Кому выделяется арендное жилье и как в отрасли реализуется программа строительства деревянных домов для своих работников, посмотрели на примере Гомельской области
Срубы придут на смену панелькам. Только на 2024 год в лесной отрасли запланировано строительство почти трех десятков таких арендных домов. Больше всего новых строений появится на Гомельщине — в Гомельском и Буда-Кошелевском опытных, Петриковском, Рогачевском и Лельчицком лесхозах. Такой подход даст возможность оперативного строительства арендного жилья как в райцентрах, так и на селе своими силами.
На изготовление — месяц, на сборку — две недели
Жлобинский лесхоз в решении жилищного вопроса для своих работников идет по традиционному пути. Основной жилой фонд — арендные квартиры. Однако в этом году лесхоз одним из первых в области откроет дом для лесоводов, построенный лесоводами. Это проект коллег из Лельчиц на жлобинской земле. Его уже нельзя назвать срубом, это — небольшой коттеджный домик.
Сегодня Николай Аслюк исполняет обязанности инженера-таксатора в Жлобинском лесхозе, до этого трудился мастером леса в Дворищанском лесничестве (этого же лесхоза). Родом из деревни Лясковичи Октябрьского района. Три года назад как выпускник филиала БГТУ Гомельского государственного политехнического колледжа попал на север Гомельщины. Тогда в деревне Кабановка, где располагалось лесничество, затраты на аренду жилья в размере трех базовых величин ежемесячно возмещал лесхоз.
В этом году в связи с переходом на новую должность и переездом в Жлобин Николаю выделили арендное жилье:
— Удобная однокомнатная квартира. Живу один. Коммунальная и арендная плата очень скромные. Все устраивает. Новая должность инженер-таксатор — интересный профессиональный вызов. Кстати, я еще и студент-заочник третьего курса специальности «лесное хозяйство» биологического факультета Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины. Сейчас, чтобы работать с удовольствием и видеть результат, есть все. Единственное, мечтаю о частном доме. Знаю, у нас в лесхозе строится такое жилье, но оно, скорее, для семейных. Так что и мне стоит задуматься о семье. Если есть хорошие перспективы жилищной поддержки, почему ими не воспользоваться?
Новый дом — это домокомплект производства Лельчицкого лесхоза из профилированного бруса. Площадь — более 80 кв. м. Внутри — объединенная гостиная с кухней, две жилые комнаты, коридор, санузел и мини-котельная. У входа — небольшая терраса. На изготовление такого домокомплекта затрачивают месяц, на сборку — две недели. Однако необходимо еще залить фундамент, подвести коммуникации, установить кровельное покрытие, произвести внутреннюю отделку. На это уйдет лето.
— Заселять жильцов планируем в конце августа — начале сентября. Будем определяться, кто вытянет счастливые ключи — молодая семья или несколько жильцов по типу общежития, — раскрывает планы заместитель руководителя организации по идеологической работе Жлобинского лесхоза Инна Дудорева. — Кадровый вопрос — один из важнейших. И это не только подбор молодых специалистов и направление целевиков, но и выстраивание эффективной работы школьных и дошкольных лесничеств. Красивыми словами не обойдешься. Дети сами должны видеть, что у представителей лесного хозяйства много преимуществ, поднимающих статус профессии, — достойная зарплата, хорошая машина, красивый дом. Тема дома — самая затратная. Поэтому предоставление качественного арендного жилья — один из способов не только закрепления специалистов, но и привлечения молодежи в профессию.
Строительство жилья на мощностях лесхозов — это сохранение средств и приобретение имущества в системе Минлесхоза плюс хорошая реклама нашей продукции для населения.
Все-таки это не в буклетах смотреть или на сайтах, а можно все оценить в реальности.
Если лесоводы себе строят такие дома, значит, предложение хорошее. Добавим к этому экологичность проекта и ориентир на национальные традиции. На мой взгляд, качественный деревянный дом, да еще с садом и уютным двориком, лучше любой квартиры. Уверена, что в будущем белорусы при строительстве дач и частных домов будут отдавать предпочтение домокомплектам, разработанным и произведенным профессионалами лесного хозяйства.
Доступно по цене, комфортно в быту
38 лет назад Хойникский район, словно ножом, был рассечен пополам радиоактивными чернобыльскими выбросами. Ватерлиния зоны нормальной жизни прошла четко посередине района. Южная часть превратилась в Полесский государственный радиационно-экологический заповедник, северная стала отстаивать право на полноценное развитие. Район непростой, поэтому одним из важнейших факторов закрепления специалистов является предоставление доступного жилья.
В Хойникском лесхозе за два последних года восьми работникам выделено арендное жилье. Инженер АСУП Сергей Анисенко вместе с супругой и дочерью проживает в доме, построенном лесхозом. Окончил Борисовский государственный профессионально-технический колледж лесного хозяйства, Гомельский государственный политехнический колледж и факультет автоматизированных систем управления Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины. Трудился и лесником, и мастером леса, сегодня его должность — это фактически системный администратор лесхоза, рассказывает Сергей Анатольевич:
— Процессы в лесном хозяйстве с каждым годом все более цифровизируются и автоматизируются. От бухгалтерских программ до ЕГАИС. Поэтому работы немало. У меня семья, раньше мы снимали квартиру (оплачивал лесхоз), но вопрос крыши над головой всегда был актуален. Лесхозом было принято решение о выделении нам частного дома в качестве арендного жилья. Места много, живем в райцентре, на данный момент вопрос с квадратными метрами решен.
После аварии на ЧАЭС в Хойникском районе прекратили существование 49 населенных пунктов, закрылись 10 учебных, 20 медицинских и культурно-просветительских учреждений. Однако за эти годы люди доказали, что у них по-настоящему несгибаемый характер. Район расцвел, расправил плечи. Здесь строят дома, растят детей, высаживают новые леса. В Хойниках сложились интересные условия для строительства. Местный завод железобетонных изделий взял под крыло Мозырский ДСК. В новостройках теперь живут молодые семьи-специалисты.
Инженер-лесопатолог Валерия Гапеева получила здесь однокомнатную квартиру три года назад:
— Чтобы полностью погружаться в производственный процесс, необходима бытовая благоустроенность. Решение квартирного вопроса — в числе приоритетных. Можно спокойно трудиться. В 2021 году у нас открылся питомник на 7,1 га. Три основные лесные породы: сосна, береза и дуб. В питомнике в открытом грунте наши основные враги — хрущи, в лесах — различные короеды и сосновый пилильщик. Надеюсь, в этом году осадки сохранят свою интенсивность и лес лучше перенесет традиционно жаркое полесское лето.
Хойникский лесхоз, надо сказать, в полной мере ощутил последствия аварии на Чернобыльской АЭС, находящейся от него в 50 километрах. По степени радиационного загрязнения в лесхозе выделено 3 зоны: 1-я — радиационного загрязнения до 15 Ки/км2 — 56 060 га, 2-я — радиационного загрязнения 15—40 Ки/км2 — 4519 га, 3-я — радиационного загрязнения 40 и более Ки/км2. Поэтому лесовыращивание, лесовосстановление, лесоразведение, охрана лесов от пожаров в условиях радиационного загрязнения стали одними из главнейших.
— В решении кадрового вопроса ориентируемся не только на закрепление приезжих специалистов. Работаем над тем, чтобы и местные держались за работу в лесхозе, — отмечает заместитель руководителя организации по идеологической работе Хойникского лесхоза Даниил Захаренко. — Поэтому у нас вопрос о предоставлении жилья в случае необходимости решается автоматически. На данный момент вакансии выделяются под молодых специалистов, других нуждающихся уже нет.
Станислав ГАЛКОВСКИЙ
Фото из архивов лесхозов