Высокая организованность против огня. Эти слова стали лейтмотивом состоявшегося на прошлой неделе республиканского семинара «Организация охраны лесов от пожаров» под председательством первого заместителя министра лесного хозяйства Александра Кулика.
Это масштабное и зрелищное мероприятие, в котором принимали участие представители МЧС во главе с заместителем министра по чрезвычайным ситуациям Дмитрием Бегуном и начальником авиации ГААСУ «Авиация» Олегом Яковлевым, украинские коллеги из приграничных районов Ровненской области, а также главные лесничие объединений и лесхозов, директора, представители науки, было сугубо практическим. «Сегодня мы уйдем от заседаний и сконцентрируемся на практике, — подчеркнул Александр Антонович в приветственном слове, — мы много говорим, а реальность порой оказывается другой».
И привел в пример ситуацию Ушачского лесхоза, где недавно случились возгорания на площади около 30 га, и это в области, где еще, казалось, недавно лежал снег. Главная причина случившегося, по мнению первого замминистра, отсутствие должной организации и взаимодействия, поэтому всем участникам было предложено обсуждать злободневные вопросы в процессе практической работы семинара.
— Мы много рассказываем, показываем, а на практике все нередко происходит по-другому. На сегодня главный вопрос — координация действий на пожаре. Все есть для обнаружения, предупреждения и тушения лесных пожаров: 250 ПХС, 650 ППИ, 513 пожарно-наблюдательных вышек и мачт, 370 из них оборудованы системами видеонаблюдения, 545 пожарных машин. Сейчас закупаем 8 пожарных машин и еще 31 для тушения и подвозки людей на места возгораний. Также благодаря Президенту А. Г. Лукашенко передано и 20 гусеничных транспортеров для тушения пожаров на заболоченных участках. Поэтому и спрос будет самым жестким, — задал тон семинару Александр Антонович.
После чего его участники ознакомились с противопожарным арсеналом, имеющимся в наличии у Клецкого лесхоза. А главный лесничий лесхоза Борис Гаврис особо подчеркнул четко налаженное взаимодействие с районным МЧС, подтверждением чему служит единственное возгорание на шести сотках в прошлый сложный сезон. За десять лет в этом учреждении наибольшее количество возгораний случилось в 2006 году — 18. А начиная с 2010-го — не больше одного пожара в год. В лесхозе ПХС и шесть ППИ в каждом лесничестве укомплектованы согласно требованиям, используются плуги ПКЛ, диски, пять пожарных автомобилей.
При осмотре пожарной автоцистерны первый заместитель министра неожиданно предложил продемонстрировать оперативность и слаженность действий наглядным развертыванием пожарных рукавов на три разветвления, тем самым он решил проверить и полную укомплектованность машины. И хоть от растерянности сразу вышла заминка, в итоге клецкие лесоводы с задачей все-таки справились. Александр Антонович проинформировал присутствующих о том, что в скором времени для инженеров по охране леса в областях будут организованы практические занятия на базе учебных центров МЧС, чтобы в экстренных случаях действия работников лесной охраны были отточены до автоматизма.
Осмотрели участники и представленную линейку автомобилей от холдинговой компании «БелГАЗавтосервис». Директор Боровлянского спецлесхоза Александр Миронович дал высокую оценку полноприводным грузопассажирским машинам ГАЗ «соболь», которые имеются в его учреждении. По его словам, у них лучшая проходимость, чем у УАЗа, плавающая подвеска и высокий клиренс. А главное, герметичный и просторный грузовой отсек, что немаловажно при доставке к месту пожара не только людей, но и необходимого инвентаря.
По пути следования в Ганцевичский лесхоз участники мероприятия осмотрели еще один объект — прием водозадержания на небольшом мелиоративном канале. Это небольшая деревянная плотина, позволяющая в нужный момент за короткий промежуток времени аккумулировать воду и использовать для тушения, вызвала неподдельный интерес. Такое простое решение — хорошее подспорье в экстренных случаях.
По болоту как по паркету
Самое зрелищное участников мероприятия ожидало на Брестчине. И первое, что довелось увидеть и оценить, так это тактику тушения искусственного очага пожара с помощью лесопожарного модуля на базе военного вездехода на сильно заболоченном участке Ганцевичского лесхоза. Ту легкость, с которой эта техника передвигалась по болоту, невозможно представить в отношении каких-либо других машин, не говоря уже о человеке. Теперь отрасль располагает 20 вездеходами, и это придает уверенности лесоводам в своих силах в противостоянии стихии.
По словам главного лесничего Брестчины Александра Матюшевского, в прошлом году лесхозы Полесья особенно остро столкнулись с проблемой тушения возгораний на заболоченных участках.
«Если раньше пожар, подходя к болоту, останавливался, то в прошлом году, наоборот, по причине сухости, — рассказал Александр Николаевич, — очень тяжело было справляться беспомощным людям с пламенем высотой 5—7 метров и высокой температурой. Тактика тушения сводилась к локализации: вездеходом прокладывали опорную полосу, чтобы появлялась вода, от которой давали отжиг. Если вода после гусениц не проступала, мы смачивали следы вездехода, создавая росу и тем самым опорную полосу. Укомплектованы эти машины были модулями и мотопомпами, хотя использование модуля на болоте неэффективно в виду отсутствия источников чистой воды для забора».
Немаловажная функция вездеходов — доставка личного состава к месту тушения. В этом году область вооружилась еще тремя машинами ГТ-МУ в довесок к имеющимся двум ВПЛ-149 в Лунинецком и Ганцевичском лесхозах. И несмотря на то что этой технике уже более 30 лет, она в боевом состоянии. Все машины подготовлены и укомплектованы к сезону, что и было продемонстрировано участникам семинара. К примеру, ввиду отсутствия триплексов (военных обзоров) брестчане вырезали в броне боковые окна и вставили стекло, модернизировали, оснастили всем необходимым.
Как рассказал Александр Николаевич, на некоторых из них имеются следы от пуль, ведь машины использовались в Афганистане в разных целях, в том числе и для вывозки раненых с поля боя. «Военную технику, насколько смогли, мы приспособили к нашим потребностям. Для тушения на болоте, считаю, лучше машины нет», — резюмировал главный лесничий.
Немаловажно отметить, что, по мнению Александра Кулика, необходимо взять за основу представленную брестчанами комплектацию этих машин всем хозяйствам, в чьи парки она поступает.
Главный лесничий Ганцевичского лесхоза Игорь Шийч уже на следующем объекте — полигоне — поэтапно ознакомил присутствующих с одним из самых эффективных способов борьбы с огнем — тремя используемыми методами отжига (искусственное выжигание лесных горючих материалов с целью создания надежной опорной полосы). Проверяли здесь же в действии и огнеупорные средства — комплексил и метафосил. Ну и, конечно, самый зрелищный этап мероприятия — тушение пожара при помощи авиации МЧС: вертолетов Ми-2 и Ми-8.
Эффект присутствия
Имитация обнаружения пожара патрульным вертолетом Ми-2, задействование водосливной авиации, ведь по сценарию лесопатрульная команда не справилась с интенсивностью горения, высадка десантников с борта патрульного вертолета после слива воды, когда интенсивность горения уменьшалась и была возможность дальнейшей локализации очага пожара ранцевыми огнетушителями, — все это создавало впечатление реального присутствия на пожаре.
Впервые была продемонстрирована специализированная емкость, которая может разворачиваться в труднодоступных местах и заполняется при помощи водосливных устройств авиации. Вертолет в этом сезоне будет доставлять ее в те труднодоступные места, где отсутствуют какие-либо источники воды. Была продемонстрирована и доставка воды в специальной металлической емкости, приспособленной к транспортировке вертолетом. Емкость, по мнению первого замминистра, теперь должна быть в арсенале у каждого хозяйства.
Участники семинара осмотрели и представленную технику. Это линейка пожарных автоцистерн от ООО «Пожснаб», в том числе и те, которые скоро поступят лесхозы. А также имеющуюся на вооружении у Ганцевичского лесхоза: трактор МЛ-10, борона дисковая навесная и плуги ПКЛ и Л-134 на базе тракторов МТЗ, лесопожарный модуль на базе прицепа к легковому автомобилю (Лунинецкий лесхоз), модернизированную бочку РЖТ — лунинецкие лесоводы отказались от насоса и установили мотопомпу с тремя режимами, а также используемые емкости на базе автомобилей ЗИЛ (Барановичский лесхоз) и «Урал». Специалисты обсудили и пути решения такой серьезной проблемы, как отсутствие радиосвязи, необходимость которой в условиях пожара стоит остро. Так как имеющиеся в наличии радиостанции порядком изношены, были предложены такие варианты, как переход на короткочастотные, используемые спасателями, или же на бытовые, поскольку они неплохо себя зарекомендовали в Осиповичском опытном лесхозе. Этот вопрос пока остается открытым.
В процессе осмотра коллеги обсуждали и практическое применение имеющихся приспособлений. К примеру, речь шла о возможности модернизации лесопожарного модуля и перспективах его дальнейшей закупки, ведь для использования нужна только чистая вода. Практики подчеркнули эффективность таких модулей, но с усовершенствованной системой фильтрации.
Подводя итоги практического семинара, Александр Кулик поблагодарил организаторов за показательное мероприятие и акцентировал внимание участников на трех аспектах. Первое — противопожарная готовность на местах должна быть организована не хуже продемонстрированной на семинаре, в противном случае меры ответственности будут применены самые жесткие. Второе — в учреждениях необходимо решить вопрос наличия емкостей, которыми вертолет будет подвозить воду, и, самое главное, третье — обучение персонала.
«В прошлом году 1050 лесных пожаров на площади 6 тысяч га были для лесоводов Беларуси своеобразной катастрофой, — сказал в заключение Александр Антонович, — и, учитывая тот горький опыт, мы можем противопоставить стихии только высокую организованность и техническое обеспечение. Что и нужно продемонстрировать в этом сезоне».
В Беларуси для тушения лесных пожаров используется самый большой вертолет Ми-26 с водосливным устройством 15 тонн, место забора воды для этого воздушного судна должно быть размером не менее 70 на 70 метров. У Ми-8 водосливное устройство объемом 2,5—3 тонны, необходимая площадь для забора воды этим вертолетом — не менее 10 на 10 метров.
Александр Кулик проинформировал присутствующих о том, что в скором времени для инженеров по охране леса в областях будут организованы практические занятия на базе учебных центров МЧС, чтобы в экстренных случаях действия работников лесной охраны были отточены до автоматизма.
Больше фото — в разделе «Фотогалерея»
Комментарии
Оставить комментарий0 Комментариев