Борисовский ДОК расширяет пеллетное производство

Борисовский ДОК расширяет пеллетное производство

Адреса опыта

Фото автора, Татьяна БИНДА
27.09.2018 Версия для печати

В Европе без этого вида топлива уже не представляют комфортную жизнь миллионы частных домовладельцев. Котел, который работает на древесных гранулах, дает тепло всему дому на протяжении нескольких дней после загрузки, а расход пеллет на отопление помещения площадью 150 кв. метров составит всего около 5 тонн в отопительный период. О том, как ОАО «Борисовский ДОК» уже 14 лет с успехом выпускает этот перспективный вид топлива, какова рентабельность производства пеллет, узнавала наш корреспондент.

— Пеллетное производство существует у нас с 2004 года, — рассказывает начальник управления производства маркетинга и сбыта предприятия Татьяна Степанова. — За это время мы в несколько раз увеличили объемы производства, подтвердили качество своей продукции, получив сертификат немецкого стандарта DINplus и европейский сертификат соответствия ENplus.

В ноябре 2016 года после модернизации производства здесь ввели в эксплуатацию новую линию. Объем производства пеллет с 2004 года по 2018-й увеличился в 3 раза.

Сегодня на предприятии создан замкнутый цикл переработки сырья со 100-процентным использованием образую­щихся отходов производства: все опилки, стружка и щепа собираются, сушатся, измельчаются, чтобы потом превратиться в доходный товар. В составе древесных гранул нет химических добавок и клея, а прессуются пеллеты за счет лигнина, который при высоких температурах выделяется из древесного сырья.

— С развитием производства топливных гранул Борисовский ДОК остановил все продажи топливной щепы, — рассказывает Татьяна Ивановна. — В год пеллетное производство требует около 80 тыс. тонн древесного сырья, и весь этот объем мы формируем исключительно из собственных отходов деревообработки.

Производство пеллет здесь максимально автоматизировали: на разных этапах подготовки отходов и производства гранул задействовано всего три специалиста: два оператора на линиях с оборудованием и один — на обслуживании сушильного хозяйства. А упаковкой готовой продукции в небольшие мешки по 15 кг и вовсе занимается робот. За час он упаковывает 5 тонн пеллет. Производство этого вида топлива на Борисовском ДОК не останавливается даже ночью.

Полученная в результате лесопиления щепа вначале проходит сушку, затем несколько раз измельчается до состояния муки. Эта мелкая фракция поступает в пресс-гранулятор, который представляет собой металлический круг с множеством отверстий диаметром 6 мм. Сырье для производства пеллет подается в центр этого круга, откуда специальные ролики выталкивают древесную массу.

Опилки проходят сушку в сушильном барабане, затем системой пневмотранспорта подаются на гранулятор. Это второй после щепы вид сырья, который имеет самостоятельный технологический поток. Третий вид — это стружка, которая остается после строгания профильных деталей — доски пола, вагонки и т. д. Системой пневмотранспорта она прямо от строгальных станков поступает на гранулятор. Поскольку доска уже сухая, стружку дополнительно не сушат, ее лишь измельчают до необходимой фракции и гранулируют.

— Сегодня производство топливных гранул имеет высокую рентабельность, а имеющихся у нас мощностей не хватает, чтобы удовлетворить всё нарастаю­щий спрос на этот вид топлива в Европе. К слову, интерес к топливным гранулам в Беларуси тоже растет. Наше производство никогда не останавливается, — рассказывает Татьяна Степанова.  

К тому же сама по себе топливная щепа — это тоже товар: ее покупают производители целлюлозы и котельные. Помимо выпуска топливных гранул, щепа используется для производства ДВП. Это стратегический для предприятия продукт, и переработка отходов в щепу идет здесь круглосуточно. Помимо производства топливных гранул, щепа используется для выпуска ДВП. В год здесь перерабатывают до 100 тыс. тонн этого сырья.

На территории Борисовского ДОК есть своя железнодорожная ветка, поэтому заказчикам выгоднее грузить продукцию в вагоны: за один рейс автотранспортом можно увезти 22 тонны пеллет, в то время как в один вагон вмещается 52 тонны этого товара.

Поскольку топливные гранулы с успехом реализуются по всей Европе, в следующем году Борисовский ДОК планирует увеличить их производство на 20 %. Также на предприя­тии уже разработана стратегия развития пеллетного производства до 2020 года.

Тем временем в Германии средняя цена древесных гранул достигает 240 евро за тонну. По сравнению с августом цены на пеллеты выросли здесь на 1,4 %, с аналогичным периодом 2017 года — на 3,5 %.

Интерес к немецкому рынку твердого биотоплива растет со стороны российских производителей пеллет. Ряд компаний имеют свои представительства в Европе, в частности в Германии. Другие пеллетчики задумываются над вопросом открытия трейдинговой компании или склада в этой стране.

 


Комментарии

Оставить комментарий

0 Комментариев

Связаться с редакцией: