Водитель щеповоза Бобруйского лесхоза Виктор Володько по праву считает День памяти воинов-интернационалистов особенной датой. Он отслужил в «стране песков и диких скал» полтора года, награжден медалью «За боевые заслуги».
В 1984 году под призыв вместе с ним попали друзья, с которыми он учился в Жлобинской ДОСААФ. Новобранцам сразу же сообщили, что их планируют подготовить к службе на территории Афганистана. При этом у Виктора Евгеньевича была возможность отправиться в одну из воинских частей Марьиной Горки. Но ребята дружно решили, что поедут в Афган — хотелось романтики. Азиатская страна, иная культура, непривычные ландшафты — интересно было все это увидеть своими глазами. К тому же он, как и многие его товарищи, считал важным помочь афганскому народу отстаивать свободу, равенство и социалистические идеалы.
Вместе служить им не довелось: после учебки в Ашхабаде их распределили по разным ротам. Виктор Володько попал на перевал Хайр-Хана, известный также как Теплый Стан. Он служил механиком-водителем, был командиром отделения. На бронированном тягаче доставлял из одной точки в другую боеприпасы, продовольствие и другие грузы. По мере необходимости осуществлял техобслуживание и ремонт техники.
Не раз Виктору Евгеньевичу приходилось рисковать жизнью, попадая под обстрелы. Признается, что страха не испытывал. «Я был молод. Многого не понимал. Казалось, плохое может случиться с кем угодно, но только не со мной», — говорит Виктор Володько. Молчание гор не казалось зловещим, а к обстрелам в его батальоне быстро привыкли. Зачастую ради интереса солдаты выходили из укрытия, чтобы осмотреть разорвавшийся снаряд и воронку. Прислушиваясь, часто спорили, из какого оружия душманы ведут стрельбу и как далеко находится огневая точка.
Он честно нес службу, старался даже в самые сложные периоды не терять присутствия духа. А такие периоды случались часто.
»
Однажды Виктор Евгеньевич подорвался на тягаче — чудом избежал гибели, отделавшись легкой контузией. На восстановление ушло время, однако в госпитале он долго не отлеживался: вместе с ротным занимался корректировкой огня — то есть ходил на позиции и подавал артиллеристам
цели. Затем вновь вернулся к перевозке грузов.
«
Еще как-то во время боевой операции рядом с Виктором Володько разорвался снаряд. Он уже был опытным солдатом и моментально среагировал, упав за массивные ящики, которые, к счастью, оказались рядом. Его не задели осколки, а если бы помедлил секунду-другую, то получил бы серьезные повреждения, вполне возможно, смертельные. После того случая шум разрывающегося снаряда еще долго стоял в ушах и, казалось, ощущалось, как по воздуху проходит ударная
волна.
Он демобилизовался в ноябре 1986 года одним из первых в роте. Несмотря на опасности, с которыми сопряжена служба, уезжать не хотелось — в их подразделении все были дружны, практически как одна семья. Покидая перевал, Виктор Евгеньевич очень волновался за своих товарищей, всю дорогу до Ташкента мысленно проговаривал: «Пусть все останутся в живых! Пусть благополучно вернутся домой!»
Сам же он добирался до деревни в Кировском районе, где жила его мать, довольно долго. Заезжал по пути в разные города к сослуживцам, уволившимся ранее. Немного погостил в Сочи, Ялте и других городах. Его везде принимали с радостью. Товарищам, которые прошли через огонь войны, было о чем вспомнить.
По возвращении домой героем себя не чувствовал. Терялся, когда кто-то спрашивал: как там, в Афгане? Рассказывать о том, что происходило на перевале Теплый Стан, не хотелось. Было слишком больно вспоминать об этом. Пытался забыть, но не мог. Полтора года в Афганистане навсегда изменили его характер и отношение к жизни. Он осознал, насколько малозначительно все то, из-за чего огорчался раньше. По его убеждению, мир и спокойствие — лучшие из благ.
После демобилизации он некоторое время работал трактористом в колхозе Кировского района, потом — водителем, ездил на фуре в дальние рейсы. В Бобруйском лесхозе трудится 7 лет. Сейчас занимается доставкой щепы потребителям. Свою работу Виктор Евгеньевич любит, считает себя прирожденным водителем, для которого любая дорога в радость.
По традиции из года в год 15 февраля он встречается с воинами-интернационалистами, чтобы возложить цветы, поклониться памяти боевых товарищей и, конечно, поговорить. О чем? О том, что время лечит любые раны, но не эти. Афганская боль не стихает… Много лет прошло, а в своих снах воины-интернационалисты все так же видят выгоревшее небо, слышат взрывы снарядов и переживают потери друзей.