
Для Антонины Бовтрукевич лесное дело — по-настоящему семейное. Ее отец Владимир Щерба пришел в Ганцевичский лесхоз инженером по охране труда, а через год стал лесничим Круговичского лесничества, затем — главным лесничим лесхоза и в этой должности проработал 24 года — до конца своего жизненного пути. А старшая сестра Елена трудилась в должности лесничего Денисковичского лесничества, сейчас она уже на заслуженном отдыхе, ее супруг — также представитель лесной отрасли.
С самого детства девочка, которая жила в райцентре, проводила в лесу очень много времени, училась чувствовать его. Отец страстно любил природу, мог рассказать о ней много интересного. С радостью забиралась в коляску мотоцикла и отправлялась с ним в путешествия по любимым местам.
Тем не менее юная Антонина поначалу собиралась пойти по стопам своей мамы, врача-педиатра. Но сразу после школы в мединститут поступить не удалось. Пришлось устроиться в цех деревообработки рабочей 4-го разряда укладывать и сортировать пиломатериалы. Но это первое рабочее место во многом предопределило ее дальнейший выбор. Через год она поступила в Белорусский технологический институт имени Кирова (ныне — БГТУ) на специальность «лесное хозяйство».
Еще в студенчестве Антонина Бовтрукевич родила сына. Из декрета вышла с твердым намерением стать помощником лесничего, но руководство рассудило иначе — предложило должность экономиста. Однако это была совсем не кабинетная работа: постоянно бывала в лесу. Экономист лесхоза должен знать и понимать все процессы — от сбора семян до рубок. Но лес никогда и не мог наскучить, говорит Антонина Владимировна. Это для нее самое лучшее место для восстановления и накопления жизненных сил.
Через шесть лет сменила должность экономиста на инженера по лесному хозяйству, затем стала ведущим инженером по лесопользованию, начальником отдела лесного хозяйства и лесовосстановления. Оглядываясь на пройденный в профессии путь, признается, что работа в лесной отрасли — это не просто труд, но еще и память об отце. Так что вопроса, уйти или остаться, не возникало никогда.
Ганцевичский лесхоз в отрасли на хорошем счету и ранее занимал лидирующие позиции в лесном хозяйстве республики, например, удостаивался переходящего Красного знамени. Одними из первых в БССР и Советском Союзе в целом здесь начали выпускать хвойную витаминную муку, освоили производство топливной щепы.
— К счастью, есть что вспомнить, но и есть чем гордиться сегодня, — отмечает Антонина Владимировна. — Так, в 2021 году в нашем лесхозе введен в эксплуатацию завод по производству пеллет, в 2023-м — сушильный комплекс и цех по производству поддонов, в нынешнем году запущено производство пиломатериалов лиственных пород из низкосортной древесины для выпуска поддонов. Таким образом, создан полный цикл переработки древесины.
Лесной фонд Ганцевичского лесхоза практически поровну состоит из хвойных и лиственных пород. Много труднодоступных мест из-за значительной площади заболоченных земель. К лесовосстановлению стараются подходить практично: сажать столько, сколько смогут охватить качественными уходами и перевести в покрытую лесом площадь — около 100 га в год, в нынешнем году — 107,1 га. Ранее бывало и по 300 га. Но сегодня в приоритете — содействие естественному возобновлению, тем более что часто рубки ведутся на небольших участках, доступ к которым осложнен.
Там, где площадь рубок более значительная, высаживаются лесные культуры, в основном сосна. Благо успешно функционирует базисный питомник, который когда-то закладывал отец Антонины Бовтрукевич. Продукция питомника обеспечивает собственные потребности, часть ее реализуется в другие белорусские лесхозы. Закупаются только саженцы с ЗКС
у Ивацевичского опытного лесхоза.
Лесное хозяйство идет в ногу со временем, постоянно внедряются новые технологии, формы и методы — и работники отрасли успешно их осваивают и применяют. И сама Антонина Владимировна на деле оценила эффективность использования АРМ «Лесопользование», ЕГАИС и т. д. Наверное, говорит она, именно скорость технического прогресса и цифровизация многих видов деятельности стали самыми яркими примерами динамичного развития лесной отрасли.
Всегда в лесное хозяйство шли люди неравнодушные, желающие не просто использовать богатство белорусского леса, не только сохранять его, но и приумножать. Они оставались верными лесным профессиям даже в самые непростые времена. Таких работников нужно ценить и беречь, убеждена Антонина Бовтрукевич. Она не скрывает:
— Награждение медалью «За трудовые заслуги» стало для меня неожиданностью. Ведь я полагала, что просто занимаюсь любимым делом, и нас, таких преданных ему работников, в Ганцевичском лесхозе немало. Считаю, что таким образом отмечен высокий результат труда всех моих коллег, близких и родных людей, отдавших лесной отрасли свои лучшие годы.