Конкретные размеры, а также порядок, критерии и условия выплаты стимулирующих и компенсирующей выплат в разрезе новых условий оплаты труда работников бюджетной сферы стали темами рабочего совещания руководства Минлесхоза, главных лесничих и корпуса начальников ПЭО лесхозов и ГПЛХО отрасли, состоявшегося на прошлой неделе в Минске. В фокусе внимания специалистов ключевой вопрос — схема расчета стимулирующих выплат за характер труда по профессиям рабочих и лесникам.
Уточним сразу: в целом с 2020 года зарплаты бюджетников будут рассчитывать по тарифной системе, которая состоит из базовой ставки и 18-разрядной тарифной сетки. Заработок лесника сейчас будет состоять из оклада, стимулирующих и компенсирующей выплат, предусмотренных инструкцией о порядке их осуществления работникам организаций, подчиненных Минлесхозу, оплата которых осуществляется с привлечением средств республиканского бюджета и поступлений средств от ведения лесного и охотничьего хозяйства. Определенные размеры, а также порядок и условия выплаты премии и материальной помощи будут фиксироваться положениями, утверждаемыми руководителями отдельных хозяйств.
Так, надбавка за характер труда по профессиям рабочих и лесникам, ставшая основной темой для обсуждения, согласно вышеупомянутой инструкции, в зависимости от вида выполняемых работ для лесников и выполнения заданий и норм выработки для рабочих может достигать 250 %. Основной вопрос: к какому варианту расчета этой надбавки прибегнуть, чтобы итоговая зарплата лесника осталась на уровне прошлого года?
Из большого количества обсуждаемых предложений и различных способов расчетов, особое внимание у собравшихся вызвала наработка экономистов Гродненского лесхоза.
Начальник планово-экономического отдела Гродненского лесхоза Инна ПОНОМАРЦЕВА.
— Нужно определиться, относить эту надбавку на содержание лесохозяйственного аппарата или на выполненные работы? В последнем случае разумно в каждом наряде, акте прописывать сумму этой надбавки. Если все-таки относить надбавку на содержание лесохозяйственного аппарата, нет смысла прописывать эту сумму в наряде. Чтобы не делить виды и объемы работ, выполненные лесниками и рабочими, относим надбавку на виды работ. Процент за выполненную норму леснику в нашем случае целесообразно рассчитывать от оклада, независимо от отработанного времени. Для себя мы определили, что при окладе лесника в 210 рублей, к примеру, за одну конкретную выполненную норму от оклада ему выплачивается 7,3 %.
При этом специалисты отметили, что единый подход для каждого лесхоза выработать сложно и, возможно, нет необходимости.
В качестве примера привели аналогию с 2019 годом, когда каждый лесхоз на определенный вид сдельных работ устанавливал свой процент премирования. В Гродненском лесхозе, к примеру, на всех видах работ дополнительно к сдельному заработку начисляли еще 50 % премирования. В Слониме каждый вид работ сопровождался различным процентом премии. Некоторые лесхозы, к примеру, платили за определенное количество выполненных норм.
Присутствующий на совещании заместитель министра лесного хозяйства Республики Беларусь Владимир Креч также отметил, что каждый лесхоз вправе сам определять процент надбавки за выполненные работы.
— Итоговый результат должен получиться тот же, — подчеркнул Владимир Иванович. — С учетом того, что до изменения законодательства у каждого лесхоза была своя специфика, унифицировать проценты надбавки и распространить на все лесхозы не получится. Нужно ориентироваться на существовавший ранее процент премии, и, если цифра по разным видам работ ранее разнилась, учитывая данный факт, разделять эти надбавки в процентах по видам деятельности.
К тому же Владимир Креч подчеркнул, что основная задача сейчас стоит прийти к пониманию способов начисления зарплаты лесникам в краткосрочной перспективе. Замминистра отметил, что для долгосрочного периода нужны глобальные изменения. Поэтому параллельно главным лесничим было дано поручение в месячный срок проработать предложения в части функционального разделения обязанностей лесников и рабочих в лесничествах, учитывая при этом необходимые объемы мероприятий, установленных лесоустроительным проектом и сверх него.
Резюмируя все варианты расчетов, предложенные экономистами Молодечненского, Мозырского опытного, Островецкого лесхозов и других лесохозяйственных учреждений, начальник управления экономики и инвестиций Министерства лесного хозяйства Игорь Малашевич отметил, что в краткосрочной перспективе просматривается два варианта расчета надбавки за характер труда по профессиям рабочих и лесникам: с дифференцированным и недифференцированным подходом. И первое, что стоит взять за основу, — нормы, от их количества специалистам и предстоит рассчитать надбавку.
На текущей неделе руководство Министерства подвело итоги этого рабочего совещания. Как рассказал Игорь Малашевич, в итоговом протоколе нашли отражение особенности применения новой системы оплаты труда для лесников. Так, рекомендовано внести в должностные инструкции лесника дополнения в части возможности осуществления работ, перечисленных в приказе Минлесхоза от 31.12.2019 г. № 329. Согласно протоколу за выполнение этих работ лесникам можно устанавливать надбавку за характер труда, при необходимости иные надбавки, определенные пунктом 6 Инструкции о размерах и порядке осуществления стимулирующих и компенсирующей выплат работникам организаций, подчиненных Минлесхозу, оплата труда которых осуществляется с привлечением средств республиканского бюджета, поступлений средств от ведения лесного и охотничьего хозяйства, утвержденной постановлением Минлесхоза от 22.11.2019 г. № 7 (далее — Инструкция к постановлению № 17).
При этом надбавки устанавливаются пропорционально фактически отработанному времени в качестве лесника, в размерах, не превышающих установленные указанным постановлением. Конкретный размер надбавок и порядок их осуществления может определяться руководителем организации, коллективным договором дифференцированно в зависимости от количества выполненных норм, процента выполнения норм. А также дифференцированно в зависимости от количества выполненных норм в разрезе мероприятий (рубки промежуточного пользования, мероприятия по воспроизводству лесов, мероприятия по защите лесов и др.) или иным способом, который не противоречит законодательству. Кроме того, рекомендуется отдельно составлять наряд-акты на выполнение лесником работ, перечисленных в ранее упомянутом приказе Минлесхоза от 31.12.2019 г. № 329, с указанием объема выполненных работ, выполненных норм, иных данных по усмотрению лесхоза. А расходы по стимулирующим выплатам, установленным леснику за выполнение таких работ, относить на выполненные виды работ.
Комментарий «БЛГ»
В связи с изменением с нового года системы оплаты труда работников бюджетных организаций в редакцию позвонило несколько человек, в основном лесники, которые опасаются, что в результате перемен могут «потерять» в заработной плате. Оно и понятно. Если прежде они получали зарплату из бюджета и имели возможность дополнительно процентов 30 заработать за счет хозрасчетной деятельности, то «переключившись» исключительно на бюджет, люди опасаются, что могут лишиться этого приработка. Что ж, тревога людей вполне естественна.
— Опасаться не стоит, — заверили нас в управлении экономики и инвестиций Минлесхоза. — Требование министра лесного хозяйства Виталия Дрожжи однозначное: заработная плата ни в коем случае не должна снизиться ни на копейку!
Мы попытались разобраться, в чем отличие новой системы оплаты, и должны сказать, что именно она позволяет заработать больше. Если, конечно, для этого будут созданы в хозяйстве соответствующие условия.
Для начала предлагаем расчет декабрьской (2019 г.) заработной платы одного из лесников ГЛХУ «Гродненский лесхоз» и его заработной платы, начисленной ему в январе 2020 г. Данные «БЛГ» предоставили в лесхозе.
Как видим, бюджетная часть заработной платы осталась практически неизменной, даже немного выросла. Но, повторимся, до января 2020 года лесники имели возможность ежемесячного приработка, который составлял примерно третью часть их начисленной заработной платы. И при новой системе оплаты труда эти работы будут оплачиваться. К слову, в минувшем году постановлением № 17 Минлесхоза утвержден перечень работ, для выполнения которых могут привлекаться лесники. При этом им устанавливается оплата за выполненный объем работ и фактически отработанное время при выполнении ими нормы, но не более 250 % оклада. Поскольку условия в лесхозах разные, то в Минлесхозе не стали вырабатывать единый механизм для начисления этой части заработной платы, а предоставили экономическим службам на местах свободу действий. В Гродненском ГПЛХО, например, в основу алгоритма положен механизм ее начисления в условиях, действовавших до 1 января 2020 года. Установленные межотраслевые нормы выработки рассчитаны на восьмичасовой рабочий день. Поэтому в основу расчета заработной платы за выполнение одной нормы на Гродненщине приняли соотношение восьмичасовой тарифной ставки соответствующего разряда по выполняемой работе с учетом условий премирования, которые действовали до 1 января 2020 года к окладу лесника, установленного с 1 января 2020 года. При этом в Гродненском ГПЛХО особо подчеркивают, что размер надбавок в разных лесхозах будет отличаться, поскольку у них разные условия для премирования. Однако размер зарплаты конкретного лесника при сопоставимых объемах выполненных работ будет сохранен.
Соб. инф.
Приложение к приказу Министерства лесного хозяйства
Республики Беларусь от 31.12.2019 г. № 329
Перечень работ, для выполнения которых
могут привлекаться лесники
1. Отвод и таксация лесосек.
2. Разрубка и расчистка квартальных просек.
3. Создание противопожарных разрывов и их содержание.
4. Уборка захламленности.
5. Рубки деревьев, оставленных на лесосеке в целях воспроизводства лесов (семенных деревьев).
6. Рубки лесосеменных плантаций, отслуживших свой срок эксплуатации.
7. Рубки деревьев при отводе лесосек, закладке пробных площадей, лесоустройстве, проведении лесопатологического мониторинга, осуществлении радиационного контроля в лесах.
8. Рубки деревьев при тушении лесных пожаров, содержании, ремонте и реконструкции лесохозяйственных дорог.
9. Мелиоративные мероприятия.
10. Рубки промежуточного пользования.
11. Мероприятия по защите и воспроизводству лесов, в том числе лесозащитные мероприятия (за исключением общего надзора), сплошные санитарные рубки, рубки деревьев, являющихся промежуточными хозяевами вредителей и болезней лесов, по периметру существующих и проектируемых лесных питомников и лесосеменных плантаций, разрубка и расчистка площадей для создания (расширения) лесных питомников, лесосеменных плантаций и селекционно-генетических объектов.
Из Инструкции о размерах и порядке осуществления стимулирующих и компенсирующей выплат работникам организаций, подчиненных Министерству лесного хозяйства, оплата труда которых осуществляется с привлечением средств республиканского бюджета, поступлений средств от ведения лесного и охотничьего хозяйства
Надбавка за стаж работы в отрасли устанавливается работникам организаций в следующих размерах:
до 5 лет — 25 % оклада;
от 5 до 10 лет — 40 % оклада;
от 10 до 15 лет — 55 % оклада;
от 15 до 20 лет — 70 % оклада;
от 20 до 30 лет — 85 % оклада;
от 30 лет и выше — 100 % оклада.
Работникам организаций устанавливаются следующие виды надбавок:
• за высокие производственные достижения в труде, а также за выполнение особо важной (срочной) работы — в размере до 200 % оклада;
• за особенности профессиональной деятельности — в размере до 165 % оклада;
• за работу в зонах радиоактивного загрязнения, плотность которых свыше
5 Ки/кв. км составляет не менее 60 % от общей площади, — в размере до 25 % оклада;
• за характер труда по профессиям рабочих и лесникам — в размере до 250 % оклада.
Конкретный размер перечисленных в настоящем пункте надбавок и порядок осуществления их выплаты определяются руководителем организации.
Надбавка молодым специалистам устанавливается в размере 10 % оклада.
Доплата за особые, тяжелые, сложные и напряженные условия работы устанавливается работникам организаций в размере до 80 % оклада.
Конкретный размер указанной доплаты и порядок осуществления ее выплаты определяются руководителем организации.
Комментарии
Оставить комментарий0 Комментариев