит новая команда из других лесничеств Жлобинского района. Здесь не до разговоров, один за всех и все за одного — надо остановить огонь. Мастер леса Приберезинского лесничества Кирилл Зезюлин, командир, всегда на посту, ждет пополнения. Рассказывает, что на передовую борьбы с огнем рвалась его жена Виктория:

Она работает лесничим нашего лесничества. Говорит, я тоже поеду хоть готовить еду. Ребятам нужны силы. Еле отговорил. Не женское это дело. У нас здесь все организовано четко — подвозят воду, хлеб, консервы. Проблема одна — для локализации пожара нужны трактора с плугами, но им сюда не добраться. Вообще, тушение огня осложнено непростыми погодными условиями (нет осадков, скорость ветра — 5 м/с, + 24 градуса) и отсутствием подъездных путей к очагам возгорания. Сражаемся как можем.

Засушливая погода дает свои результаты: лес трещит, хвоя, как порох. На­дежда на дождь, но редкие облака обходят дымящийся остров стороной. Однако помощь приходит с неба. Слышен шум винтов. Работает авиация МЧС — огонь тушат два вертолета с водосливными устройствами. Днеп­ровская вода льется на приднепровские леса. Здесь важно аккуратно произвести забор из реки и метко сбросить над заданной точкой антиогненный груз. Все получается — работают профессионалы. Горящий лес шипит, пар поднимается над верхушками деревьев.

Основная задача пожарной авиации — пролить контур, тем самым локализовать возгорание. Это большая помощь, — поясняет главный лесничий Жлобинского лесхоза Павел Вертейко. — После их работы мы будем тушить, не боясь дальнейшего распространения огня. Пожар под контролем.

— Как далее будете восстанавливать лес на горельниках?

Учитывая труднодоступность этих участков, скорее всего, их здесь определят под естественное лесовосстановление. Сюда сложно привезти людей на посадку, но еще сложнее доставить технику для заготовки и вывезти древесину. Это экономически невыгодно.
Природа разберется, если снова не вмешается человек. Ведь именно человеческий фактор — основная причина огненной угрозы. Теплая погода, особенно в выходные, словно провоцирует людей на нарушения запрета посещения лесов. По предварительным данным, причиной возникновения пожара на жлобинской земле могли стать непотушенные кострища любителей пикников или рыбаков, которых в пойме Днепра немало. Уже из поймы огонь перекинулся в лес.


Стоит отметить, что от лесных пожаров страдают не только деревья, но и вся экосистема леса с его биоразнообразием. Наибольший ущерб наносится небольшим видам, которые не могут достаточно быстро покинуть место пожара. Крупные звери обычно могут избежать гибели, но только что родившиеся животные и птицы спастись не могут. Более того, чем старше лес, тем выше в нем разнообразие всех видов как животных, так и растений, лишайников, грибов. И, безусловно, большая часть их при пожаре погибает и восстанавливается потом достаточно долго.

Финальная точка

Третьи сутки борьбы с огнем просты и непросты одновременно. Пожар почти потушен, однако и люди устали. На передовую возвращаются те, кто первым встретил стену огня. Но теперь настроение другое. Больше шуток, советов. В рядах замечены новички.

Лесник Щедринского опытного лесничества Алексей Пацуков на тот берег едет впервые, его не снимали с лесосеки, потому что надо ликвидировать последствия урагана. Если в Гомельской области общая площадь сплошных санитарных рубок составляет 16 765 гектаров, то на Жлобинский лесхоз приходится из них 3115 га. Это больше пятой части от всего объема. Масштабы немалые. Алексей рассказывает:

Как говорится, из огня да в полымя. С июля работаю вальщиком на разработке ветровально-буреломных лесосек. Из-за высоких температур начинаем до зари, чтобы закончить до жары. Надо было выполнить задание. Теперь дотушим. Знаю, на той стороне в горельнике тоже есть буреломы. Это осложнит тушение. Но мы справимся, сегодня уже финальная точка. Вместе мы решим любые проблемы.

Однако, увы, как планировали, не получилось. Единственное плавсредство — лодка МЧС — вышло из строя. Как забрать уставшую пожарную команду и привезти смену? На помощь пришли те, кто чаще всего выписывает лесоводам предписания.

Заместитель начальника Жлобинской межрайонной инспекции охраны животного и растительного мира Владимир Никишин уже сутки трудится на служебном маломерном судне, соединяя берега. Его вельбот сделал не один десяток рейсов. По его словам, это не волонтерство, а работа в рамках взаимодействия лесхоза и гос­инспекции:

Мы обязаны помогать друг другу. Там лес горит — народное достояние. Как можно остаться равнодушным? Ребята идут на огонь, не жалея себя. И вдруг нет лодки. Мы не могли остаться в стороне. Это наши соседи, коллеги. Надо вместе спасать белорусскую природу. Вчера вечером сделал примерно 30 рейсов, сегодня — чуть меньше. Уже видно — пламени нет. Основная задача — пролить эти участки, чтобы ветер не раздул новый пожар. Если мы не будем друг другу помогать, кто нам поможет?

Рукава — в реку. Мотопомпы взревели. Люди в защитной форме проливают черную подстилку леса, поднимая пепел. Хрустит горельник под сапогами и берцами. Люди наводят порядок.

И это не только на Жлобинщине. Работниками гослесохраны лесхоза днем и ночью организовано тушение пожаров по всей стране. Более того, ввиду сложных погодных условий по республике введены ограничения и запреты на посещение лесов. Конечно, важно спасти лес, но главное — не подвергнуть опасности человека, который его тушит, уверен директор Жлобинского лесхоза Евгений Наркевич:

Я всем своим говорю — работайте осторожно, по технологии, с соблюдениями всех правил безо­пасности. Вроде бы так и сработали, получилось. Выявились некоторые проблемы, например, отсутствие плавсредства при наличии недоступной для техники заречной терри­тории. Этот момент надо проработать.

Хочу выразить огромную благодарность тем, кто в эти дни полностью отдает себя работе. На долю лесхоза выпали настоящие испытания. Мы пострадали от урагана, весь коллектив трудится без выходных. А теперь еще и крупный пожар в труднодоступном месте. И ребята без техники, вручную ликвидировали его. Это говорит о том, что у нас трудится настоящая команда профессионалов, которой любое дело по плечу.

Холодная вода Днепра пенится за бортом вельбота. Мы возвращаемся на спокойный берег. Лес желтеет. Скоро осенние дожди — конец пожарам.

Станислав ГАЛКОВСКИЙ
Фото автора и из архива Жлобинского лесхоза

Cookies preferences

Others

Other uncategorized cookies are those that are being analyzed and have not been classified into a category as yet.

Necessary

Necessary
Necessary cookies are absolutely essential for the website to function properly. These cookies ensure basic functionalities and security features of the website, anonymously.

Advertisement

Necessary
Advertisement cookies are used to provide visitors with relevant ads and marketing campaigns. These cookies track visitors across websites and collect information to provide customized ads.

Analytics

Analytical cookies are used to understand how visitors interact with the website. These cookies help provide information on metrics the number of visitors, bounce rate, traffic source, etc.

Functional

Functional cookies help to perform certain functionalities like sharing the content of the website on social media platforms, collect feedbacks, and other third-party features.

Performance

Performance cookies are used to understand and analyze the key performance indexes of the website which helps in delivering a better user experience for the visitors.