Именно так в отрасли координируют действия по разработке ветровально-буреломных лесосек. Оперативные штабы и выездные мониторинги — в ежедневном графике у руководства отрасли, ГПЛХО и лесхозов. Рассказываем о самых важных решениях, принятых за последнюю неделю по итогам их проведения.
Отводы: быстро и качественно
Ключевой задачей на сегодня для пострадавших в результате непогоды 12-го и 13 мая лесхозов остаются отводы лесосек. Сделать это нужно быстро, чтобы максимально оперативно приступить к разработке пострадавших участков.
С учетом поставленной правительством задачи и обозначенных сроков — до 1 июня завершить выписку лесорубочных билетов по сплошным санитарным рубкам — наиболее пострадавшим лесхозам уже на первом этапе не обойтись без помощи коллег. Решением комиссии по чрезвычайным ситуациям Минлесхоза определено: эту помощь окажут опытные специалисты «Белгослеса» — они уже работают в Могилевской области.
Все силы и средства — на разработку бурелома
В целом на разработке ветровально-буреломных лесосек сегодня трудятся около 2 тысяч человек и более 1,5 тысячи единиц техники. На помощь лесхозам Могилевской области пришли 80 лесхозов из других областей. Каждый из них разработает минимум по 40 га. Отметим, что ранее эта цифра была меньше, но увеличена с учетом результатов дообследований лесного фонда. Решением комиссии по ЧС она может быть увеличена и в последующем. Всё зависит от окончательных объемов постановки на учет пострадавших насаждений. Уже сегодня в каждом лесхозе, работающем на буреломе, должны быть закреплены ответственные (не ниже уровня помощника лесничего), которые занимаются координацией всех действий и знают, сколько техники и людей работают в лесу, где и в каких объемах складируется заготовленная древесина, как осуществляется вывозка и т. д.
Столь большое количество задействованных ресурсов автоматически ставит и перед лесхозами, направившими помощь, и перед лесхозами, ее принявшими, ряд задач. Первая — создание достойных условий труда работников. И эта задача ложится на плечи заместителей руководителей организаций по идеологической работе.
«Организация размещения, питания работников, морально-психологический климат — это задачи идеологов, которые должны быть правой рукой руководителей и постоянно находиться в лесу», — подчеркнули в Минлесхозе.
Вторая задача — соблюдение требований охраны труда. Инструктажи, выездные мониторинги, обеспечение средствами индивидуальной защиты — всё это должно быть. Более того, лесхозы отвечают не только за своих работников, но также за тех, кто придет работать к ним как «на услуги», так и за иных лесопользователей, участвующих в разработке буреломов.
Лица, оказывающие услуги по заготовке ветровально-буреломной древесины, в обязательном порядке должны предоставить ответственным специалистам лесхоза, а те, в свою очередь, потребовать от них сведения о прохождении проверки знаний по вопросам охраны труда, подтверждение квалификации, данные о медицинском осмотре работников, привлекаемых к заготовкам.
К слову, специалистов по охране труда лесхозов временно перевели на вахтовый режим труда. Каждое ГПЛХО сформировало группы (не менее двух специалистов по охране труда лесхозов и (или) ГПЛХО с закреплением за ними транспорта), которые будут контролировать соблюдение требований по охране труда при разработке ветровально-буреломных лесосек. При этом для специалистов службы охраны труда не должно быть разницы, кто работает на лесосеке: лесхоз, юридические лица, ИП, оказывающие услуги, или иной лесопользователь. Требования ко всем одинаковы.
Что касается ремонта техники, то в Могилеве расположены сервисные центры и «АМКОДОРа», и «МАЗа». Их специалисты готовы также в кратчайшие сроки выехать на места и заменить выходящие из строя детали.
Такие договоренности особенно актуальны с учетом еще одного принципиального решения, принятого руководством отрасли: на ветровально-буреломных участках по сплошным санитарным рубкам должна работать исключительно многооперационная лесозаготовительная техника, никакого ручного труда. Это опять же касается как лесхозов, так и юридических лиц, ИП, оказывающих услуги, и иных лесопользователей.
И еще один важный момент: вся заготовленная древесина должна быть оперативно вывезена. При этом лесхозам нужно минимизировать объемы складирования лесоматериалов вдоль дорог. Вместе с районными властями необходимо проработать вопрос определения площадок для временного размещения заготовленной продукции.
Плановые рубки приостановлены, но ГПЛХО смогут принимать исключительные решения
Одним из первых решений, принятых в штабе отрасли, было приостановление отпуска древесины на корню, проведение рубок главного пользования и плановых рубок в здоровых насаждениях, за исключением осветления и прочисток, а также отпуска древесины на корню сторонним организациям, в том числе на арендуемых участках лесного фонда.
Исключение допускалось лишь в одном случае: при наличии подтвержденных объемов реализации древесины в целях выполнения договорных обязательств и по согласованию с Минлесхозом. Условно, если необходимого сырья нельзя заготовить на ветровально-буреломных участках.
Позже решением комиссии по чрезвычайным ситуациям такие полномочия перешли от Минлесхоза к ГПЛХО. Цель — повысить оперативность принятия решений.
При этом персональную ответственность за принятые решения будут нести генеральные директора и главные лесничие ГПЛХО, а специалисты Минлесхоза, в свою очередь, оставляют за собой право проведения выборочного контроля.
Как подчеркнуло руководство отрасли, такие решения должны носить исключительный характер. И спрос с руководителей, которым дали сегодня возможности, за это будет персональным.
«Дельцам» в лесу не место
Так уж сложилось исторически, что как только в лесу случается беда в виде ветровалов и буреломов, сразу же находятся те, кто решает этим воспользоваться.
Речь о «дельцах», стремящихся в суете подзаработать и завезти пару десятков «неучтенных» кубометров не по адресу. Задача руководителей на местах — предупредить попытки хищения буреломной древесины. Для этого в отрасли будут активно использовать фотоловушки, которые установят в местах складирования продукции. Помимо этого, создаются мобильные группы, задача которых — проверка лесовозов.
Оставить после себя порядок
Большие объемы складирования и вывозки древесины, безусловно, скажутся и на состоянии дорожных сетей в регионах. На это было обращено внимание и в ходе выездного совещания в Горецком лесхозе с участием заместителя Премьер-министра Юрия Назарова.
Обеспокоенность районных властей, в общем-то, понятна: лишних денег в бюджете нет, но по дорогам должны с одинаковым комфортом передвигаться не только лесовозы, но и автомобили обычных граждан.
Позиция руководства отрасли также однозначна: повредил — восстанови. Выработан и простой алгоритм: лесхоз заключает договор, условно, с ДРСУ, в соответствии с которым обязуется по завершении работ и на основании дефектного акта оплатить ремонт поврежденных дорог. При необходимости лесхоз также может проводить текущий ремонт: подсыпку, грейдирование.
На месте бурелома — новый лес
Древесина еще не заготовлена, но думать о лесовосстановлении нужно уже сегодня. Ведь от того, как проведена очистка лесосеки, зависят качество создаваемых лесных культур, последующая механизация уходов.
«Объемы лесовосстановления большие. Только в Могилевской области с начала года это свыше 4 тысяч гектаров по сплошным санитарным рубкам. Уже сегодня очевидно: нам нужна механизация. И сколько бы это ни стоило, списание лесных культур в последующем обойдется дороже», — обозначило во время заседания комиссии по ЧС позицию руководство отрасли.
Комментарии
Оставить комментарий0 Комментариев