Как в Лепельском лесхозе разрабатываюттруднодоступные заболоченные лесосекиЕще в августе бурелом повредил более 800 га лесовЛепельского лесхоза. Существенная часть из них пришласьна заболоченную местность. Поэтому сейчас, когдабольшинство белорусов уже ждет тепла, в лесхозерадуются каждому морозному деньку — ведь толькопри хорошем минусе на термометре можно попытатьудачу и зайти с разработками туда, куда при теплойпогоде добраться можно разве что вплавь.
К сожалению, нынешняя зима морозами не балует, но работники лесхоза делают все возможное. Случается и возвращаться на уже разработанные лесосеки, чтобы убрать упавшие деревья, которые изначально устояли перед стихией, но по прошествии времени не смогли хорошенько укорениться. Несмотря на сложности, на сегодня разработано более 700 га. При этом основная проблема — та самая заготовка на заболоченной местности, из-за которой приходится держать руку не только на пульсе, но и на термометре.
— В начале января было всего три дня, когда температура падала ниже 20 градусов, — замечает директор Лепельского лесхоза Андрей Бородич. — За этот промежуток времени мы постарались сделать максимум. Оперативно накатывали дороги даже там, где еще не начиналась разработка ветровалов. Все для того, чтобы из грунта выступила вода, которая находится на глубине до 20—30 см, и замерзла. Благодаря этому сейчас мы меньше буксуем, меньше застреваем. Хотя погода к нам совсем неблагосклонна, теплых дней в разы больше, чем холодных.
Андрей Иванович может по памяти назвать все те даты за зиму, когда в Лепельском районе была минусовая температура. Ведь если на термометре долго сохраняется плюс, в работе сплошной минус — дорогостоящая техника ломается (детали найти — тот еще квест), буксует и буквально проваливается в торф — этот мягкий грунт на заболоченных лесосеках повсеместно. Особенно около поймы реки Эсса. Обычно на такую разработку отправляют самых опытных и способных профессионалов. В Лепельском лесхозе в их числе так называемый экипаж три К — команда передовиков-операторов харвестера, чьи фамилии начинаются на букву К: Сергей Кузьменков, Дмитрий Кубар и Игорь Кулеш. Все трое трудятся на Ponsse, сменяя друг друга так, чтобы техника была в строю буквально круглосуточно.
— Куда ж без нас? У нас отличная команда. Все рабочие сложности обсуждаем и решаем на раз, — с улыбкой замечает Сергей Кузьменков (кстати, счастливый отец трех дочек!). — Да, заболоченные лесосеки разрабатывать крайне сложно. Легких денег, как известно, не бывает. У нас платят хорошо, но нужно учитывать, что оплата сдельная, поэтому не хотелось бы простаивать. Сегодня, к примеру, ездил в Лепель, так как шланг порвался. Ничего, закатал, приехал и дальше работаю. Случалось технике тонуть на заболоченных лесосеках. Но не хочу пугать читателей. Надо мыслить позитивно. Чтобы от работы были только хорошие эмоции. Я, например, всегда с музыкой работаю. Сразу другой настрой. Но и бдительности не теряю. Все же работа не только сложная, но и опасная.
Сейчас Сергей Валерьевич трудится на харвестере в 52-м квартале Краснолукского лесничества. Здесь и глубокие ямы, и выворотни, и поплывший от влажности грунт. Но мужчина даже к сложным задачам подходит с оптимизмом. Не теряет его и машинист трелевочной (лесозаготовительной) машины с десятилетним стажем Михаил Шнаркевич. Сегодня повезло: грунт на пути к ресурсу оказался покрепче, и «обувка» на колесах поспособствовала тому, что техника не забуксовала в торфе.
— Если есть возможность, езжу только на гусеницах, — объясняет свою стратегию Михаил Иванович. — И все равно от проседания в землю не застрахуешься. Бывает, едешь, а гусениц не видно вообще, так глубоко техника уходит в торф. Просто наметить путь в таком случае недостаточно, дорогу надо готовить. Мы стараемся, делаем настил из веток, чтобы меньше буксовать.
Машинист трелевочной (лесозаготовительной) машины Дмитрий Майзус без гусеничной «обувки» для форвардера на труднодоступные лесосеки заходить тоже не рискует.
— Одни гусеницы уже надели, вторые сейчас забираем из ремонта. Конечно, очень не хочется забуксовать, подвести коллектив. И времени это отнимает уйму. Приходится искать трал, тянуть трос, — говорит Дмитрий Анотольевич. — Нам повезло, что комплексом работаем, в команде харвестер и форвардер, так что друг другу оперативно помогаем.
Одному сложнее, особенно если приходится разрабатывать тяжелые лесосеки, где сплошные влажные торфяники, которые почти не замерзают. Среди них — квартал 35 Краснолукского лесничества. Заготовка здесь на 11,5 га уже завершена. Оставались последние штрихи — довывозить древесину на промежуточный склад. Заболоченный торфяник и сохраняющаяся плюсовая температура воздуха усложняли эту задачу в разы. В лесхозе ситуации не удивляются, давно научились работать в сложных условиях, так что если очередной раз застревает техника, никто не паникует, действуют по налаженному алгоритму.
— Старался находить обходные пути, но торф очень мягкий даже по краю территории, резался на большую глубину с первым же проездом техники и в какой-то момент попросту провалился, причем так, что колеса форвардера под землю ушли полностью, — объясняет Андрей Стродов, демонстрируя увязшую технику.
Андрей Николаевич — опытный профессионал, на стареньком «Амкодоре-2661» с труднодоступных лесосек вывозит по 1000—1500 кубов древесины. Если требуется, может сам починить технику, даже будучи в лесу. Но вот когда увязнешь, как в трясине, без помощи не обойтись.
— Обычно 10—13 рейсов в смену делаю, сегодня успел 5 — и застрял. Но не беда, уже отзвонился руководству, сейчас жду трактор на подмогу, — говорит Андрей Стродов. Видно, что переживает. Но, как и коллеги, от предложения пожаловаться на сложные условия с усмешкой отмахивается: — Да ладно, все будет хорошо. Я свою работу все равно люблю, так что справимся!
И этот настрой объединяет всех профи, которые сейчас работают в сложных условиях на разработке и вывозке древесины с заболоченных лесосек. Вероятно, позитив — действительно ключ к успеху в любой ситуации!
Юлия ХОЛОДИНСКАЯ
Фото автора