Чего удалось достичь ОАО «Амкодор» за семь лет производства лесных машин

Чего удалось достичь ОАО «Амкодор» за семь лет производства лесных машин

Компетентный собеседник

Евгений ЖИБУЛЬ, Фото автора
06.02.2014 Версия для печати

Несмотря на то что в большинстве стран площадь лесного фонда сопоставима с площадью сельхозугодий, рынок лесной техники по сравнению с техникой для аграриев меньше на несколько порядков. А крупных производителей многооперационной лесной техники можно перечесть по пальцам. На постсоветском пространстве самый известный из них ОАО «Амкодор». В прошлом году его доля на российском рынке лесных машин достигла 10 процентов. Впервые договор на поставку четырех форвардеров этой марки подписан с украинскими лесозаготовителями. О том, чего удалось достичь холдингу за семь лет производства лесных машин и какие новые модели появятся в ближайшем году, нам рассказал заместитель генерального конструктора ОАО «Амкодор» Андрей ГЕРМАН.

В прошлом году мы произвели 144 машины для лесного комплекса. В текущем году планируем выпустить уже 160. фото

— Андрей Александрович, в холдинге ОАО «Амкодор» уже 24 завода по всей Беларуси. Они выпускают самую различную технику — от дорожной до торфодобывающей, зерносушильные комплексы, снегоочистители, бытовую технику... Какое место в этой широкой гамме продукции занимают лесные машины и как это направление будет развиваться в дальнейшем?

— Мы занимаемся продажей лесной техники всего семь лет. За этот период было изготовлено 585 машин. Кстати, многие мировые лидеры лесного машиностроения шли к таким показателям десятки лет. Сегодня холдинг активно развивается. Например, только в прошлом году было инвестировано в развитие около 40 млн евро. Примерно 75 процентов этой суммы потрачено на закупку нового оборудования. Направлений деятельности на самом деле очень много. Что касается лесного машиностроения, оно в холдинге одно из приоритетных. Это подтверждает и открытие в прошлом году нового завода в Логойске, который специализируется на создании машин для леса. В прошлом году мы произвели 144 машины для лесного комплекса. В текущем году планируем выпустить уже 160.

— При разработке новых моделей вы делаете ставку на универсальность машин, давая возможность использовать их при выполнении различных работ в лесу, или, наоборот, на узкую специализацию?  

— Универсальность техники в лесном хозяйстве не всегда оправданна. Когда речь идет о профессиональной заготовке древесины, нужна максимальная эффективность выполнения работ, а ее могут обеспечить лишь узкоспециализированные машины. К примеру, можно создать универсальное шасси и при необходимости с помощью системы мультилифт превращать его в харвестер, форвардер, пожарную или рубильную машину. И такая модель есть в нашей линейке. Но мы не стали дальше развивать направление модульной техники именно из-за более низкой ее эффективности по сравнению с узкоспециализированной. На базе этой машины сов- местно с российским заводом «Велмаш» мы создали очень оригинальную и нужную энергетикам машину — кронорез. Она оснащена стрелой с вылетом 17 метров и предназначена для срезания нависающих веток вдоль линий электропередачи. Эта модель получила государственную поддержку  в России и рекомендована для использования во всех регионах.

— Какие новые модели лесных машин появятся в текущем году?

— К концу года мы планируем освоить серийное производство многооперационных машин малого класса для рубок ухода с шириной 2,3 метра. Харвестер «Амкодор 2531» уже завершает испытания. Для работы в комплексе с ним в декабре 2013 года мы изготовили форвардер «Амкодор 2631». Эта техника создана по поручению правительства и при активном сотрудничестве с Министерством лесного хозяйства. Она ориентирована на белорусский рынок, поскольку в России востребованы преимущественно мощные харвестеры и форвардеры с колесной формулой «8х8». К примеру, в прошлом году мы изготовили 21 такую машину, 10 из них экспортированы в Россию. В настоящее время на конвейере собираются еще четыре машины такого класса. Два из четырех форвардеров, поставляемых в Украину, также восьмиколесные. Мы считаем этот рынок очень перспективным.

— Планируете ли вы разрабатывать лесозаготовительные машины микрокласса, аналоги импортных «Vimec»?   

— Для освоения выпуска таких машин нужны малогабаритные узлы. В нашем случае их разработка очень трудоемкий процесс, поскольку мы всегда специализировались на технике другого класса. Тем более мы не ставим задачу охватить все направления и создать как можно больше моделей машин. Скорее наоборот — мы работаем над тем, чтобы в каждом классе была одна-две машины, но они были максимально надежными и производительными. К примеру, наши харвестеры «Амкодор 2551» и форвардеры «Амкодор 2661» выпускаются уже более шести лет, мы постоянно совершенствуем их, но при этом не меняем название моделей.

— Насколько уверенно вы себя чувствуете на рынке рубильных машин?

— Производителей такой техники в мире гораздо больше, чем любой другой лесозаготовительной. Поэтому конкуренция здесь очень жесткая. Вместе с тем биоэнергетика во всем мире развивается стремительно, и это очень перспективный рынок. Причем производства по выпуску топливной щепы активно создаются даже в России, богатой углеводородными ископаемыми. В прошлом году мы создали опытный образец рубильной машины на шасси форвардера с двигателем мощностью 323 л. с. В настоящее время техника находится на испытаниях в Березинском лесхозе, где очень хорошо себя зарекомендовала. Железнодорожный вагон объемом 80 кубометров заполняется щепой за 35 минут. В начале года мы завершили испытания и планируем запустить ее в серийное производство. Кстати, эта рубильная машина разрабатывалась совместно с учеными Белорусского государственного технологического университета. Они также принимают участие в проведении испытаний. Такое сотрудничество дает очень хороший результат для обеих сторон.

— Вы как-то говорили о планах освоить выпуск лесовозных тележек для трактора.

— Около пятнадцати лет назад мы начинали развивать лесное машиностроение с этой простой, но нужной в лесном хозяйстве техники. Но выпуск таких лесовозных прицепов в холдинге «Амкодор» не получил развития. Наверное, неоправданно, поскольку спрос на них довольно большой. В текущем году мы планируем предложить покупателям такие тележки.

— Планируется ли делать их с приводом?

— Нет, это будет обычная лесовозная тележка без ведущих колес. Усложнять ее нет смысла, для более тяжелых условий эксплуатации в нашем модельном ряду есть форвардер.

— В прошлом году «Амкодор» приобрел еще одно белорусское предприятие — Кохановский экскаваторный завод. Возможно ли в перспективе использование гусеничной базы экскаваторов для выпуска харвестеров?

— Мы планируем выпустить такую машину уже к концу текущего года. Однако она ориентирована на российские регионы, где ведется хлыстовая заготовка. Для Беларуси такая техника неактуальна, поскольку использование гусениц в лесу запрещено законодательством. Российские лесозаготовители покупают такие машины, поскольку они имеют хорошую проходимость и стоят дешевле колесного харвестера за счет более дешевой базы экскаватора.

— В прошлом году в холдинге появилось новое предприятие — ООО «АМКОДОР Дизайн-центр». В связи с этим стоит ли ожидать изменения дизайна лесных машин?

— Среди первых проектов этого предприятия — доработка кабины лесных машин. Есть ряд проблем, которые мы хотели бы решить с помощью инженеров-дизайнеров. Прежде всего необходимо улучшить систему кондиционирования салона, а также увеличить внутреннее пространство кабины, сделать ее более удобной для оператора и предусмотреть дополнительное место для второго человека — курсанта, инструктора или другого специалиста. Согласно договору уже в текущем году новая кабина будет разработана и изготовлена. Ею мы будем оснащать все последующие модели наших машин.

— Конкуренция на рынке лесных машин сегодня очень жесткая. И не последнюю роль в ней играет наличие сервисных центров. «Амкодор» заканчивает создание сети СЦ во всех областях. Какой будет следующий шаг навстречу потребителю?

— Действительно, сервисные центры уже созданы во всех областях. Это был очень сложный и затратный процесс. Но все вложенные средства оправданны. Теперь стоит задача наладить их оперативную и профессиональную работу. Кроме того, у нас создана совместная рабочая группа с Министерством лесного хозяйства. Не скрою, проблемных вопросов еще немало. Но многое уже удалось решить совместными усилиями. Цель у нас с производственниками одна — обеспечить эффективную и бесперебойную работу техники. Во многом этому способствует и увеличение срока гарантийного обслуживания до 24 месяцев.

— Нередко от производственников приходится слышать мнение, что работа харвестера на 80 процентов зависит от квалификации оператора. Согласны ли вы с этим?

— И это относится не только к харвестерам, но и к любой другой сложной технике. Не случайно на современных машинах каждый оператор выбирает на бортовом компьютере свой режим работы, от которого зависит скорость работы гидравлики и другие параметры. К примеру, такая возможность есть на наших харвестерах «Амкодор 2531». Чтобы не быть голословным, приведу несколько фактов. В России месячная выработка на наших машинах достигает 4500 кубометров на харвестер и до 6000 кубов на форвардер. Есть очень хорошие результаты и в Беларуси. Как и все ведущие производители лесных машин, мы также работаем над повышением качества обучения операторов. К примеру, на нашем заводе «Дормаш» в Минске установлен симулятор для подготовки операторов. Здесь занимаются слушатели курсов повышения квалификации из Республиканского центра повышения квалификации специалистов лесного хозяйства.


Комментарии

Оставить комментарий

0 Комментариев

Связаться с редакцией: