Александр Болтик, водитель автомобиля Слонимского лесхоза, удостоился медали «За трудовые заслуги» по Указу Президента от 7.09.23 г. № 279 о присвоении государственных наград. Эту медаль вручают людям, которые много лет работают с безупречным качеством и высокой степенью самоотдачи, имеют значительные достижения в профессиональной деятельности. И наш герой, без сомнения, из их числа.
С чего все начиналось?
Наш звонок не застал Александра Болтика врасплох. Радостную новость ему уже сообщили.
— Сегодня у меня выходной, заехал по делам в лесхоз, подошел к директору поздороваться, а он и говорит: «Поздравляю! Тебе скоро вручат медаль». Я не сразу поверил. Награды у меня уже были, а вот сейчас отмечен на государственном уровне… Это, конечно, имеет особое значение, — говорит с улыбкой Александр Болтик и рассказывает о том, с чего начиналась его трудовая биография.
Он — прирожденный водитель. Вся его профессиональная деятельность связана с машинами. Как только получил права, сразу понял: лучшего способа зарабатывать на жизнь не существует. За рулем он всегда чувствовал себя уверенно, страха перед дорогой не было.
В Слонимский лесхоз Александр Степанович устроился сразу после армии, в 1984 году. Проработал недолго: появилась семья, хотелось побыстрее обзавестись жильем. Устроился на дробильносортировочный завод, а чуть позже ушел в «дальнобой». Ездил на дальние расстояния, получал хорошие деньги, однако осознавал: это — не его стезя. Видимо, лес не хотел отпускать и звал к себе.
А ведь он всегда занимал особое место в его жизни. Александр вырос на окраине Слонима. От родительского дома до леса — рукой подать. В детстве проводил в нем много времени: то с друзьями строили шалаши и играли в войну, то грибы собирали. Будучи уже взрослым, уезжая в длительные командировки, ловил себя на мысли, что ему все тяжелее расставаться с семьей, да и тоскливо на душе, когда не видит знакомую картинку: лес тянется вдоль линии горизонта и кажется бескрайним.
«Современная техника, грузоподъемность — что надо!»
В 2004 году Александр Болтик вернулся в лесхоз и с тех пор трудится на вывозке леса. Вспоминает, что ему еще довелось поработать на старом добром «Урале» — это мощный лесовоз, но надежным его назвать было нельзя. Водителям приходилось помучиться, чтобы выполнить требуемое количество рейсов. Со временем на смену «Уралам» пришли МАЗы. Сейчас у Александра Степановича третья машина этой марки. Четвертый год он эксплуатирует габаритный сортиментовоз с импортным двигателем и шестиступенчатой коробкой передач. По его убеждению, это — очень хорошая техника, современная, удобная в управлении. Машина может вмещать до 40 кубов древесины, оборудована гидроманипулятором для погрузочноразгрузочных работ.
— Производительность просто шикарная, но надо уметь с ним работать. Не все так просто. Есть свои особенности, — говорит водитель.
От одной точки до другой
Его рабочий день начинается ранним утром. Получив путевой лист, Александр Болтик осматривает машину и отправляется в начальную точку маршрута, то есть туда, где ведется заготовка древесины.
— Одно дело — мчаться по трассе, а совсем другое — вести технику через лес. Тут важна сноровка: гдето может быть низина или неровный рельеф, ты должен знать, с какой стороны лучше подъехать к тому месту, куда форвардер доставил лесоматериалы, как развернуться, чтобы без проблем осуществить погрузку и выехать из леса, — посвящает меня в тонкости своей работы Александр Степанович.
Конечная точка маршрута не всегда одна и та же: это могут быть собственный деревоперерабатывающий цех, железнодорожная станция (в этом случае лесоматериалы с помощью манипулятора перегружаются в вагоны), потребитель в другом городе и т. д. Количество рейсов зависит от их дальности и времени, затраченного на погрузочноразгрузочные процессы.
Куда бы ни ехал, очень важно правильно осуществить погрузку, надежно закрепить лесоматериалы, чтобы без происшествий довезти груз до места назначения. Путь лесовоза проходит как по лесной местности, так и по дорогам общего назначения, где много других участников движения. К сожалению, не все автомобилисты соблюдают правила и забывают о том, что быстро остановиться или изменить траекторию движения груженый лесовоз не сможет. Управляя такой машиной, водителю нужно быть максимально собранным, смотреть в зеркала, следить за всем, что происходит на дороге, и выбирать оптимальный скоростной режим. Александр Болтик справляется с этими задачами на отлично.
Привел в коллектив сына и брата
— Люблю свою работу, хоть легкой ее не назовешь. В ней нет однообразия. Даже если маршрут тот же, что и вчера, каждый рейс может отличаться. Мне доставляет радость возить лес. В этом есть доля романтики. Благодаря нашим усилиям (я имею в виду всех работников, занятых на заготовке и реализации леса) люди могут приобрести качественную древесину, построить дома и жить счастливо. От этого душа радуется, — говорит мой собеседник.
Для когото трудовой коллектив становится родным, потому что в нем подбираются близкие по духу люди и с энтузиазмом выполняют поставленные задачи. Для Александра Степановича коллектив представляет ценность еще и потому, что рядом трудятся родные люди. По его стопам пошел старший сын Павел. Без проблем освоился в профессии, перенял опыт отца, хорошо себя зарекомендовал. Уже достаточно давно Александр Степанович и Павел работают на одной машине. По их мнению, близким людям проще найти общий язык и сработаться. Отец и сын тщательно следят за техсостоянием вверенного им МАЗа, своевременно обслуживают, обращают внимание на неполадки, которые могут привести к серьезным неисправностям, и устраняют их. Оба относятся к машине бережно, считают ее своей кормилицей. Хотите верьте, хотите нет, но техника чувствует это и отвечает им «взаимностью»: не капризничает, отличается надежностью.
Несколько лет назад Александр Степанович позвал в лесхоз своего старшего брата Валерия. Тому понравилось, тоже стал работать на лесовозе.
Всегда прислушиваться к голосу совести
Может ли обладатель медали «За трудовые заслуги» назвать себя счастливым человеком? Александр Степанович на минуту задумывается, а потом говорит: «Да». Он нашел свое место в жизни: работа в радость, все хорошо в семье. С супругой воспитали двоих сыновей, помогли встать на ноги, дождались внуков, которые наполнили жизнь особым смыслом. Его главный принцип: всегда надо прислушиваться к голосу совести, поступать справедливо, хорошо относиться к окружающим.
Последние годы Александр Болтик с женой живет в деревне недалеко от Слонима. У них частный дом, небольшое хозяйство и огород. С удовольствием выращивают картошку, огурцы, помидоры. В этом году просто небывалый урожай. Закаток наделали столько, что хватит на всю большую семью. Хозяева этого дома очень любят, когда приходят гости: дружеское общение — в удовольствие.
О чем мечтает наш собеседник? Этот момент он решил оставить за кадром и не озвучивать. В завершение высказал мысль, что в лесном хозяйстве действует принцип: один в поле не воин. Любое достижение — заслуга всего коллектива.
— Я вывожу лес, стараюсь работать хорошо. Но разве бы я мог сделать свои рейсы, если бы харвестер ничего не нарезал, а форвардер не натрелевал? Нет, мы одна команда и работаем в тесной связке на общий результат, — отмечает Александр Болтик.
Светлана НАРЕЙКО
Фото Сергея КУЛАКОВСКОГО