Если путь в лес, то по новым дорогам

Если путь в лес, то по новым дорогам

Актуально

Фото автора, Фото Татьяны БИНДЫ, Юлия ХОЛОДИНСКАЯ, Фото из архива УП «Белгипролес»
18.08.2022 Версия для печати

Согласно Государственной программе «Белорусский лес» на 2021—2025 годы в нашей отрасли ежегодно должно строиться не менее 100 км лесных дорог. Минлесхоз успешно справляется с этой задачей, регулярно выполняя даже свыше намеченных планов. Работает в этом направлении и Проектно-изыскательское республиканское унитарное предприятие «Белгипролес». О том, какие новейшие подходы и технологии позволяют предприятию качественно и в срок выполнять поставленные цели, узнавала «БЛГ». 

Всё начинается с проекта 

До конца 2022 года еще больше четырех месяцев, а в отрасли уже построено свыше 80 км лесохозяйственных дорог. С опережением проводится и проектирование. Растут объемы. Для наглядности: еще в 2019-м специалистами УП «Белгипролес» было разработано проектов на 51 км лесохозяйственных дорог. За 2020—2021 годы — 104 км, с 2021-го по март 2022 года — 225 км, а с апреля 2022-го по сентябрь 2023-го у предприятия в планах спроектировать уже 341 км. 

— Как и в минувшем году, в 2022-м больше всего проектируется лесохозяйственных дорог для Витебской области (в прошлом — 83 км, в этом — 139), — рассказывает начальник отдела лесохозяйственного проектирования УП «Белгипролес» Владимир Третьяков. — В 2022 году для Брестской области проектируется 33 км, Гомельской — 37, Гродненской — 9, Минской — 65, Могилевской — 58 км. На данный момент по новым контрактам мы уже изыскали с апреля по август 89 км дорог. И по всем проектам, которые создаются на основе наших изысканий, они обязательно будут построены. 

Такую задачу ставит Минлесхоз — если проект был создан и получил заключение госстройэкспертизы, он не может быть отправлен на полку. Обычно от стадии проектирования до начала строительства дороги проходит максимум полтора-два года. 

Экстремальное изыскание 

На каждой стадии работ есть свои нюансы. Но наиболее сложной зачастую считают именно изыскательскую стадию. Ведь сегодня практически все лесохозяйственные дороги выпадают на заболоченные территории, где у грунта слабая несущая способность. Порой попадаются и такие местности, где за ресурсом приходится добираться практически вплавь. Тут строительство дороги — уже не просто желание, а необходимость. 

— Один из примеров — лесохозяйственная дорога № 3 в Руднянском лесничестве Городокского лесхоза протяженностью более 25 км, — рассказывает главный инженер УП «Белгипролес» Александр Сенькевич. — На ней 9 недель трудилась изыскательская партия № 3 Евгения Занько — молодого, но очень ответственного и талантливого специалиста. Учитывая протяженность будущей дороги, его команда не всегда могла даже подъехать до места проводимых изысканий. Приходилось около часа добираться пешком вместе со всем необходимым снаряжением для проведения геодезических и геологических работ. Длина заболоченных мест порой достигала 900 м. Для выполнения поставленной задачи я привез ребятам резиновые полукомбинезоны. В них мы при проведении изысканий погружались в воду, уровень которой местами был выше пояса. При этом нужно было еще выполнить весь комплекс геодезических и геологических изысканий. Конечно, условия, мягко говоря, непростые, но нашим работникам не привыкать. 

Трудились и в проливные дожди холодной весной, облачившись, помимо средств индивидуальной защиты, в плащ-палатки. Ведь важно было не затянуть сроки и приложить максимум усилий для выполнения поставленных задач. 

— На некоторые объекты выезжаем, бывает, не один, а по 3—4 раза, чтобы найти возможность снизить себестоимость, хотя это не всегда заканчивается удачно, — замечает Александр Иванович. — В частности, 3 раза изыскивали внутрихозяйственный карьер в Зубровском лесничестве Горецкого лесхоза, но так и не нашли грунта, пригодного для строительства 10 км дороги. Пришлось доставлять его с промышленного карьера. Особая благодарность директору лесхоза, который принимал непосредственное участие в строительстве дороги. В настоящее время для Горецкого лесхоза на период с 2022-го по сентябрь 2023 года запланировано запроектировать еще 4 дороги. Опять же, в таких вот непростых местностях. Уже две дороги мы изыскали. Осталось еще две. 


«Изыскание одной дороги может длиться в течение месяца, а то и больше, в зависимости от сложности и протяженности объекта. Но для своих работников УП «Белгипролес» старается создать хорошие бытовые условия в таких командировках. Специалисты селятся в домиках охотника и съемных квартирах, где можно приготовить еду, постирать вещи, просушить их и отдохнуть. Хороший стимул трудиться, несмотря на сложность объекта, дает и достойная зарплата. Сейчас средняя по предприятию уже выше 2080 рублей.»  


От новой партии до новых технологий 

Несмотря на то что УП «Белгипролес» сегодня может нанимать подрядчиков для выполнения в том числе проектно- изыскательских работ, руководитель предприятия делает ставку на собственный штат специалистов, чтобы быть уверенным в качестве выполняемых услуг. 

— Министерство лесного хозяйства заранее нам озвучило, что будут расти объемы строительства и проектирования, поэтому мы подготовились и за два года взяли на работу 13 молодых специалистов. Уже подписан приказ, и с 15 августа у нас официально начала свою деятельность третья проектно-изыскательская партия, — рассказывает директор УП «Белгипролес» Владимир Радюкевич. — Мы ставим перед собой задачу своими силами спроектировать 341 км лесохозяйственных дорог, намеченных по плану. И уверен, что справимся. Ведь новых специалистов мы подбирали очень старательно на конкурсной основе и регулярно обучаем тех, кто с нами уже работает давно. Отправляем на повышение квалификации минимум раз в 3 года, а также всячески содействуем плодотворной работе с помощью внедрения передовых технологий. Для специалистов приобретены лицензионные версии программ «Кредо дороги», «Кредо съезды», «Кредо геология», позволяющие сократить время проектирования, увеличив его качество, а также грамотно проводить анализ строительства лесохозяйственных дорог. Для удобства работы в программах к ним обеспечен и онлайн-доступ. 

УП «Белгипролес» удачно применяет сегодня в работе и GPS- технологии. У предприятия есть два комплекта спутникового оборудования, состоящих из переносных базовых станций, GNSS-приемников и прочих необходимых гаджетов для проведения геодезических изысканий. Технология помогает сократить время определения координат и обеспечить их высокую точность при проведении изыскательских работ, вести одновременно вычисление плановых и высотных отметок. 

— Кроме того, у нас сегодня каждая партия снабжена видеорегистраторами, — рассказывает Александр Сенькевич. — Геодезические знаки, пробы грунтов и другие процессы фиксируем на камеру и храним в архиве. В любой момент можно поднять записи и наглядно убедиться в добросовестности проведенной работы, отследив все ее этапы. 

Технический надзор — гарант качества 

Технадзор — направление для УП «Белгипролес» достаточно новое. Но благодаря тому, что предприятие взяло на себя, помимо авторского надзора, еще и такие функции по рекомендации Минлесхоза, можно говорить о максимальных гарантиях правильной реализации проектов по строительству лесохозяйственных дорог. 

— Сегодня под нашим контролем строится 10 дорог. Уже успешно введены в эксплуатацию построенные под авторским и техническим надзором УП «Белгипролес» лесохозяйственные дороги в Логойском, Борисовском опытном и Горецком лесхозах. В этом месяце планируется начать эксплуатацию дорог в Шумилинском, Житковичском и Лепельском лесхозах, — рассказывает главный специалист по техническому надзору УП «Белгипролес» Андрей Кепчик. — Поскольку мы оказываем сразу комплекс инженерных услуг, то помогаем на всех этапах. Начинаем с выбора подрядчика, регистрации объекта, далее осуществляем контроль за строительством, регулярно выезжая на объекты (на плановые проверки еженедельно, если сложная дорога, то по 2—3 раза в неделю). При необходимости помогаем лесхозу в оформлении претензионных актов. Выбор подрядной организации — один из ключевых этапов. Конкурсная документация, которую мы составляем и согласовываем с заказчиком, делается таким образом, чтобы выбрать специалистов, обладающих лучшими материальными, интеллектуальными ресурсами. Поэтому на наших объектах всегда трудятся подрядные организации с самой передовой техникой, профессиональным составом работников, свидетельством о технической компетенции и прочим. 

Конечно, сложности при строительстве — дело нередкое. Может мешать погода и сами работы быть технически трудновыполнимыми. К примеру, в этом году при строительстве дороги (8 км 300 м) в Борисовском опытном лесхозе специалистам пришлось столкнуться с особенным рельефом с выемками до 8 м глубиной. Так, только для того чтобы добиться полотна без крутых горок, пришлось делать насыпи по 3 м. Но стоит заметить, стоимость на услуги технического надзора УП «Белгипролес» прописывает в договоре и не меняет даже в ходе скачков сметы из-за сложностей, в том числе непредвиденных. И, как признался Андрей Кепчик, под их контролем срывов нормативных сроков строительства не случалось, но были их опережения, как, к примеру, в Любанском, Логойском лесхозах и других. 

— Отдельно хотелось бы отметить содействие самих лесхозов в процессе строительства и выразить благодарность руководителям и главным лесничим за понимание и серьезный подход, — акцентирует внимание Андрей Иванович. — Клецкий, Любанский, Борисовский опытный, Островецкий опытный и Сморгонский опытный лесхозы — у них дисциплина построена так, что, когда подрядчик заступает на работу, уже подготовлены все необходимые условия. Ганцевичский, Глусский, Бешенковичский и Лепельский лесхозы, где и директора, и главные лесничие никогда в стороне не остаются, помогают решать максимально оперативно все вопросы, которые в ведении заказчика. Сразу чувствуется ответственное отношение к делу. И так вместе нам удается достигать наилучших результатов. 

Современные подходы 

Стандартная дорожная «одежда» лесохозяйственной дороги обычно создается из щебеночно-гравийно-песчаной смеси и подобных комбинаций. Но УП «Белгипролес» открыто для новшеств. Поэтому, когда российскими коллегами было предложено создание дорожной «одежды» из цементно-песчаной смеси с добавлением модификатора «Акропол», предприятие охотно согласилось опробовать новшество. Так, по поручению Минлесхоза была запроектирована и построена новая дорога в Лепельском лесхозе, о начале создания которой мы писали в одном из прошлых номеров. Огромное содействие в процессе реализации проекта, как рассказали специалисты УП «Белгипролес», оказывали директор и главный лесничий лесхоза. 

Отлично справилась и подрядная организация, хотя погодные условия часто не сопутствовали этому. Сейчас дорога на стадии приемки, и в этом месяце, вероятнее всего, она уже будет официально открыта. Ожидается, что новая технология поможет дорожному полотну легко переносить температурные перепады и выдерживать большую весовую нагрузку. Подробнее о первых выводах можно будет узнать из видеосюжета, который планируется по случаю ввода объекта в эксплуатацию. Досконально оценить эффективность на долгосрочной практике можно будет с течением времени. 

Еще одна интересная особенность лепельской дороги — расширенное полотно до 6,5 м. Такой подход — тоже в числе новинок из недавних проектов УП «Белгипролес», хотя уже зарекомендовавший себя. 

— Лесхозы к нам всё чаще обращаются с просьбой проектировать ширину дороги именно в 6,5 м, а не в 5, чтобы исключить опрокидывание большегрузов, — признается Владимир Радюкевич. — И такое пожелание вполне объяснимо: для современной техники с повышенной грузоподъемностью необходим хороший угол поворота. Нужно отдать должное Министерству лесного хозяйства, что при обращении лесхозов дается одобрение на технические задания с расширенными дорогами с их обязательным обоснованием. В числе хороших новшеств также — комплексные технологические площадки (промежуточные склады). Впервые идею спроектировать их в составе дороги предложил директор Любанского лесхоза Сергей Шуляковский. На практике задумка оказалась очень полезной, и теперь многие лесхозы просят сделать им такие же площадки для временного хранения древесины. Подход правильный, я считаю. Это помогает уберечь качество сырья, удобнее вести учет продукции, охрану леса, к тому же лес так не засоряется. 

Честная экономика 

Строительство лесохозяйственных дорог — процесс трудозатратный и дорогостоящий. Для того чтобы бюджетные средства применялись наиболее оптимально, в свое время УП «Белгипролес» совместно с БГТУ создали Технический кодекс установившейся практики (кодекс — ТКП-500), указав в нем актуальные нормы для проектирования и строительства лесных дорог. 
— Этот кодекс помогает соблюдать баланс между ценой и качеством. Чтобы строительство обходилось дешевле, но при этом дороги выдерживали нагрузки транспорта, который с каждым годом всё совершеннее и грузоподъемнее. Учитывая изменение техники, обновляется со временем и сам кодекс, — объясняет начальник отдела лесохозяйственного проектирования УП «Белгипролес» Владимир Третьяков. 

Так, хоть работы и ведутся на непростых почвах, преимущественно заболоченных, УП «Белгипролес» сегодня помогает лесхозам найти возможность строить дороги по самой низкой стоимости в Беларуси, а, возможно, как заметил Владимир Радюкевич, и во всем постсоветском пространстве: 220—230 рублей за 1 км дороги (именно строительство). Дорога на легких, незаболоченных участках, к примеру, на песчаниках в Гомельской области, может и вовсе обойтись в 190 рублей за 1 км (строительство). 


«Как отмечает главный экономист планово-экономической службы Татьяна Родкевич, УП «Белгипролес» сегодня своевременно выполняет все финансово-экономические задачи, поставленные на 2022 год. Объем работ у предприятия вырос на 24 % в сравнении с предыдущим годом. При этом стоимость проектно-изыскательских работ на 1 км лесохозяйственной дороги сегодня составляет 11 700 рублей, ценовой уровень остался почти таким же, как и в прошлом году.» 


— Мы стараемся просчитать максимально удобные условия для лесхозов. Потому что дороги — это не просто путь к ресурсу, но и вопрос безопасности, сохранности природы, — замечает Владимир Владимирович. — Если спелый лес не убирать, он теряет свои технические характеристики, портится. Важно вовремя заготавливать сырье и вовремя посадить новые культуры. Также необходимо иметь доступ к лесу на случай пожаров. Неспроста в дорожных проектах мы проектируем пожарные водоемы по просьбе лесхозов, если в близлежащем районе нет реки или подъезда к воде. В нашей стране нет объемов угля, нефти. Но есть калийные удобрения и леса. И мы должны оберегать эти богатства. Поэтому бережное отношение к лесу — это важная составляющая нашей работы. И я считаю, что Министерство лесного хозяйства в этом плане — на передовых ролях постсоветского пространства. А мы всеми силами стараемся ему в этом помогать, профессионально создавая подход к ресурсу и защите леса. 


Комментарии

Оставить комментарий

0 Комментариев

Связаться с редакцией: