Прошлый год был успешным для трудового коллектива УП «БЕЛЛЕСЭКСПОРТ». Предприятие активно реализовывало лесопродукцию на внутреннем и внешнем рынках, расширяя рынки сбыта и открывая новые горизонты в сфере международной логистики.

Значимое достижение — отраслевой экспортер стал полноценным логистическим оператором.

В декабре ­2024-го собственными силами, без привлечения дополнительных ресурсов, УП «БЕЛЛЕСЭКСПОРТ» организовало отправление в Китай контейнерного поезда, выполнив весь комплекс транспортно-экспедиционных услуг: от аренды контейнеров и подвоза пиломатериалов к станции погрузки до договоренностей с китайской стороной о сотрудничестве в части экспедирования груза по территории КНР.

Заместитель директора УП «­БЕЛЛЕСЭКС­ПОРТ» Сергей Матюлин подчеркивает: предприятие несколько лет шло к тому, чтобы взять на себя функции логистического оператора.

По большому счету, логистической компанией мы стали в 2020 году, когда был создан сектор логистики и у нас появились вагоны-зерновозы для перевозки древесных гранул, осуществлялись одиночные контейнерные отправки. В связи с увеличением объема работы сектор был преобразован в отдел логистики, на который была возложена задача организации бесперебойных поставок пиломатериалов на китайский рынок как железнодорожным, так и морским транспортом. По причине увеличения парка собственных вагонов в 2022-м был создан отдел железнодорожного транспорта, основной функцией которого стало оказание транспортно-экспедиционных услуг на внутреннем рынке и в дружественные страны, — поясняет Сергей Матюлин. — На тот момент мы не имели опыта работы с другими собственниками и операторами подвижного состава, не знали, как выстраивать логистику, чтобы она приносила максимальную экономию. Учились, с каждым годом прирастая новыми компетенциями, навыками и опытом.


Нацелены на максимальный доход

Сегодня УП «БЕЛЛЕСЭКСПОРТ» имеет 200 вагонов-лесовозов и 24 вагона-зерновоза, налажено взаимодействие с иными собственниками подвижного состава. Это позволяет в больших объемах перевозить круглые лесоматериалы внутри страны и пиломатериалы на внешний рынок.

Из года в год отраслевой экспортер увеличивает поставки экспортной продукции железнодорожным транспортом. В 2020 году в Китай отправляли 2—3 поезда в месяц, с наступлением санкционного периода их количество возросло до 15—16, в 2024-м — до 20—22. До недавних пор логистические и экспедиционные вопросы закрывались с помощью компаний, которые давно присутствуют на рынке, имеют значительный опыт и компетенции в транспортной логистике. Теперь вся работа по сборке и перевозке пилопродукции будет выполняться УП «БЕЛЛЕСЭКСПОРТ». Что это даст в будущем?

Мы нацелены на то, чтобы лесхозы получали максимальный доход, отрасль работала эффективно. Наша задача — не зарабатывать на логистике как на виде деятельности. Мы стремимся минимизировать логистические затраты на протяжении всего маршрута, чтобы цена реализации пилопродукции для лесхоза или другого предприятия была максимальной, — продолжает заместитель директора УП «БЕЛЛЕСЭКСПОРТ». — Предприятием заключены прямые договоры с собственниками подвижного состава, железнодорожными администрациями (БЖД, РЖД), государственными экспедиторами Казахстана и Азербайджана, что позволяет не только сэкономить, но и гарантировать обеспечение вывоза продукции.

В свою очередь, минимизация логистических затрат позволяет лесхозам увеличить стоимость пилопродукции.

Чем обусловлен рекорд?

То, что предприятие выступает в роли логистического оператора и может самостоятельно обеспечивать доставку продукции, будет способствовать дальнейшей работе по диверсификации рынков сбыта.

Напомним, во многом благодаря тому, что в УП «БЕЛЛЕСЭКСПОРТ» знают, как искать новых покупателей и устанавливать партнерские отношения, отрасль смогла в период введения санкций переориентироваться на внешних рынках, найти выгодные ниши и, укрепив позиции, заслужить репутацию надежного поставщика пиломатериалов. Здесь предопределяющим фактором являются цена, качество и скорость доставки. Чтобы наращивать объемы реализации, нужно оправдывать ожидания покупателей, выполнять договорные обязательства.

В прошлом году предприятия Минлесхоза достигли рекордного результата — отгрузили на экспорт более 1 млн кубометров пилопродукции. Это обусловлено многими факторами: слаженной работой лесхозов, четкой организацией производственного процесса, быстрым пилением, выгодными контрактами и, конечно, логистикой. Когда продукция отправляется не в соседнюю страну, а за тысячи километров, важно правильно организовать логистические маршруты, чтобы избежать лишних затрат.

Свою роль в значимом достижении года сыграло и то, что специалисты УП «БЕЛЛЕСЭКСПОРТ» своевременно сменили базис поставки. Сейчас практически все покупатели хотят, чтобы продукция доставлялась от склада грузоотправителя до их пункта назначения. Если вопрос перевозки переложить на плечи клиента, то можно столкнуться с проблемой отсутствия сбыта как такового. Чаще всего у небольших компаний, которым требуется пилопродукция, нет связей с железной дорогой, им не потянуть высокие тарифы на перевозку и экспедирование грузов.
Понимая это, с 2022 года условие поставки DAP (Delivered At Place, что означает поставку в конечный пункт назначения) стало преобладающим базисом при реализации лесопродукции на экспорт. Аккумулируя у себя транспортно-экспедиционные функции, предприятие максимально удешевляет стоимость доставки. Это делает сотрудничество с отраслевым экспортером особенно удобным и выгодным.

Заняли свою нишу

Китай остается основным экспортным рынком сбыта. В Поднебесную отгружается около 60 % продукции наших лесхозов. Здесь мы прочно заняли свою нишу. В больших количествах поставляется брусок из древесины, заготавливаемой из усыхающих насаждений. В дальнейшем такая продукция применяется в строительном секторе.

Стоит отметить, что по итогам прошлого года Беларусь вошла в топ-3 экспортеров в Китай, соревнуясь с Канадой за второе-третье места, после России.

В 2024 году начата работа с Китаем по новой методологии, увеличены сроки договоров на полгода (ранее заключали на 3 месяца). Это имеет преимущество в первую очередь для поставщика: в меньшей степени на работу влияет сезонность, не завышается спрос и не прыгает цена. Покупателю долгосрочные контракты также удобны, потому что это говорит о надежности поставщика, появляется стабильность, можно предлагать более выгодные условия для дальнейшего сотрудничества.

В числе других стран, куда отгружается большой объем экспортной продукции (строительная доска и паллетные заготовки), — Азербайджан, Узбекистан и Россия.

Минимизировать риски

Ощутив на себе санкционное давление, в УП «БЕЛЛЕСЭКСПОРТ» убеждены: сегодня необходимо иметь объемный портфель заказов, присутствовать на различных рынках и работать с максимальным количеством партнеров. Это позволит быстрее переориентироваться, если по каким-то причинам торговые отношения с той или иной страной прекратятся.
Сейчас зависеть от одного рынка рискованно. Продукция должна реализовываться независимо от политической ситуации или других обстоятельств. Диверсификация позволяет минимизировать такие риски, является залогом финансовой стабильности отрасли.

Скоро закупят вагоны

Для отрасли актуальна такая проблема, как дефицит вагонного парка. Предприятия Минлесхоза ежемесячно отгружают на внутренний и внешний рынки около 12 тыс. вагонов лесопродукции. Имеющихся у УП «БЕЛЛЕСЭКСПОРТ» вагонов-лесовозов, конечно же, недостаточно.
Министерством поручено увеличить их количество. Предприятием заключен договор с Могилевским вагоностроительным заводом на покупку 120 вагонов (50 поставят в этом году, 70 — в 2026-м). Это позволит повысить долю перевозок лесных грузов собственным железнодорожным транспортом.

Закрепиться на перспективных рынках

Наступивший год ставит перед коллективом УП «БЕЛЛЕСЭКСПОРТ» серьезные задачи. Необходимо продолжить работу по поиску новых партнеров для внешней торговли. Ориентир — страны «дальней дуги». Особый интерес представляет рынок Индии.

Мы в 2024 году начали торговать с Индией, рассчитываем закрепиться на этом рынке. Уже сегодня наши специалисты работают с российскими логистическими операторами, планируем начать с 5—10 контейнеров, постепенно увеличивая объемы. Сделав шаг в этом направлении, мы расширим свои возможности и нарастим экспорт, — отмечает Сергей Матюлин.

Светлана НАРЕЙКО
Фото из архива УП «БЕЛЛЕСЭКСПОРТ»

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Cookies preferences

Others

Other uncategorized cookies are those that are being analyzed and have not been classified into a category as yet.

Necessary

Necessary
Necessary cookies are absolutely essential for the website to function properly. These cookies ensure basic functionalities and security features of the website, anonymously.

Advertisement

Necessary
Advertisement cookies are used to provide visitors with relevant ads and marketing campaigns. These cookies track visitors across websites and collect information to provide customized ads.

Analytics

Analytical cookies are used to understand how visitors interact with the website. These cookies help provide information on metrics the number of visitors, bounce rate, traffic source, etc.

Functional

Functional cookies help to perform certain functionalities like sharing the content of the website on social media platforms, collect feedbacks, and other third-party features.

Performance

Performance cookies are used to understand and analyze the key performance indexes of the website which helps in delivering a better user experience for the visitors.