Несмотря на то что в большинстве стран площадь лесного фонда сопоставима с площадью сельхозугодий, рынок лесной техники по сравнению с техникой для аграриев меньше на несколько порядков. А крупных производителей многооперационной лесной техники можно перечесть по пальцам. На постсоветском пространстве самый известный из них ОАО «Амкодор». В прошлом году его доля на российском рынке лесных машин достигла 10 процентов. Впервые договор на поставку четырех форвардеров этой марки подписан с украинскими лесозаготовителями. О том, чего удалось достичь холдингу за семь лет производства лесных машин и какие новые модели появятся в ближайшем году, нам рассказал заместитель генерального конструктора ОАО «Амкодор» Андрей ГЕРМАН.
— Андрей Александрович, в холдинге ОАО «Амкодор» уже 24 завода по всей Беларуси. Они выпускают самую различную технику — от дорожной до торфодобывающей, зерносушильные комплексы, снегоочистители, бытовую технику... Какое место в этой широкой гамме продукции занимают лесные машины и как это направление будет развиваться в дальнейшем?
— Мы занимаемся продажей лесной техники всего семь лет. За этот период было изготовлено 585 машин. Кстати, многие мировые лидеры лесного машиностроения шли к таким показателям десятки лет. Сегодня холдинг активно развивается. Например, только в прошлом году было инвестировано в развитие около 40 млн евро. Примерно 75 процентов этой суммы потрачено на закупку нового оборудования. Направлений деятельности на самом деле очень много. Что касается лесного машиностроения, оно в холдинге одно из приоритетных. Это подтверждает и открытие в прошлом году нового завода в Логойске, который специализируется на создании машин для леса. В прошлом году мы произвели 144 машины для лесного комплекса. В текущем году планируем выпустить уже 160.
— При разработке новых моделей вы делаете ставку на универсальность машин, давая возможность использовать их при выполнении различных работ в лесу, или, наоборот, на узкую специализацию?
— Универсальность техники в лесном хозяйстве не всегда оправданна. Когда речь идет о профессиональной заготовке древесины, нужна максимальная эффективность выполнения работ, а ее могут обеспечить лишь узкоспециализированные машины. К примеру, можно создать универсальное шасси и при необходимости с помощью системы мультилифт превращать его в харвестер, форвардер, пожарную или рубильную машину. И такая модель есть в нашей линейке. Но мы не стали дальше развивать направление модульной техники именно из-за более низкой ее эффективности по сравнению с узкоспециализированной. На базе этой машины сов- местно с российским заводом «Велмаш» мы создали очень оригинальную и нужную энергетикам машину — кронорез. Она оснащена стрелой с вылетом 17 метров и предназначена для срезания нависающих веток вдоль линий электропередачи. Эта модель получила государственную поддержку в России и рекомендована для использования во всех регионах.
— Какие новые модели лесных машин появятся в текущем году?
— К концу года мы планируем освоить серийное производство многооперационных машин малого класса для рубок ухода с шириной 2,3 метра. Харвестер «Амкодор 2531» уже завершает испытания. Для работы в комплексе с ним в декабре 2013 года мы изготовили форвардер «Амкодор 2631». Эта техника создана по поручению правительства и при активном сотрудничестве с Министерством лесного хозяйства. Она ориентирована на белорусский рынок, поскольку в России востребованы преимущественно мощные харвестеры и форвардеры с колесной формулой «8х8». К примеру, в прошлом году мы изготовили 21 такую машину, 10 из них экспортированы в Россию. В настоящее время на конвейере собираются еще четыре машины такого класса. Два из четырех форвардеров, поставляемых в Украину, также восьмиколесные. Мы считаем этот рынок очень перспективным.
— Планируете ли вы разрабатывать лесозаготовительные машины микрокласса, аналоги импортных «Vimec»?
— Для освоения выпуска таких машин нужны малогабаритные узлы. В нашем случае их разработка очень трудоемкий процесс, поскольку мы всегда специализировались на технике другого класса. Тем более мы не ставим задачу охватить все направления и создать как можно больше моделей машин. Скорее наоборот — мы работаем над тем, чтобы в каждом классе была одна-две машины, но они были максимально надежными и производительными. К примеру, наши харвестеры «Амкодор 2551» и форвардеры «Амкодор 2661» выпускаются уже более шести лет, мы постоянно совершенствуем их, но при этом не меняем название моделей.
— Насколько уверенно вы себя чувствуете на рынке рубильных машин?
— Производителей такой техники в мире гораздо больше, чем любой другой лесозаготовительной. Поэтому конкуренция здесь очень жесткая. Вместе с тем биоэнергетика во всем мире развивается стремительно, и это очень перспективный рынок. Причем производства по выпуску топливной щепы активно создаются даже в России, богатой углеводородными ископаемыми. В прошлом году мы создали опытный образец рубильной машины на шасси форвардера с двигателем мощностью 323 л. с. В настоящее время техника находится на испытаниях в Березинском лесхозе, где очень хорошо себя зарекомендовала. Железнодорожный вагон объемом 80 кубометров заполняется щепой за 35 минут. В начале года мы завершили испытания и планируем запустить ее в серийное производство. Кстати, эта рубильная машина разрабатывалась совместно с учеными Белорусского государственного технологического университета. Они также принимают участие в проведении испытаний. Такое сотрудничество дает очень хороший результат для обеих сторон.
— Вы как-то говорили о планах освоить выпуск лесовозных тележек для трактора.
— Около пятнадцати лет назад мы начинали развивать лесное машиностроение с этой простой, но нужной в лесном хозяйстве техники. Но выпуск таких лесовозных прицепов в холдинге «Амкодор» не получил развития. Наверное, неоправданно, поскольку спрос на них довольно большой. В текущем году мы планируем предложить покупателям такие тележки.
— Планируется ли делать их с приводом?
— Нет, это будет обычная лесовозная тележка без ведущих колес. Усложнять ее нет смысла, для более тяжелых условий эксплуатации в нашем модельном ряду есть форвардер.
— В прошлом году «Амкодор» приобрел еще одно белорусское предприятие — Кохановский экскаваторный завод. Возможно ли в перспективе использование гусеничной базы экскаваторов для выпуска харвестеров?
— Мы планируем выпустить такую машину уже к концу текущего года. Однако она ориентирована на российские регионы, где ведется хлыстовая заготовка. Для Беларуси такая техника неактуальна, поскольку использование гусениц в лесу запрещено законодательством. Российские лесозаготовители покупают такие машины, поскольку они имеют хорошую проходимость и стоят дешевле колесного харвестера за счет более дешевой базы экскаватора.
— В прошлом году в холдинге появилось новое предприятие — ООО «АМКОДОР Дизайн-центр». В связи с этим стоит ли ожидать изменения дизайна лесных машин?
— Среди первых проектов этого предприятия — доработка кабины лесных машин. Есть ряд проблем, которые мы хотели бы решить с помощью инженеров-дизайнеров. Прежде всего необходимо улучшить систему кондиционирования салона, а также увеличить внутреннее пространство кабины, сделать ее более удобной для оператора и предусмотреть дополнительное место для второго человека — курсанта, инструктора или другого специалиста. Согласно договору уже в текущем году новая кабина будет разработана и изготовлена. Ею мы будем оснащать все последующие модели наших машин.
— Конкуренция на рынке лесных машин сегодня очень жесткая. И не последнюю роль в ней играет наличие сервисных центров. «Амкодор» заканчивает создание сети СЦ во всех областях. Какой будет следующий шаг навстречу потребителю?
— Действительно, сервисные центры уже созданы во всех областях. Это был очень сложный и затратный процесс. Но все вложенные средства оправданны. Теперь стоит задача наладить их оперативную и профессиональную работу. Кроме того, у нас создана совместная рабочая группа с Министерством лесного хозяйства. Не скрою, проблемных вопросов еще немало. Но многое уже удалось решить совместными усилиями. Цель у нас с производственниками одна — обеспечить эффективную и бесперебойную работу техники. Во многом этому способствует и увеличение срока гарантийного обслуживания до 24 месяцев.
— Нередко от производственников приходится слышать мнение, что работа харвестера на 80 процентов зависит от квалификации оператора. Согласны ли вы с этим?
— И это относится не только к харвестерам, но и к любой другой сложной технике. Не случайно на современных машинах каждый оператор выбирает на бортовом компьютере свой режим работы, от которого зависит скорость работы гидравлики и другие параметры. К примеру, такая возможность есть на наших харвестерах «Амкодор 2531». Чтобы не быть голословным, приведу несколько фактов. В России месячная выработка на наших машинах достигает 4500 кубометров на харвестер и до 6000 кубов на форвардер. Есть очень хорошие результаты и в Беларуси. Как и все ведущие производители лесных машин, мы также работаем над повышением качества обучения операторов. К примеру, на нашем заводе «Дормаш» в Минске установлен симулятор для подготовки операторов. Здесь занимаются слушатели курсов повышения квалификации из Республиканского центра повышения квалификации специалистов лесного хозяйства.
Комментарии
Оставить комментарий0 Комментариев