В глухих лесах Житковичского района расположен мемориал войсковой части
Главного разведывательного управления Генерального штаба Красной армии.
В 1942—1943 годах через эти болотистые полесские места в Москву шли разведданные о перемещении противника в белорусских тылах, а из центра — задания и кадры. Важная разведывательная точка на военной карте СССР. До 2016 года широкой общественности не были известны подробности секретного проекта. Потом благодаря краеведу
Михаилу Хильману и Житковичскому лесхозу здесь восстановили штабные землянки
и открыли мемориал с очень интересной историей. Стилизованные партизанские постройки в надлежащем состоянии поддерживают работники лесничеств.
Тайны истории
В этих болотах и сегодня главная дорога — гравийка для вывоза леса, а в 1941 году сюда было очень сложно и добраться, и выбраться. Ближайшая деревенька Новые Милевичи — в 6 километрах. Долгое время здесь значилось только захоронение воинов Великой Отечественной войны без особых исторических подробностей. Вспоминает лесничий Березнянского лесничества Владимир Царикевич:
— Все знали, что в этих местах действовал партизанский отряд, но подробностей было мало. Интересные рассказы остались от местных жителей — они говорили, что те, кто уходил к партизанам, назад домой не возвращались, связь не держали. Это сегодня известно, что это был не просто отряд, а секретная часть по разведывательной и диверсионной работе. А тогда все было покрыто тайной. Кстати, землянки на месте дислокации — восстановленные, мы их возводили на месте раскопанных. Три штабные землянки сложили на сухих холмиках и укутали мхом на фундаменте исторических оригиналов по чертежам исследователей и воспоминаниям ветеранов.
Что же это была за часть? Историческую тайну раскрыл гомельский писатель и краевед Михаил Хильман (кстати, уроженец Житковичей). Он долго работал с военными архивами и над воспоминаниями известных советских разведчиков. В этих местах в 1942 году разворачивались крупные игры спецслужб. Советские диверсионные группы должны были не только навредить немцам, но и создать в тылу агентурную сеть, а также поднять население на партизанскую и подпольную борьбу против врага.
В августе 1941-го отряд особого назначения под командованием Григория Линькова (позывной Батя) десантировался в районе Лепеля на Витебщине. Пройдя в тылу оккупантов 600 километров, собирая информацию и совершая диверсии, разведчики обосновались недалеко от деревни Новые Милевичи, что под Житковичами, в непроходимом лесу. С этой базы они совершали глубокие рейды по территории Беларуси и в северные районы современной Украины. Но самое важное — это был такой лесной центр, куда стекались разведданные.
Создавалась агентурная сеть, налаживалось взаимодействие между партизанскими отрядами. Это был узел связи с Москвой. К сожалению, многие документы уничтожались, поскольку были секретными. Основная информация о деятельности здесь разведки сохранилась в воспоминаниях Григория Линькова (Бати), Ивана Банова (Черного) и Антона Бринского. Все они Герои Советского Союза.
Например, центральная база «батинцев» — а именно так называли отряд Линькова — состояла из радиоузла и лесного аэродрома. От неожиданного нападения противника их прикрывали заставы, которые располагались в радиусе 5 километров от базы.
Операции карателей и полицаев заканчивались боями на заставах. Центр был мобильным, при опасности рацию и необходимое оборудование грузили на телеги, которые далее перемещались по тайным тропам и словно растворялись в лесу. О подлинном местонахождении штаба знали только командиры боевых групп. Кстати, здесь проходили встречи руководителей крупных партизанских формирований, в том числе Василия Коржа и Сидора Ковпака.
Каждая из землянок закреплена за лесничеством. Последние 8 лет история «батинцев» стала широко известна, особенно в Житковичском районе. К землянкам сегодня приезжают неравнодушные земляки в канун памятных дат и просто на экскурсии. Здесь проходят митинги и даже через лесные дороги добираются автопробеги. А порядок наводят лесоводы, все под контролем, заверяет лесничий Милевичского лесничества Юрий Талянин:
— У нас все три землянки закреплены за тремя лесничествами: нашим, Березнянским и Залютичским. Каждый год мы смотрим, что обновить, отремонтировать. Кстати, слухи о секретности отряда ходили и после войны. Мне об этом рассказывал мой тесть. Очень интересно, что такие масштабные дела происходили в наших полесских лесах. Я читал, что они не только собирали информацию, но и проводили диверсии. Были созданы отряды конных минеров, которые могли неожиданно появиться под Барановичами или Житомиром, пустить под откос немецкий состав. Сталин отметил их и назвал радиоузел первым оперативным центром разведывательно-информационной деятельности на оккупированной территории СССР. Нам есть чем и кем гордиться и обязательно надо сохранить эту память.
Кстати, из «батинцев» 350 человек награждены орденами Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны и еще 5 стали Героями Советского Союза.
В рядах партизан воевали сотни лесоводов
Масштабы партизанского движения на территории Беларуси во время Великой Отечественной не имеют аналогов в мире. Сопротивление было организовано в каждом районе. В отряды уходили даже женщины и дети. Образ белорусского партизана стал одним из победных символов Второй мировой войны. В этом массовом сопротивлении ярко проявились черты белорусского народа — храбрость, упорство, смекалка, преданность своим идеалам и родной земле.
В рядах партизан воевали сотни лесоводов, кто лучше их мог знать тайные лесные тропы, поляны, острова на болотах, которые спасли тысячи жизней от операций нацистских карателей. Еще больше ветеранов и партизан пополнили ряды работников лесного хозяйства возрождающейся после войны молодой белорусской советской республики.
Станислав ГАЛКОВСКИЙ
Фото автора и из архива Житковичского лесхоза