Четыре десятилетия Виктор Захожий, награжденный нагрудным знаком «Ганаровы лесавод», трудился в родных лесах Брагинщины. Прошел путь от техника-лесовода до лесничего. Сегодня он уже пенсионер, но продолжает делиться опытом с молодежью Комаринского лесхоза. Он с удовольствием рассказал «БЛГ», как изменилось лесное хозяйство за 40 лет.
Уроженец Брагинщины в 1979 году окончил Полоцкий лесной техникум. Потом трудился участковым-техником Первомайского лесничества Гомельского опытного лесхоза. Но в том же году вернулся на родину, стал старшим техником-лесоводом Брагинского лесничества Комаринского лесхоза. А потом — одна запись места работы в трудовой книжке, правда, должности менялись: мастер леса, помощник лесничего, лесничий. На пенсию вышел с должности помощника лесничего Лубеникского лесничества Комаринского лесхоза. Стаж работы в лесном хозяйстве — 41 год и 3 месяца!
— Где родился, там и пригодился, — смеется Виктор Иванович. — Мой отец трудился лесником, поэтому обо всех интересных моментах и тяготах работы в лесном хозяйстве я знал с детства. С тех лет и предопределил свой профессиональный путь. Правда, в 1960—1970-е годы даже лесник выглядел очень статусно. Представьте, в форме, на коне, с ружьем, чаще всего и с собакой — настоящий хозяин леса. Нельзя было не увлечься такой романтикой.
Бывшие коллеги характеризуют Виктора Ивановича только с положительной стороны. Отмечают его многолетний труд в лесной отрасли, образцовое выполнение должностных обязанностей и большой личный вклад в сохранение и приумножение лесных богатств.
Виктора Захожего всегда отличали техническая грамотность, знание документов, регламентирующих его трудовую деятельность, и умение наладить работу в коллективе. Он — наставник молодежи, пользуется уважением у коллектива лесхоза. Ранее был награжден памятным нагрудным знаком Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь «80 год лясной гаспадарцы Рэспублiкi Беларусь» и Почетной грамотой Министерства лесного хозяйства.
— Если честно, в 1980-е было непросто. Техники нет. Один старый трактор с прицепом, на нем, кстати, людей собирали на работу, пилили вручную, трелевка лошадьми, связи не было, — вспоминает ветеран. — Сейчас ЕГАИС, машины, мобильники, рации, харвестеры и форвардеры. Красота. Сегодня, конечно, стало больше бумажек, но и условия труда более комфортные, механизированные, да и сам труд — значительно эффективнее. За 40 лет технически многое изменилось. Говорят все, что поменялись и люди. Да нет, они все те же — хотят работать поменьше, заработать побольше, минимум внимания начальства и максимум уважения коллег. Но как бы мы ни рассуждали, главное, все должны обеспечивать рост производительности и возобновление ресурса.
Не минула нашего героя и чернобыльская трагедия. Он фактически оказался в эпицентре радиационного загрязнения. Брагинский район — один из наиболее пострадавших от аварии на ЧАЭС. Работа не остановилась. Виктор Иванович занимался забором лесных почв и опилок, чтобы ученые смогли оценить степень поражения лесных культур и площадей, покрытых лесом. Поэтому по сей день он с гордостью носит звание ликвидатора:
— Это ощущение беды. Массовая эвакуация. Невидимая опасность. Работа с риском для здоровья. Чернобыль — черная страница в истории Беларуси.
Сегодня Виктор Иванович наслаждается пенсией. Говорит, раньше был заядлым охотником, сейчас перешел на рыбалку. У него трое детей и восемь внуков. Кстати, дочь Оксана продолжила семейную традицию и не один год проработала в лесном хозяйстве.
Станислав ГАЛКОВСКИЙ
Фото из архива Комаринского лесхоза